Ярл Николаевич ПейстиАвдий - быть на своем месте (Илия-15)

В третьей книге Царств говорится о второй встрече пророка Илии с царем Ахавом. Прошло три года с момента внезапного появления Илии пред Ахавом, когда пророк объявил царю, что не будет ни росы, ни дождя, разве только по его слову. Страна переживала сильный голод по причине засухи. И теперь по слову Господню, которое было к Илии, он должен был опять явиться пред царем и сказать ему, что Бог пошлет дождь на землю.

В то же время, когда Бог поручил пророку передать царю Ахаву, что будет дождь, царь повелел Авдию, начальствовавшему над его дворцом, пойти по земле Самарии и поискать травы, чтобы спасти от смерти царскую конницу и скот. «И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другой дорогою».

И как раз в то время, когда Илия шел показаться Ахаву, ему повстречался Авдий. Ошеломленный этой встречей, Авдий не мог поверить своим глазам. Три года пророка разыскивали агенты Ахава и Иезавели. За голову пророка была обещана большая награда, поэтому можно себе представить удивление Авдия, когда он увидел Илию. Пав на лицо свое пред пророком, Авдий восклицает: «Ты ли это, господин мой Илия? Тот сказал ему: я; пойди, скажи господину твоему: Илия здесь». Испугавшись такого повеления, Авдий начал упрашивать Илию, чтобы он пощадил его, Ахав «убьет меня», если я объявлю ему о тебе, а ты вдруг исчезнешь.

И только после того, как Илия уверил Авдия, что он действительно ищет встречи с царем, Авдий пошел к Ахаву и сказал ему, что Илия хочет видеть его. «И пошел Авдий на встречу Ахаву, и донес ему. И пошел Ахав на встречу Илии» 3Цар.18:6-16. Оказывается, что все страхи Авдия были напрасны. Так мирно состоялась новая встреча пророка Илии и царя Ахава.

Хочется особо обратить внимание на Авдия, так как в Библии нет ни одного случайного имени. О нем ничего не сказано ни до, ни после этого события. Кто он Авдий, занимавший такое высокое положение в одном из самых позорных и развратных дворцов в истории Израиля?

В комментариях Священного Писания по поводу Авдия мы найдем противоречивые мнения. Некоторые относят его к так называемым «тайным верующим», подобно новозаветному Никодиму, другие считают его приспособленцем, который служит двум господам. Но есть и те, которые смотрят на него положительно, как на глубоко духовного и верного Божьего чада.

Чем объяснить такие противоположные мнения об этом человеке? Кем же все-таки был Авдий: приспособленцем, жалким трусом или героем? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к Библии и посмотреть, что она говорит о нем. В конечном итоге, она для нас самый высокий авторитет.

Цель же нашей беседы – узнать, чему может научить нас этот человек. Первое, что сообщается об Авдии, что он был начальствовавшим над дворцом царя Ахава. Это значит, что Авдий был высокопоставленным государственным гражданским чиновником. На нем лежала ответственность управлять всем царским хозяйством. Можно сказать, что после царя Ахава и его жены Иезавели Авдий занимал самый высокий пост.

По-видимому, те, которые не видят в Авдии чего-либо хорошего, основываются на том, что человеку, находящемуся у власти и занимающему высокий пост, невозможно служить Богу. Человек, который поднялся до такой высокой должности, рассуждают они, не мог бы этого добиться, не идя на компромиссы.

Но в этом же стихе, в следующем предложении, сказано и другое: «Авдий же был человек весьма богобоязненный…» 3Цар.18:3. Здесь, вероятно, и кроется причина таких противоречивых мнений об Авдии. Трудно совместить эти два факта: умение жить и работать в таком развратном обществе, будучи начальствующим во дворце самого царя и в то же время быть весьма богобоязненным человеком. Трудно соединимые качества. Но это с нашей, человеческой, точки зрения.

Трудно правильно судить о человеке, который находится в совершенно иных условиях, отличных от наших. Нас настораживает, что другой человек не поступает точь-в-точь как мы, у нас вкрадываются различные сомнения. Не может быть, чтобы этот человек был хорошим и искренним христианином, если он находится, скажем, на сомнительной службе, или если принадлежит к другой церкви, или если он учится не в том учебном заведении.

Возможно, что и Илия имел о нем какое-то нелестное мнение. Ведь если сравнить этих двух человек, а тот и другой были богобоязненные, то мы увидим большую разницу: один был отшельником, жил в пустыне, одевался во вретище, вынужден был скрываться от царя, а другой жил в царских палатах, занимал высокое положение и каким-то чудом уцелел в смутное время. Но, дорогие мои, судья ведь Бог, а не мы. И каждый даст отчет за себя, а не за других. Мы знаем, что даже Илия ошибся, когда думал, что остался единственным, верным Богу. Господь должен был напомнить ему, что у Него есть семь тысяч верных, которые не преклонили колена пред Ваалом и не лобызали его.

