В Евангелии описывается много случаев покаяния людей, то есть тех, которые пережили возрождение, родились свыше в результате своей встречи с Иисусом. Нам полезно ближе познакомиться с этими примерами. Они являются образцами, по которым мы можем сравнивать себя и узнать пережили ли мы подлинное покаяние или нет. Конечно же, каждый переживает свое обращение к Господу особо, не одинаково, но, в принципе, основа должна быть общая.
Сегодня я хотел бы взять в пример покаяние слепого нищего Вартимея. Попытаться понять, как в нем произошло его обращение. О нем мы читаем в 10-ой главе Евангелия от Марка. Когда Иисус шел в Иерусалим, а за Ним следовало множество народа, слепой Вартимей, сидел у дороги, прося милостыню, и услышав, что идет Иисус, начал неистово кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» Мк.10:47. Люди заставляли его молчать, но он усилил свой вопль к Иисусу. Тогда Христос остановился и велел позвать нищего к Себе. Далее сказано: «Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» Мк.10:50-52.
Ценность примера Вартимея заключена в том, что он показывает, что произойдет с тобой, мой друг, когда ты отдашь свою жизнь Богу. Отметим некоторые, важные моменты обращения Вартимея к Иисусу. Во-первых, он не пренебрег данной ему возможностью встречи со Христом. Во-вторых, он преодолел все препятствия на пути личного контакта со Христом. В-третьих, он возложил свою надежду на Иисуса, сознавая, что только Он один может помочь ему. И, наконец, получив просимое от Христа, Вартимей последовал за своим Спасителем. Эти факторы должны быть в основе желания вступить на правильный путь и получить спасение Божие. Они актуальны в каждом подлинном обращении и покаянии.
История со слепым Вартимеем произошла на последней недели земной жизни Божьего Сына. Три года Христос ходил по городам и селениям, исцеляя больных, проповедуя Евангелие и делая добро людям, но Вартимею так и не представилась возможность встречи с Иисусом. Поэтому, когда слепой узнает, что Иисус проходит мимо места, где он сидит, то понял, что настал его благоприятный час и сразу же им воспользовался. То был единственный его шанс.
Вартимей не знал, пройдет ли Христос еще раз по этой дороге в будущем. Поэтому, как разумно, что он не пренебрег и не рискнул отложить такую возможность на другой раз. Есть особые моменты, которые больше не повторяются в жизни. Единственный раз, и больше никогда! Что ты, милый друг, сделаешь в день посещения Господа? Сегодня пришел твой день, время твоего посещения! Я точно не могу сказать, что именно «сегодня» является твоим последним днем, и что он больше не повторится, возможно, что да, но надеяться на «завтра» — это слишком большой риск. Я обязан предупредить, что гарантию на другой такой благоприятный час и возможность никто не может дать. Сам Бог говорит: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» 2Кор.6:2. Поэтому, мешкать, откладывать, надеяться на лучшее время — значит рисковать своей бессмертной душой, обрекая ее на погибель. Вход Иисуса в Иерусалим за неделю до Голгофы стал Божьим шансом для покаяния народа. Спаситель приблизился к городу и смотря на него заплакал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!..» А дальше Христос говорит о страшных последствиях отвержения данной возможности, ожидающих город: «И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» Лк.19:42,44. Слово Божие говорит: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших…» Евр.3:7,8.
У Вартимея была крайняя нужда, и он использовал первый же предоставленный благоприятный момент. В этом и заключалась его вера — он не упустил данную ему возможность встретиться со Христом. На пути веры всегда будут препятствия, были они и у Вартимея. Сказано, что многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня». Интересно отметить, кто препятствовал прийти ему к Иисусу, — идущие за Иисусом люди! Они были религиозны, они шли в Иерусалим праздновать Пасху. Вместо поощрения они заставляли Вартимея молчать, но его вера, нужда, чувство необходимости прийти к Иисусу преодолели эти препятствия. Обратите внимание еще на одну деталь: Вартимей, идя к Иисусу, сбрасывает с себя верхнюю одежду. Да, все, что могло помешать ему прийти к Иисусу, он отбрасывает в сторону. Спаситель зовет его, он бежит к Нему, освобождаясь от лишнего веса, лишь бы не упустить эту драгоценную возможность. И тебе, мой друг, тоже придется сбросить с себя свою изорванную и запятнанную грехом одежду. Отбрось в сторону все твои предвзятые мнения о том, как тебе спастись, и приди к Иисусу. Он один может тебя спасти и дать вечную жизнь.
В заключение, заметьте, еще один важный момент в обращении Вартимея. Получив желаемое прозрение от Господа, сказано, что он пошел за Иисусом по дороге. Это верный результат подлинного покаяния — следовать за Иисусом. А это значит оставить греховный образ жизни и быть в повиновении Христу. Теперь ты будешь читать Библию, молиться, говорить другим о Христе, искать общения с детьми Божьими. И с этого момента тебя будет водить Дух Святой, наставляя в истине Слова Божия.
Сегодня твой день посещения, склони свои колени и призови имя Господне и спасен будешь. Будем вместе помолимся: «Господь дорогой! Дай, чтобы хоть одна душа, внимающая Твоему Слову сегодня, откликнулась на Твой призыв к покаянию и воспользовалась этим благоприятным часом, ибо Ты один можешь спасти всякого, призывающего Тебя. Как мы благодарны Тебе за то, что Ты продолжаешь звать и принимать грешников. Мы славим и благодарим Тебя за милость и любовь к нам. Обращаемся к Тебе во имя Иисуса Христа. Аминь«.
Ярл Николаевич Пейсти