Благодать. Это слово очень часто встречается на страницах Священного Писания, но многие люди неверно понимают его значение, полагая, что недостойны благодати Божьей и потому не могут прийти ко Христу. Они не знают, что благодать невозможно заслужить или каким-то образом приобрести. Благодать — это незаслуженная милость, которую Господь дарует человеку. Только тогда, когдамы начинаем правильно понимать эту истину, и перестаём утверждать собственную праведность надеясь на свои добрые дела, Бог сможет нам помочь.
Господь желает каждому из людей оказать Свою любовь и милость. Он "любит миловать" Мих.7:18 и хочет спасти нас от вечного наказания за грех, но беда в том, что очень часто мы сами бежим от Бога, не принимая Его дар спасения.
Посмотрите, что произошло в Эдемском саду сразу после грехопадения. У Адама вы не найдете и малейшего признака покаяния. Нет никаких доказательств его раскаяния. Если он и просил у Бога прощения, то Писание об этом не упоминает. Вы не увидите ни исповедания греха, ни молитвы о помиловании - только жалкие попытки обвинить во всем Еву. И все же Бог поступает с нашими прародителями по благодати. Если бы не благодать Божья, то Адам и Ева тут же погибли бы. Господь жалел их, продолжал любить и стремился привести к искреннему покаянию, ибо благость Божья ведет человека к покаянию (Рим.2:4).
"И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их." Быт.3:21
На страницах Ветхого Завета есть упоминания благодати, однако во всей полноте она проявилась лишь после пришествия на землю Иисуса Христа, Который стал ее воплощением.
В Евангелии от Иоанна сказано: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”. “Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" Ин.1:14,17. Апостол Павел в своем послании к Римлянам пишет: "…если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих" Рим.5:15.
Как всемы умерли в первом Адаме, таким же образомполучаем жизнь в последнем Адаме, Иисусе Христе. В первом мы все потеряли, а в последнем обретаем даже больше, чем всё. Христос, пришел, дабы помиловать и спасти людей. Мы не можем стать причастниками благодати никак иначе — только через Сына Божьего. Именно Он, наш Господь и Спаситель, является тем Посредником, через Которого изливаются на нас все дары Бога Отца.
Тот, кто полагает, что возможно «в обход» Христа, прийти к Богу и обрести дар благодати, обманывает самого себя. Христос — Единственный Посредник между Богом и людьми 1Тим. 2:5. "...Никто не приходит к Отцу, - говорит Он, - как только через Меня" Иоан.14:6.
Друг, для того чтобы Бог благодати тебя принял, помиловал и благословил, ты должен встретиться с Ним у подножия Голгофского креста в Иисусе Христе, Который умер за твои грехи!
В Ветхом Завете мы читаем, что когда-то, во время большого голода, хлеб был только в Египте, и люди из других стран приходили туда, чтобы добыть себе пропитание. Господь усмотрел так, что египетский фараон в тот непростой период отдал всю власть в стране в руки Иосифа, одного из сыновей Иакова (родоначальника двенадцати колен Израилевых). Именно к Иосифу все обращались за помощью в своей великой нужде. Так же и Царь наш Небесный все поручил в руки Сына Своего. Поэтому, всякий, кто ищет милости Божьей, должен идти ко Христу. Бог любит миловать, и нет на свете человека, который, желая обрести благодать, не нашел бы ее у Иисуса.
Иосиф дает хлеб братьям, мозаика собора Сан Марка в Венеции
Почему же людям так сложно осознать истину о Божией благодати? Дело в том, что зачастую мы подходим к Богу со своей человеческой «меркой». Мы обычно любим лишь тех, кто, по нашему мнению, достоин любви, а недостойных отталкиваем. Господь же любит всех людей. "…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" Ин.3:16.
Хочу обратить ваше внимание на один случай из жизни Христа, показывающий,как благодать Божья, подобно могучей реке, смывает все преграды, стоящие на ее пути.
Однажды женщина хананеянка, язычница, пришла к Иисусу с мольбой: "…помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне" Мф.15:22-25.
