Несомненно, для многих из вас хорошо известна притча о блудном сыне. По крайней мере так мы привыкли называть эту жемчужину из притч нашего Господа. Однако, в тексте Евангелия она так не названа, и я хотел бы отступить сегодня от общепринятого названия и переименовать её по-другому: "Притча о двух блудных сыновьях".
Хотя многие из нас знают эту притчу и слышали не раз проповеди о ней, все же почему-то мы привыкли не обращать особого внимания на старшего брата, но на него следует обратить не меньшее внимание, чем на младшего, оставившего родительский дом.
Чтобы вообще правильно понять притчи нашего Спасителя, прежде всего необходимо обратить внимание к кому их говорил Христос. В первых двух стихах 15-ой главы Евангелия от Луки сказано, кто в данном случае были Его слушатели: грешники, фарисеи и книжники. Когда книжники и фарисеи начали роптать, говоря: "Он принимает грешников и ест с ними", тогда Христос сказал им три притчи: о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. Итак, внимательно читая эту третью притчу, мы обнаружим, что грешникам она дает надежду, фарисеев и книжников она обличает в лицемерии, а ученикам она дана для назидания и поучения.
В нашем разборе этой притчи, в первую очередь, познакомимся с младшим сыном, а потом с его старшим братом. В отношении младшего брата или блудного сына, как мы привыкли его называть, следует отметить четыре факта: первое – это его противление, затем - пробуждение, третье – покаяние и наконец – прощение, данное ему отцом.
В корне всякого греха гнездится дух противления. Послушайте внимательно как начинается эта притча: "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения". Закон предусматривал наделение детей наследством после смерти родителя. Однако этот сын нарушает общепринятое постановление и требует, чтобы отец немедленно отделил принадлежащую ему часть от своего имения. И хотя он не имел права требовать наследства при живом отце, все же мы читаем, что отец разделил им имение, включив в число наследников и старшего сына.
Почему отец это сделал? Ведь он мог и не исполнить просьбы своего бунтующего сына. Но Христос дает своим слушателям понять, что каждый из нас имеет свободу воли, свободу выбора между добром и злом. Как часто люди спрашивают: "Почему Бог не остановит в мире зло, если Он Всемогущ?" Бог не делает этого потому, что, сотворив человека, Он наделил его полной свободой воли. И, как ни странно, человек, желающий грешить, получает как будто одобрение от Бога. Да, в тот самый момент, когда сын потребовал у отца свое наследство, отец обнаружил, что сердце сына уже странствует по дальним странам, и оставаясь в отцовском доме, он был бы самым несчастным человеком, и его любовь к отцу превратилась бы в ненависть. Понимая это, отец отпускает сына. Мы можем только представлять как несказанно скорбело иобливалось кровью сердце отца о противлении сына.
Мечта о том, чтобы стать независимым и удовлетворить свои юные желания уже давно и глубоко гнездилось в сердце молодого человека. Это мы видим из того, что после получения своего наследства, по прошествии немногих дней, он пошел в дальнюю сторону и там расточил свою часть имения, живя распутно.
Да, теперь юноша свободен поступать как хочет. "Наконец то я себе хозяин, – думает он, – теперь уже никто не скажет мне, что я могу делать и чего нельзя!" О, как часто молодежь склонна прислушиваться к нашептываниям искусителя, который говорит: "Отвяжись от этих стариков, у тебя своя жизнь. Делай, что ты хочешь".
И действительно, в начале новые условия жизни пришлись юноше по душе. О, как чудно! Никто за ним теперь не следит, никому он ничем не обязан, делает абсолютно то, что хочет и притом у него теперь много новых друзей, в их обществе так весело, столько энергии и так непринужденно! А еще, что у него так много денег. Ведь он много унаследовал их от своего богатого отца. Чего еще нужно?!
О, бедный юноша! Ты еще узнаешь, что греховное наслаждение кратко. Настанут иные времена, и тогда, милый мой, где будут твои друзья? "Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться" Лк.15:14. Мой друг, куда делись так скоро твои товарищи и почему их больше нет? Их было много, и теперь как раз наступило время доказать, что они настоящие твои друзья. Но, увы, их нет. Видишь ли, мой друг, с тебя больше нечего взять, ты расточил свое имение и теперь голодаешь.
