В 32-ой главе книги Бытие сказаны такие слова: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» Быт.32:24,25.
Вы без труда вспомните историю Иакова, как обманув своего брата Исава, он вынужден был бежать из своего дома. По Божьему провидению он попадает в дом Лавана, своего дяди, где находится в изгнании 20 лет. И вот после долгих томительных лет тяжелого труда со всем своим семейством и накопленным имуществом, он возвращается к себе на родину.
Возвращение Иакова домой
В начале этой замечательной 32-ой главы сказано: «А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии». Несмотря на несостоятельность духовной жизни Иакова на чужбине, после дивного откровения в Вефиле 20 лет назад, благодать не оставляет Иакова. Бог возлюбил Иакова, и ничто не могло изменить этого факта. Да, Бог любит любовью неизменной. Кого Бог любит, Он любит до конца, ибо Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» Евр.13:8. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может», – это говорит Слово Божье (2 Тим.2:13). Жизнь Иакова полна противоречия, неверности и недоверия к Богу, и все же Божья благодать всюду сопровождала его. И теперь мы видим тоже самое. Несмотря на присутствие Божьего ополчения, он действует так, как будто исход встречи с братом зависит от его планов и действий, а не от Бога.
Иаков со страхом думал о Исаве, потому что коварно поступил с ним в прошлом, и теперь совесть его мучила, не давая покоя. Но вместо того, чтобы исповедовать Богу свой грех и всецело отдать себя в Его руки, Иаков, чтобы отвратить от себя гнев Исава, прибегает к привычным средствам заискивания – он ищет как бы умилостивить Исава дарами. Он все еще надеется на свою способность, на свои богатства, но все эти попытки падшего человека оказываются напрасными.
Возлюбленные, Бог желает, чтобы мы всецело доверяли Ему и только Ему, и потому по великой Своей милости Он так складывает обстоятельства, что человек принужден уповать лишь на Него.
Из истории встречи Иакова с братом мы видим, что Иаков постепенно расстается со всем. Со всем, но все же еще не с самим собой. Последнее, что человек готов отдать, это самого себя. Одно за другим: жёны, дети, имущество, все он переводит через поток. Все, что у него было, так сказано в Библии. Все должно было пойти на алтарь. Дух Святой точно указывает, что следует возложить на жертвенник. Расставшись со всем, Иакову впереди оставалось еще отдать самого себя. Так мы читаем в нашем тексте: «И остался Иаков один».
Дорогие друзья, взаимоотношения с Богом всегда в конечном итоге сокращается до двух личностей: Бога и тебя. Бог всегда нас сперва оттягивает от вещей и людей, от всего, чтобы наконец овладеть нами самими. Господь совершает в нас Свою благодать, когда мы оказываемся наедине с Ним, отдаленные от мира, друзей и от посторонних влияний. После Вефиля, где Иаков имел личную встречу с Богом, и до момента возвращения домой, нигде мы не читаем, что Иаков был наедине с Богом. И вот именно здесь происходит тот случай, наедине с Богом, оказавшийся поворотным в жизни Иакова; здесь начинается новая страница истории этого человека. Неважно, дорогие мои, что о себе думаем мы сами или что о нас могут думать другие, важно то, что о нас думает Бог, и чтобы узнать это, нам должно оказаться вдали от мира, вдали от своего «Я», вдали от всех своих мыслей, всех помыслов ветхого нашего человека, иными словами, должно остаться нам наедине с Богом.
«Остался Иаков один. И боролся Некто с ним…» Быт.32:24. В первую очередь, следует отметить, что эта борьба с Ангелом не началась со стороны Иакова. Тут ясно сказано, что Некто боролся с Иаковом. Совершенно неверно этот случай приводить как пример прилежности, назойливости молитвы Иакова и преодоления Божьего сопротивления, говорить, что нам следует с таким же усердием и подробностями молиться, как боролся Иаков с Ангелом, что, мол, это пример нам. Но не об этом нам говорит Писание.
Видите ли, сказать, что я борюсь с тем или иным человеком или что тот человек борется со мною, вовсе не одно и тоже. Если я борюсь с кем-либо, это значит, что я хочу от него чего-то добиться. Если же напротив, другой борется со мною, то он хочет получить что-то от меня. Иаков тут ничего не пытался получить от Бога, по крайней мере не на этой стадии борьбы, а это Бог является ему противником. Вот что говорит нам этот случай. Странно, не так ли? Иаков, послушно идет руководствуясь полученным Божьим откровением, и тут мы обнаруживаем, что Бог делается ему противником.