Да, Господь пришел к Своим, к иудеям, однако благодать не имеет границ и пределов. Ученики Христа пытались остановить несчастную мать, но она, чувствуя силу и притяжение Божьей любви, с искренней верой в сердце продолжала умолять о помощи.
Христос знал все об этой женщине, но хотел, чтобы иудеи получили наглядный урок о благодати, так как в то время даже Его ученики ещё не понимали её истинного значения. Будучи потомками Иакова, наследниками Моисея и Авраама, иудеи постоянно указывали на свою собственную праведность, отличавшую их от окрестных языческих народов, и полагали, что имеют особые привилегии у Бога, а иноземцев считали низшей кастой и называли попросту «псами».
Видя, что женщина не отступается, и, желая до конца испытать ее веру, Господь сказал ей: "…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам".
«Как Ты можешь так обо мне говорить? Я знаю много израильских женщин, которые гораздо хуже меня, и не намерена терпеть подобные оскорбления. Мне уже ничего не нужно, я от Тебя ничего не приму» - вполне могла бы ответить хананеянка. Однако она смиренно произнесла: "Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их". И услышала ободряющие слова Христа: “о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» Мф.15:26-28.
Христос и хананеянка, Жан Франсуа де Трой, 1743
Отчаявшаяся мать в своей нужде просто обратилась к Богу за помощью. Не было у нее ни добрых дел, ни каких-либо иных заслуг. Она пришла как грешница, надеющаяся на милость Божью, принеся Господу чудную, сильную, искреннюю молитву, которой Он не мог отказать. Обратите внимание все, кто считает, что не умеет молиться — всего три слова: “Господи! помоги мне".
Главное в этой истории то, что эта женщина смогла узнать во Христе Бога, Который силен ей помочь.
Мой дорогой друг, приближаясь к Иисусу, помни — ты идешь не просто к Человеку, а к Богу. К Богочеловеку, Который может сочувствовать тебе. Писание говорит о Христе: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" Евр.4:15-16.
“Господи! помоги мне" — три золотых звена, связавшие язычницу хананеянку с Богом всякой благодати. Краткая молитва, но большая вера!
По всей вероятности, эта женщина не изучала богословие, но у неё была огромная личная боль, и она поняла, что только Господь ей поможет. В конечном итоге, это все, что нужно знать человеку. Бог любит миловать.
В седьмой главе Евангелия от Луки мы видим ещё один пример проявления чудной благодати Божьей. У одного сотника (командующего «сотней» - военным подразделением римской армии) слуга, которым он дорожил, был смертельно болен. "Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим" Лк.7:3-10.
Иудеи просили Христа оказать милость сотнику за его добрые дела. Многие ошибочно думают, что Бог им что-то должен, что они заслужили Его милость. Тогда как Писание говорит: "…благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" Еф.2:8-9. Сотник же напротив считал других людей достойнее и лучше самого себя. Такому смиренному человеку Господь желает помочь. "…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" Иак.4:6.
Исцеление слуги сотника, Паоло Веронезе, около 1560
Однако не стоит забывать, что существует опасность впасть в крайность. Кто-то может сказать: я жалкий, никому не нужный грешник, Бог мне не поможет, и нет смысла Его беспокоить. Как правило, такие люди просто стремятся привлечь внимание и хотят, чтобы окружающие стали их разубеждать. Подобное поведение – не что иное, как проявление гордости, скрывающейся за маской фальшивого смирения.
Смирение сотника было совершенно искренним, а ещё, кроме того, он имел очень большую веру. Он безоговорочно поверил слову Христа, и его слуга тут же выздоровел. Какой чудный урок для каждого из нас.
Друг, Христос стоит у двери твоего сердца и желает поступить с тобой по благодати. Одно из самых больших препятствий на пути между спасением твоей души и тем падшим состоянием, в котором ты пребываешь без Бога – твое стремление к собственной праведности и надежда на добрые дела. Не пытайся заменить жертву Христа своими мнимыми заслугами. Прими чудный дар Божьего спасения, впусти Господа в сердце, и Он дарует тебе мир, радость и покой!