"И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" Лк.15:15,16. Бедный юноша, он падает все ниже и ниже, а ведь он оставил родительский дом для того, чтобы стать независимым, свободным, счастливым, а оказывается он делается рабом. Он пристал к человеку совершенно постороннему, не имеющему никакого сочувствия к нему. Какое это было унижение для юного еврея пасти свиней, принадлежащих язычнику. Большего унижения нельзя придумать.
О, если бы я имел доходчивый язык, чтобы убедить каждого в обманчивости греха. Грех в конечном итоге всегда расточает, истощает, опустошает, изнашивает, приводит к голоду и отчаянию.
Но, благодарение Богу, что-то произошло с блудным сыном. Он вдруг просыпается от хмельного сна греха. Слушайте: "Пришед же в себя..." До сих пор он не был в здравом рассудке, поступал он безумно. Поверьте, что каждый грешник, не покаявшийся в своих грехах, ведет ненормальный образ жизни.
Кого можно назвать человеком в здравом уме? Только того, кто нашел Христа и идет по Его стопам. Да, чудный факт, блудный сын пришел в себя.
Первое, что он начал сознавать, это то, что его положение было безнадежно. Послушайте, что он говорит, вспомнив отцовский дом: "...а я умираю от голода!" Какой жалкий вид представлял он из себя: одинокий, всеми покинутый, пасет свиней. Одежда его изорвана, глаза впали, исхудавший, теперь он вспоминает, как в отцовском доме блаженствует самый меньший слуга. Здесь же он голодает, и когда случалось, что свинья сбрасывала своим рылом один из поедаемых ею рожков, то бедный юноша, как голодный зверь накидывался на него, ибо как сказано "никто не давал ему".
"Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю с голода!" Ведь там у моего отца самый меньший слуга сыт, а я, будучи его сыном, голодаю.
Возлюбленные, наилучший признак того, что душа начинает пробуждаться, это когда рожки мира сего больше не в состоянии удовлетворить ее. Она разочарована не только миром, но и сама собою. Это и есть верный признак пробуждения. Кроме того, пробужденная душа готова признать, что она виновна. Не нужно было мне оставлять родительский дом, отче, я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих, – так намеревался блудный сын сказать отцу при возвращении домой.
Но это одни мечты, как бы они не были хороши и необходимы для обращения, все же их недостаточны, чтобы получить само прощение. Сколько грешников останавливалось на этом пункте, и дальше не шли. Я могу желать прощения, но одно желание не принесет мне прощения. Я должен сделать следующий шаг, я должен покаяться.
Покаяние – это значит не только изменить свои прежние мнения о самом себе и о Боге, но подлинное покаяние обязательно проявится в действии. Человек, остающийся со свиньями, и в то же время желающий приобрести свое прежнее высокое положение, отнюдь не покаялся. Если мы хотим стать чистыми, то мы должны оставить грязь греха. Блудный сын сказал: "Встану, пойду к отцу моему и скажу ему..." Всякий действительно кающийся человек, должен, во-первых, "встать", затем – "идти" и наконец он должен "сказать".
"Встану". На месте "встану" в подлиннике стоит слово "анастас", что значит воскреснуть. Блудный сын был мертв, но ныне он ожил, он воскрес. "Больше в грязи валяться не буду, – говорит он, – встану, пойду". О, мой дорогой друг, встал ли ты или продолжаешь валяться в грязи греха? Блудный сын решил не только встать, но он говорит: "...пойду к отцу моему..." Он навсегда прощается с грехом.
Что же еще решил блудный сын сделать, придя в себя? Он решил что-то сказать своему отцу, как скоро он его увидит. Иными словами, он решил исповедовать ему свой грех. Этот шаг не менее важен, чем встать и пойти, ибо: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" 1Иоан.1:9. Полное, честное и откровенное исповедание греха, вот что должен сделать грешник. Помним, как только царь Давид сказал: "Согрешил я пред Господом", Нафан пророк ответил: "И Господь снял с тебя грех твой..." 2Цар.12:13.
Последнее, что я хочу отметить относительно младшего сына – это прощение, данное ему отцом. В этом чудном повествовании Христос дает нам самый верный облик Бога и Его любви к грешнику. О, как этот облик не похож на нашу любовь к погибающему человечеству. Написано, что блудный сын "встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его" Лк.15:20.