Посмотрим, что в действительности тут происходит. Прочтем еще раз: «остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари». Какое необычное происшествие! Иаков, преклонив колени молится, удрученный страхом и мрачными мыслями, вдруг он почувствовал присутствие Кого-то возле себя. Внезапно из густоты ночной тьмы реальный человек направляет свои шаги прямо к коленопреклоненному Иакову. Перед тем как Иаков смог очнуться, он почувствовал, как две сильные руки охватывают и держат его в стальных тисках. Это не были дружеские объятия, и, хотя Иаков не был слабым мужчиной, все же тут был Некто, которого он не мог преодолеть. Заметьте, что Тот, кто боролся с Иаковом, в книге Бытие назван Некто. А в книге пророка Осии, говоря об этом случае, пророк называет его Ангелом: «Он боролся с Ангелом – и превозмог, плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас, и там говорил с нами» Ос.12:4. Однако, к концу этой ночной борьбы, Иаков говорит нам, что боролся с ним никто иной как сам Господь. Вот что он говорит: «я видел Бога лицом к лицу» Быт.32:30. Иначе говоря, Иаков встретился лицом к лицу с Сыном Божьим, и мы видим здесь, что отношение Последнего совсем недружелюбное к молодому патриарху. Бог противился Иакову. Но почему, спросите вы?
Зададим себе несколько вопросов. Куда направлялся Иаков? Вы скажете: домой, к себе на родину. И будете совершенно правы. Более того, он идет, чтобы унаследовать благословение, которое Бог ему обещал. Он идет по Божьему повелению. Но почему же Бог так противится Иакову на пути его послушанию? Как это можно объяснить? Видите ли, Иаков до сего момента будучи полон решимости войти в обетованную землю, пытается это сделать своими усилиями. Но это, возлюбленные, невозможно. Бог всегда противодействует попыткам человека приобрести духовные благословения путем плоти. Божье благословение не дается там, где человек думает, что якобы он может своими заслугами приобрести его. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак.4:6. Если Иаков добровольно не сдаётся, то Бог принуждает его. Так или иначе в Иакове должен произойти перелом, и мы видим, что Иаков наконец поражен, но не охотно. Поражение было принудительное. Ведь Бог обещал благословить Иакова, и Он должен это исполнить. Теперь Иаков принужден к принятию обетованного Богом, но ему мешает собственная гордая, упрямая натура. Поэтому Бог пытается его покорить, чтобы сделать способным принять Его благословение и покуда Господь нас не переломит, мы будем негодными к принятию того, чем Он желает наделить нас.
Самонадеянность Иакова стояла преградой на пути Божьего благословения. Возлюбленные, подобная борьба не есть что-то необыкновенное в переживаниях человека. Она говорит нам, что Бог противится человеку, который пытается достичь духовное благословение путем собственных стараний и энергии, а не путем смирения, исповедания и полной отдачи себя Богу. Иаков пытается войти в обетованную землю без покаяния, и Бог этому препятствует.
Иными словами, этот пример борьбы говорит нам о методах, употребляемых Богом, чтобы смирить и обессилить надменную человеческую плоть. Ибо, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Покуда, мой друг, ты думаешь, что в тебе есть что-то заслуживающее спасения, то ты очень далеко от него. Бог никогда не пойдет на компромисс с падшим человеком. Это против Его святости, против Божьего характера. Он праведен, чист и в тоже время полон любви. Поэтому Иаков в своем несмиренном, неисповеданном, самонадеянном состоянии находит в Боге врага, противодействующего ему в попытке заполучить благословение. Поразительно! Не так ли? О, как унизительно для плоти!
