Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми мыслями из двенадцатого Псалма. Ввиду того, что Псалом этот сравнительно не большой, то мы его прочтем целиком: «Начальнику хора. Псалом Давида. Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною? Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуется гонители мои, если я поколеблюсь. Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня«.
Какой это чудный Псалом, сколько в нем поучения и ободрения Божьему чаду, проходящему долину смертной тени. Пусть Сам Дух Святой пусть откроет нам Свое Слово, чтобы сердца наши укрепились в надежде на Бога.
Автором этого Псалма является Давид, и хотя не указано в какой именно период жизни псалмопевца он был написан, ясно одно, что Давид проходил глубокие воды испытания. Но Псалом этот выражает чувства и переживания не только псалмопевца Давида, но тысяч и миллионов Божьих детей, прошедших веков, в их искании Бога. Он выражает алчбу ищущей души по Богу и по сей день. Может быть среди вас есть те, кто находятся в подобных обстоятельствах отчаяния. Мой друг, этот Псалом для тебя. Ободрись, Господь имеет для тебя сегодня слово утешения.
Разве нам всем не приходилось переживать чувства одиночества, когда казалось, что Сам Бог, не только забыл тебя, но как будто в ярости скрыл лице Свое отнас? О, друг, подними повисшую от скорби голову твою, ибо грядет избавление твое. Только верь и не бойся. Псалом содержит переживание души, исходящий изнутри, не надеющийся на себя и обращающейся к Тому одному, Кто может помочь бедствующей душе.
Первая часть Псалма выражает жалобу души, находящуюся в длительном и тяжелом испытании. Во второй части мы видим переход томящейся души из состояния отчаяния к усердной и пламенной молитве об избавлении. И последняя часть Псалма, в 6-ом стихе мы слышим песнь радости и победы. Заметьте, на какой торжественной ноте кончается 12-ый Псалом: «Сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня«. А начался Псалом плачевной нотой: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец…»
Возьмем теперь по очереди эти три части нашего Псалма. Не без значения находим мы в первых стихах слово «доколе» четыре раза. В разгар своего испытания, Давид вдруг восклицает: доколе, Господи… разве до вечности? До сих пор, в продолжении какого-то времени, он видимо молча переносил тяжесть переживаний. Что казалось ему почти вечностью. Терпеть и сдерживать в себе копившуюся горечь он больше не был в состоянии, и подобно вулкану из глубины его души вырывается отчаянный вопль: «Доколе, Господи… доколе… доколе… доколе…» Он мужественно переносил это испытание, но не видя избавления столь продолжительное время, и думая, что Бог его забыл он изливает свою душу в жалобе Богу.
Кто-то назвал этот Псалом одним словом «Доколе». И действительно, тут замечается некоторое нетерпение со стороны молящегося. Тут чувствуется интенсивное желание быть избавленным, и по той или иной, одному только Богу ведомой, причине Бог медлит с ответом. Почему? Есть разные причины, но мне кажется, что главная заключается в том, чтобы никакая плоть перед Ним не хвалилась. Иными словами, Бог ожидает наших молитв, Он ожидает, когда мы призовем Его на помощь, чтобы Он нас выручил и этим прославился.
Другая причина замедления Божьих ответов на наши молитвы заключается в том, чтобы наша вера крепла и росла. Причина, почему ты попал в безвыходное положение – чтобы ты познал, что Бог не только может спасать и избавлять, но что Он желает твоего молитвенного общения. Когда Бог как будто скрывает лицо от Своего чада, то это для того, чтобы усилилась твоя молитва. Слушайте, что говорит пророк Исаия: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды; блаженны все, уповающие (или ожидающие как сказано в ином переводе) на Него!» Ис.30:18.
А Иаков в своем Послании говорит: С великою печалью? Нет и еще раз нет, «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (1:2,3).
Нет, Бог не забыл, но Он ожидает нашего обращения. Быть может мы стали пренебрегать молитвой, мы уже не так ревностно ищем Божьего лица, все шло так гладко, что не нужно больше так ревностно молиться, и для того, чтобы нас помиловать и сжалиться над нами, Он удерживается. «Терпение нужно вам, — говорит автор Послания к Евреям, — чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное — и он добавляет: ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит» (10:36,37).
«Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец…» В подлиннике: «Доколе, Господи, будешь забывать, разве навсегда?» Испытание псалмопевца казалось бесконечным, он уже начал думать, что Бог его вовсе забыл и больше к нему не возвратится. Как медленно идут часы, дни кажутся неделями, недели месяцами, месяцы годами, а помощи нет. Действительно, одна неделя заключения в узах кажется дольше, чем месяц на свободе. О, как часто вздыхает душа: доколе! доколе, Господи!
Второй раз псалмопевец Давид повторяет слово «доколе», говоря: «…доколе будешь скрывать лице Твое от меня?» Наша дружба к человеку, внимание, любовь высказывается улыбкой на лице, обращенной в его сторону. Не так ли? Это выражение согласия и одобрения. Библейским языком оно сказано так: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс.4:7).
Напротив, недружелюбие, огорчение, обида, выражаются отвращением лица. О,как больно, когда душа чувствует, что Бог скрывает Свое лицо. Не видя лица Господа, псалмопевец в недоумении, доволен ли Бог им или нет? О, если в такие моменты мы могли бы оком веры видеть нежный взгляд нашего Господа, но Он скрыт за облаком испытаний. Но и это есть испытание нашей веры. Всю боль этого переживания видно в словах того же 27-го Псалма: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу«. Пророк Исаии указывает на то, что нам нужно делать, когда Господь скрывает Свое лицо от нас: «Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» (8:17). «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (50:10).
Да, друг мой, милость и любовь Его заставила Его скрыть лице Свое от тебя, дабы ты ревностнее и усерднее искал Его.