Какая ведь есть тенденция среди ревнителей – недооценивать скромного и спокойного по характеру человека. Когда на арене появляются такие духовные гиганты, как Илия, то подобные Авдию оттеснены, они незаметны, они как бы исчезают. Илии же своим ярким светом затмевают остальных. Но «и звезда от звезды разнится в славе», говорит апостол Павел (1Кор.15:41). Дал бы Бог, чтобы мы меньше критиковали тех, которых не понимаем, а больше молились за них. Благодарение Богу, что Он имеет Своих свидетелей в таких обществах, в которые мы не имеем доступа!

Авдий, находясь на таком высоком посту, оказался полезным как для самого Илии, так и для других пророков, а следовательно, и для Божьего дела. Авдий оказался верным Богу, находясь в страшных для духовного человека условиях, потому что имел Божий страх, ведь он был человеком «весьма богобоязненным».

Существуют различные страхи. Есть страх, который порождает тревогу, трепет, ужас. Человек переживает внутреннее расстройство, нарушение покоя и мира в душе. Однако Бог дал верующим духа не боязни, но силы, любви и целомудрия, как пишет апостол Павел Тимофею. Но есть не рабский страх, а благоговейный, который внушает глубокое уважение, почитание Бога, приводящий к покорности. Слово Божье учит, что этот страх чист, он пребывает вовек, и он оберегает от зла. Поэтому Библия и говорит: «Начало мудрости – страх Господень» Пс.110:10.

Одним из вернейших признаков воистину возрожденного чада Божьего является то, что он имеет этот страх Господень. Бог устами пророка Иеремии говорит: «…так говорит Господь: …они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них». И что обещает Господь сделать для Своего народа? Мы читаем дальше: «И заключу с ним вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» Иер.32:36,38-40. Страх Божий – это благодать Божья, ограждающая Божье чадо от отступления.

Даже, если бы об Авдии ничего не было больше сказано, кроме того, что он был весьма богобоязненным, то этого было достаточно для того, чтобы сделать вывод, что он был верным Божьим чадом. Во свете этой истины мы должны рассматривать Авдия. Притом, он был чадом Божьим с юных лет. Он сам свидетельствует об этом: «…раб твой богобоязнен от юности своей» 3Цар.18:12. Этот текст не говорит, как он стал богобоязненным с юных лет, но позволяет предположить, что он имел верующих, богобоязненных родителей, которые учили его почитанию Бога. Думаю, что не случайно он получил свое имя. Только верующие родители могли дать сыну имя Авдий, что значит «раб Господень». Особенно, если учесть, в какое время он родился, когда жестоко преследовались всех, хранивших верность Богу. Это было время, когда последователи Ваала заставляли народ поклоняться их идолу. Всюду были распространены капища языческого бога.

Поэтому родители, которые в смутное время дали своему ребенку библейское имя, безусловно, должны были быть сами богобоязненными людьми. Назвать своего ребенка «рабом Господним» значило навлечь на себя ярость служителей Ваала. Эти родители, несмотря на трудности обстановки в стране несмотря на то, что они могли поплатиться за свою верность Богу, воспитывали сына в страхе пред Господом. И им удалось воспитать его таким. Будучи взрослым человеком, Авдий смог сам засвидетельствовать: «А раб твой богобоязнен с юности своей».

Как счастливы те дети, которые имеют богобоязненных родителей. Быть чадом Божьим с детства – значит быть избавленным от множества пороков. Слово Божье говорит: «…страх Господень отводит от зла» Пр.16:6. Страх Господень внушает страх ко греху, отвращает от всякого рода беззакония. В детские годы ребенок очень восприимчив: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» Пр.22:6.

Авдий остался верным Богу и в зрелом возрасте. Он был правильно воспитан и потому оказался угодным сосудом для славы Божьей. Правда, он не удостоился умереть мученической смертью, насколько нам известно, но это не умаляет его преданности Богу. Что легче, сгореть на костре за свою веру или медленно «обжариваться» в среде неистово развратных людей? Некоторым суждено так страдать, а другим – иначе. Одно мы знаем, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Сохранить верность Богу при потоках мирской грязи возможно только благодатью Божьей. Авдий, постоянно видя нечестие и разврат, оставался верным Богу.

Да, чтобы сохранить благочестие в таких условиях, требуется особая мера благодати Божьей, и эту благодать Авдий имел. Он был весьма богобоязнен. И вот это «весьма» сделало его способным преодолеть все искушения, когда он находился во дворце царя Ахава. Благодарение Богу, что Он имел и имеет Своих свидетелей и в таких местах, во дворцах при царях!

Так Иосиф был верным Богу у Потифара, во дворце фараона. Он не позволил себе никаких компромиссов. И подобно Авдию, он тоже мог сказать, что от юности был богобоязнен. Страх Божий сохранил его чистым сосудом, и потому Бог мог употребить Иосифа для спасения своего народа.