Теперь же заметьте, что далее сказаны удивительные слова: «И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» Быт.32:25. Каждый из нас одарен этой ужасной и огромной силой воли, которая способна противостоять Богу. Бог никогда не нарушит нашу свободу, но в тоже время Он обязан исполнить Свои обетования. Поэтому мы читаем дальше: «…увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним». Мне кажется, что до этого момента Иаков не ведал с кем борется. Может быть, он предполагал, что это был один из бойцов Исава, который искал его похитить. Когда же этот незнакомец коснулся его бедра, все сомнения исчезли в один миг. Ибо сразу же после этого Иаков вместо продолжения борьбы, повис на шее Незнакомца и умоляет Его: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» Быт.32:26. Заметьте, в повреждении бедра Иакову стало понятно Кто с ним борется.
Бедро, можно сказать, является основой или же фундаментом человеческого тела. Если его вывихнуть, то тело теряет устойчивость. Говорят, что смещение бедра весьма редкое явление у здорового человека, и почти невозможно, когда человек находится в позе борьбы. Такое возможно только сверхчеловеческой силе. Однако если такое происходит одним лишь прикосновением руки, то это ничто иное как сверхъестественная сила. Незнакомец одним прикосновением сделал Иакова беспомощной кучей плоти.
Всю ту ночь Сын Божий пытался покорить Иакова, чтобы сделать его годным к принятию Божьего благословения, но Иаков отказывает сдаваться. И только после всенощной борьбы со всеми силами ветхого человека, не сумев преодолеть его волю, Бог вынужден вывихнуть непокорному бедро, сделав его бессильным. Только тогда Иаков готов наконец-то сдаться.
Дорогие друзья, все то, что дает возможность человеку стоять независимым от Бога, Бог должен коснувшись убрать. Так Он поступил с Иаковом, но в тоже время именно отсюда начинается новая эра жизни Иакова. До сих пор он упорствовал в своих путях, теперь же он говорит: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Заметь, мой друг, что Иаков говорит это только после повреждения состава его бедра.
И сказал Ангел Иакову: «Как имя твое?» Быт.32:27. Когда наша молитва делается отчаянной, когда кажется, что вот-вот и Бог оставит меня, а мы как никогда готовы вместить Божий ответ, вдруг звучит неожиданный вопрос: каково твое имя? Я просил благословение, а Он спрашивает, как меня звать? Возлюбленные, перед тем как Господь сможет тебя благословить, перед тем как Он сможет тебя спасти, ты должен исповедоваться кто ты есть. Разве Ангел не знал с кем он боролся, разве он не знал его имя? Конечно, знал, и все же он спрашивает, как твое имя? Он не спрашивает, как ты хочешь называться, нет, но как тебя зовут. Бедный, сокрушенный, беспомощный, искалеченный человек теперь готов осознать свое подлинное имя: да, мое имя Иаков, что значит – хитрый, ловкий, обманщик, вор! Продвигаться вперед и вытеснять других силой, предательством, обманом – вот подлинная моя сущность. Господь, таково мое истинное имя! Он готов теперь исповедовать кто он есть на самом деле, на такое способен только перерожденный характер. Вот теперь Господь готов благословлять!
Мой дорогой друг, ты когда-нибудь исповедовал свое имя? Как тебя зовут? Сознавался ли ты когда-нибудь искренно, честно? Произносил ли ты свое имя по слогам внятно, ясно, откровенно? Если да, то в тот самый момент ты был не только прощен, но с тобой произошла также радикальная перемена, полный перелом – ветхое прошло и теперь все новое, ты стал новым творением во Христе Иисусе.
Как скоро, немедля царь Давид исповедовал свой грех, то пророк Нафан произнес божественное прощение: Господь также удалил твой грех (2Цар.12:13).
Иисус Христос утешитель
Мой друг, перестань противиться Богу, отдай свое сердце Ему, с полной надеждой бросься в Его объятия, и ты найдешь прощение, мир и радость. Он тебя простит, да Господь тебя омоет, и Он даст тебе новое имя. Вместо имени Иаков, ты получишь имя Израиль, что значит иметь силу с Богом и людьми! Да, ты станешь чадом Божьим, сыном Царя. И тогда ты сможешь воспеть, применяя к себе следующие слова:
Новое сердце из тканей живых
Бог милосердный во мне сотворил;
Тяжкое иго желаний плотских
Мощной десницею Он устранил.
Новое все дал мне Господь,
Новое сердце и новую жизнь Он мне дал.
Пусть Сам Господь поможет тебе сейчас же полностью покориться Ему и всецело понадеяться на великую Его милость.