Представьте себе картину: сын пошел, а отец побежал! Да, друг мой, когда ты сделаешь лишь только шаг в правильном направлении, ты увидишь, что Отец твой бежит тебе навстречу. В 19-ом стихе мы читаем о том, что сын был намерен сказать отцу, когда встретит его: "Прими меня в число наемников твоих". Но вы заметили, что он не успел этого сказать? "Отче! – говорит он, – я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим". Но отец перебивает его на этом и говорит слугам своим: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги." Как вы думаете, пожалел ли сын свои тряпки? О, нет! Они были выброшены вон. Он теперь одет в белоснежной одежде, убеленной кровью Агнца, в ризах Христова оправдания, которые дает нам Бог, когда мы приходим к Нему с искренним покаянием и верой в Сына Его.
Хочу, чтобы вы в заключение заметили нечто и о брате его, ибо он был не менее погибшим человеком, нежели блудный сын. Первое, что о нем сказано, это то, что он "был на поле", работая там. Он не расточил имение свое, хотя он тоже получил наследство до смерти отца, и притом он не оставил родительский дом, как это сделал младший его брат, как он сам говорит: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего" Лк.15:29. Да, судя по этим словам, он действительно был образцовым молодым человеком. Он имел вид благочестия, мог хвалиться тем, что не расточал полученного наследства с блудницами, как это делал его младший брат; всегда добросовестно трудился, обрабатывая землю и обогащая отцовское имение. И все же, несмотря на весь этот внешний вид добродетели, он тоже был погибшим, неспасенным сыном. Он не имел внутренней праведности Христа. У него не было той любви, которую имеет человек, рожденный свыше.
Вы помните, когда он услышал пение и музыку, и увидел пир, который устроил отец для вернувшегося домой брата, он осердился и не хотел войти. Зависть сжала его сердце, и не дала ему войти в дом и порадоваться, что брат, который был мертв теперь ожил, пропадал и нашелся, несмотря на то что отец вышел и сам звал его. Вместо того, чтобы принять отцовское приглашение, он начал роптать на своего отца: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка" Лк.15:29,30. Молодой человек, твоя речь обличает тебя! Из его же слов мы видим, что он вовсе не от любви служил отцу, а по принуждению, ожидая награду: "...но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими". В подлиннике подчеркивается слово "моими", что говорит о том, что он имел друзей, которые не являлись друзьями отца. Далек ты, друг мой, от Господа, если дружишь с миром, для которого Иисус Христос чужой.
Заметьте так же, что он не признает своего брата, а грубо и вызывающе говорит своему отцу "этот сын твой". Да, он отрекается от своего брата, не желая его знать, и тем отрекся и от своего отца, говоря "этот сын твой".
Помимо этого, он обвиняет младшего брата в том, в чем не имел права. Скажите, откуда он знал, что тот расточил свою долю наследства с блудницами? К такому заключению пришел он сам. Положим, что оно так и было. Но тем старший брат высказал свою зависть. Сердцем он сам блуждал по тем же местам, хотя и оставался при отце. Внутри он завидовал брату своему и сам бы поступил так же, если бы не был лицемером. Да, старший сын был не менее потерянным, чем младший, хотя внешне он казался благочестивым. Сердце его не было праведным перед Богом и перед земным отцом. Таковыми являлись книжники и фарисеи. Они думали, что спасение зависит от внешней обрядности, религии, добрых дел, которые делали они для показа и по принуждению, а не от любви к Богу.
Ничто не может спасти человека, как только полное перерождение, рождение свыше, которое дается верующим в Иисуса Христа. Божье Слово говорит ясно, что все мы согрешили и все лишены славы Божией. О, дал бы Господь, чтобы многие сделали то, что сделал младший сын. Он встал и пошел к отцу своему. А если есть подобные старшему сыну, надеющиеся на свою религию или на добрые дела, могущие их спасти, то умоляю вас, ради Христа, сбросьте с себя вашу фальшивую, фарисейскую маску и осознайте ваш грех лицемерия. Отец позвал на пир как младшего, так и старшего сына. Приглашение дано всем, для всех заклан Агнец Божий, и потому всякий, приходящий к Нему, получит полное оправдание и прощение грехов. Не противься голосу Духа Святого, нежно призывающему тебя придти. Да поможет тебе Господь это сделать сейчас.