Моисей, будучи во дворце фараона, не осквернил себя, но почел поношение Христово большим для себя богатством, нежели все египетские сокровища (Евр.11:26). О Давиде сказано, что он «во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним» 1Цар.18:14. С юных лет, сторожа стада на Вифлеемских полях, он научался Божьему страху.

Даниил был юношей, когда оказался во дворце царя Вавилонского. Его мудрость проявилась в том, что, боясь Бога, он положил в сердце своем не оскверняться яствами со царского стола и вином, какое пьет царь (Дан.1:8). И Бог даровал Даниилу милость и благорасположение пред начальством в этих трудных условиях.

Таких примеров мы имеем много как в Библии, так и в истории церкви. Да, Бог нуждается и в Авдиях. Благодарение Ему за то, что у Него есть эти верные свидетели в высших слоях общества мира сего. И не думайте, что положение таких свидетелей менее трудно и опасно, чем, скажем, положение такого свидетеля Божьего, как Илия. Сколько мудрости, силы, терпения должен был иметь этот человек, чтобы сохранить верность Богу. Гораздо проще было бы оставить это место и скрыться. Но сила не всегда проявляется в бегстве.

Самая большая сила может проявиться в том, что ты остался на месте. Если Господь поставил тебя там, где ты сейчас находишься, то не ищи освобождения. Не думай, что где-то там, в другом месте, ты будешь более полезен. Самое лучшее для тебя то место, на которое тебя поставил Бог. На том месте ты сможешь быть полезным для Бога и людей.

Представьте себе, если бы Авдий решил, что ему лучше, скажем, уйти в отставку или в подполье. Что бы случилось с теми ста пророками, которых он, ввиду своего положения, сумел скрыть в пещерах от ищеек Иезавели? Об этом мы читаем: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» 3Цар.18:4. Никто другой не смог бы этого сделать, только Авдий, Господний слуга, который был в это время начальствующим во дворце Ахава.

Авдий, укрывающий пророков. Ксилография Кристофа Вайгеля Старшего, 1695г

Не думайте, что он делал это без риска. Одно дело – скрывать сто пророков, и совсем другое – каждый день кормить их, в то время как в стране люди умирали с голода. Узнай об этом Иезавель, наверняка бы, голова Авдия покатилась бы с плеч. Но Авдий, имея страх Божий, совершал добро на том месте, на которое был поставлен. Если бы Авдий не боялся Бога, он бы выдал пророков, но он, будучи верным Богу, не предал своих братьев. Бог нуждается в таких людях. Эти люди служат Богу в местах, где ни ты, ни я служить не можем.

Иметь страх Божий – значит быть верным Богу на том месте, где ты находишься. «В страхе пред Господом – надежда твердая…» Пр.14:26. Страх Божий делает человека устойчивым, верным и потому полезным для Бога и людей. Благодать Божья дается нам на том месте, где Бог нас поставил. Там нам будет дана победа над грехом, врагом и искушением. «…Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так-чтобы вы могли перенести» 1Кор.10:13.

Авдий был верен на посту, где поставил его Бог, и там он смог оказать существенную помощь гонимым и притесняемым пророкам. Разве это не благодать Божья? Пусть пример Авдия ободрит тех, которые считают свои условия слишком трудными или в своих условиях они не видят возможности послужить для Бога. Это заблуждение человеческого сердца. Какими бы трудными ни были наши условия, верность Богу зависит не от них, она целиком зависит от благодати Божьей. И имеющие эту благодать, этот страх Божий, будут служить Богу при любых условиях жизни. Что может препятствовать такому служению? Только одно – непослушание, когда чадо Божье сознательно оставляет место воли Божьей.

В то же время человек, не имеющий страха Божьего, никогда не переживший Божьей благодати, ни при каких обстоятельствах не в состоянии стать верным Богу. Кто может измерить, насколько ты окажешься полезным для Божьего дела и для блага Божьего народа, находясь на том месте, где ты стоишь?

Поэтому оставайся в том призвании, в котором нашел тебя Господь, оставайся до тех пор, пока Он Сам не переместит тебя в другое место. Но до тех пор, пока Бог не повелит тебе двигаться дальше, оставайся на том месте. Тогда ты будешь цвести, как дерево при водах, приносящее плод свой во время свое. Бог поставил тебя быть маяком на том месте, чтобы какая-нибудь душа не потерпела кораблекрушения. «Не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек» Пс.120:4,7,8.

А теперь я хочу сказать тем, кто еще не принял Христа, кто еще не имеет уверенности в том, что грехи его прощены. Сегодня этот чудный источник омытия греха и нечистоты открыт – этим источником является кровь Иисуса Христа, которая очищает нас от всякого греха. Слава и благодарение Ему! Прими сейчас эту чудную благодать Божью! Да поможет тебе Сам Господь!