Третий раз псалмопевец восклицает «доколе», но на этот раз его вопрос имеет новый аргумент. Слушайте: «Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь?» В душе своей он ищет всевозможные выходы из сложившегося положения. Искушением было искать утешение и разрешение своих проблем в своем сердце. Разве обыкновенно душа, проходящая испытания, не направляет свой взор внутрь себя, ища покой и утешение? Но Давид отказался от этого – взор его веры направлен на Господа. Почему тебе, мой дорогой друг, не начать сейчас воспевать хвалу и славословие твоему Богу, ведь это жертва угодна Ему. Жертва хвалы, является плодом уст, прославляющих Божье имя.
Теперь отметим четвертое «доколе» псалмопевца: «Доколе врагу моему возноситься надо мною?» Враг нашей души не дремлет и не спит. Своим нашептыванием и клеветой на Бога он воспламеняет огонь: «Где же твой Бог? Где Его обетования. Почему, если Он действительно тебя любит, Он тебя не избавляет?» Но мы видим, что это только больше принуждает псалмопевца призывать Господа: «Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну сном смертным«.
Псалом кончается полной победой веры: «Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.» Псалмопевец теперь видит, что горе и то тяжелое испытание, которое он должен был пройти, было ему на пользу: «…воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.»
Испытания, дорогие мои, ниспосылаются нам на пользу. Корень слова «испытание» в подлиннике происходит от слова «молотило». Земледелец не молотит сорную траву; он молотит золотистое зерно пшеницы, чтобы отделить его от трухи и сора. Он заинтересован зерном, а не выколачиванием соломы. Потому Бог говорит, что испытание веры производит терпение, то есть золотистое зерно долготерпения, выносливости и милосердия приобретается только через молотьбу испытаний (Иак.1:3).
В окружающем нас мире мы видим, например на поприще музыки, искусства и литературы, что художник никогда не достигнет наивысшей точки своего труда, и не обогатит мир творчеством красоты и силы, не пережив лично в своей жизни горя и страдания. Так и в области духовной, прозаическая, обыденная жизнь чрез страдания начинает проявлять силу, благородство и красоту. Таково правильное использование испытания, освобождающее самые глубокие струны, сокрытые в наших сердцах, и выпускающее на свободу потоки милосердия, долготерпения, любви и сострадания, в которых так нуждается наш погибающий мир.
Вы помните слова, сказанные Господом страдающей Смирнской церкви: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, – впрочем ты богат… Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять» Отк.2:9,10. Из всех семи церквей, упомянутых в книге Откровения, Смирнская церковь отличается тем, что ей Господь не говорит ни одного укорительно слова, ни одного поощряющего слова, только то, что она будет страдать. Однако, отметьте, что в скобках Господь говорит, впрочем ты богат. В этой церкви Господь обнаружил богатство, оно скрыто было, оно в скобках, и для того, чтобы проявилось это богатство, Он говорит, ты должен пройти горнило испытания. Эти скобки я должен сжечь огнем страдания, скорби, нищеты,преследований, тюрьмы, но не бойся, ты богат, будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Этим я не хочу сказать, что испытание само по себе дает человеку силу, облагораживает и преображает людей. Нет. Я обращаюсь только к верующим, для которых написано послание к Римлянам, 8-ая глава, стих 28-ой. Слушайте: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу«. Этот стих никогда не следует применять к непосвященной Богу жизни. Эта истина не понятна не возрожденному человеку. Для него это абсурд. Однако, чадо Божие, имеющее Христов Дух, может обратить себе на пользу постигшее его горе и скорбь, страдание и испытание. Дух Святой будет стремиться проявить в нем все богатство, которое таится глубоко в его сердце, которое он имеет во Христе Иисусе.
Есть два способа реагировать на испытания. Хотя само по себе испытание нейтрально, однако все зависит от того, как мы к нему отнесемся. Можно отнестись к нему пассивно, и не извлечь из него для себя пользы; начинать оправдывать себя, человек делается едким, мстительным, черствым, жестоким, и даже циничным. Часто люди, не имеющие веру, видят в горе много вреда и жестокости; но слава Богу, существует такие, которых постигло горе и испытание, но они увидели за этим Господа, чье присутствие перекрывает все невзгоды, обогащает. Итак, есть два подхода к испытанию или горю: или они сломят наш гордый дух, расплавят нашу черствость, и в нашем безвыходном положении привлекут нас к Богу, или же приводят человека к ожесточению, развивая в нем дух критики. Испытание сделает нас или ожесточенными, или оно обогатит и улучшит нас. Дорогие, все зависит от того, какое место мы дадим Богу в нашем испытании.
Псалмопевец взирал на Бога. Испытание было тяжелое, с человеческой стороны невыносимым, но верой он заявляет: «Да не скажет враг мой: «я одолел его«. Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь. Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня«.
О, бедная душа, поднимаемая бурей, безутешная, вспомни, что ты имеешь не «такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» Евр.4:15,16.
Но среди вас есть, те, которым эти слова бессмысленны. Сперва, мой дорогой друг, ты должен познать Того, Который пострадал за тебя на Голгофском кресте. Все твои страдания не принесут тебе никакой пользы, не помогут искупить ни один твой грех. Да, все слезы мира не в силах омыть твои грехи, потому Христос пострадал за тебя, пролив Свою святую кровь для омытия твоих грехов, ради твоего искупление. Приняв Его страдание, Его смерть, ты будешь Его чадом, и тогда всё, абсолютно всё, касающееся твоей жизни, будет содействовать к твоему благу. Тогда и страдания будут тебе во благо.
Ты можешь теперь же, принять верой Христа как своего личного Спасителя. Открой двери твоего сердца и дай Ему войти. Да поможет тебе Господь. Аминь.