Сны! Какие только не бывают сны у людей. Можно смело сказать, что большинству снов не следует придавать никакого значения. Есть разные причины сновидений, включая и то, что люди через чур много едят перед тем как лечь спать. Я вовсе не берусь объяснять, почему бывают у нас сны и как их истолковывать, это не цель нашей сегодняшней беседы, и притом вряд ли я смог бы это сделать.
Есть, к сожалению, люди, которые придают сновидениям слишком много значения и даже руководятся ими. Но я хотел бы добавить, что люди, которым получают сны явно от Бога, не должны видеть в этом какое-то особое преимущество, что, мол, будто они духовнее других, потому что Бог говорил им через сон. Порой это может быть как раз доказательством обратного, а именно, что Бог не мог иначе достичь таких людей, как только через сон. Они до того заняты, до того поглощены своими планами и делами, что Бог не имеет к ним другого доступа. Они не способны слышать голос Бога, успокоиться и остановиться, чтобы Бог мог с ними поговорить. Да, они служат Богу, но они так заняты строением Божия Царства, что Бог не имеет возможности им что-нибудь сказать, только как через сон. Они думают, что вся сила в постоянной беготне, как они думают по Божьим делам. «Остановитесь, – говорит Господь, – и познайте, что Я Бог…» Пс.45:11. «Сила их сидеть спокойно«, – говорит пророк Исаия, и: «В тишине и уповании крепость ваша» (30:7,15).
Одному из самых ревнивых пророков Ветхого Завета, Илье, Бог должен был показать, что Он не в ветре, не в землетрясении, не в огне, но в веянии тихого ветра. Когда пророк это понял и успокоился, только тогда к нему прозвучал Божий голос!
И вот, если человек не может успокоиться, остановиться и в тиши познать, что Бог хочет ему сказать, тогда Бог скажет ему сновидением. Бог не может говорить человеку на бегу. Поэтому, если тебе Бог дает особый сон, то это не обязательно знак, что ты духовнее, скорее, Бог иначе с тобой не мог говорить. Только таким образом можно объяснить сон, который приснился Иакову в первую ночь, после того как он оставил родительский дом. Он бежал от лица Исава, брата своего, у которого он хитростью взял первородство. А когда он был дома, то он был слишком занят, помогая Богу приобрести себе то, что и так Бог был намерен ему дать. Он не мог ждать Божьего времени и поэтому прибег к коварному методу плоти, чтобы ускорить Божий план.
Бог находит Иакова одного в пустыне, в плачевном состоянии беглеца, спящим на камне, вместо подушки под головой, под открытым звездным небом. Эта ночь оказалась первой возможностью для Бога передать своё Слово непокорному чаду. Какая чудная весть ожидала молодого патриарха в эту незабвенную ночь.
Дорогие друзья, если бы мы могли понять насколько Божьи мысли и пути выше наших. «Но, как небо выше земли, – говорит Господь, – так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» Ис.55:9. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» Иер.29:11. Какой чудное будущее желал Господь дать Иакову, но вместо того, чтобы предоставить Богу его осуществить, он сам начинает его выколачивать своими, покрытыми мехом, руками. И что же? Он вынужден в страхе бежать, но и там в пустыне рука Божия его находит. Мы читаем, начиная с 11-го стиха 28-ой главы книги Бытие такие слова: «И пришел (Иаков) на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места и положил себе изголовьем, и лег на том месте«.
Кстати, тут следует отметить, что в жизни Божьих детей нет ничего случайного. Да, сердце человека может обдумывать свой путь, но Господь управляет шествием его. Не случайно Иаков остановился именно на том месте. Вы заметили, три раза упомянуто слово место в этом одном стихе: на одно место, того места и на том месте. Именно это место должно было сыграть весьма важную роль не только в жизни Иакова, но и в истории Израильского народа.
Дальше читаем: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. (не бойся) Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твоё, как песок земный; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе«. Есть два рода обетований: условное и безусловное. «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» Ин.14:14 – это условное обетование. Получение зависит от моего прошения. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» Ин.15:7 – это обетование тоже условное. Но обратите внимание, что обещание, которое Бог дал Иакову, не заключало в себе никаких условий! Тут вы не найдёте слово «если». Его нет. «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему». Тут нет малейшего намёка на какие-либо условия: «Я Господь… Я дам тебе…» И дальше: «Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Ни одного условия, все эти обетования подтверждаются семикратным Божьим «Я». Я Господь, Я дам, Я с тобою, Я сохраню, и т. д.
Бог должен был показать Иакову, что не он, т.е. сам Иаков, капитан своей жизни, но Бог Сам исполнит то, что Он обещал; Своим путем, а не путем Иакова! «…Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Разве не следовало бы обличить Иакова, указав на его преступление? Казалось бы, что так следовало бы сделать, но мы не слышим ни слова обличения, только чудные обетования. Да, Бог знает как поступить со своим чадом. «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» Ин.13:7 – это Христос сказал Петру, которому Он только что умыл ноги. Петр тоже попал в руки Господа, как кусок глины в руки горшечника, как избранный Богом человек. И Бог не оставит его пока не сделает из него сосуд, угодный Ему. Никто не может похитить нас из пронзенных рук нашего Небесного горшечника. Слава и благодарение Ему!
Но прошу отметить, что сон этот был лишь началом! Как часто мы неправильно понимаем то, что Бог нам произносит. Мы немедленно начинаем истолковывать своим разумом как, где и когда должно исполниться обещанное. Посмотрите, как реагирует Иаков. В 16-ом стихе мы читаем: «Иаков пробудился от сна своего и сказал: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» Во-первых, он был совершенно несведущ о Божьем присутствии. «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» Что это говорит нам? Что Бог везде! Бог там, где ты сейчас находишься. Тебе не избежать Бога. Чувствуешь ли ты Его присутствию или нет, это не изменяет факта, что Он там.
Что сказал пророк Даниил богохульному развратному царю Валтасару: «Ты… вознесся против Господа небес…, а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» (5:23). О, человек, как далеко, думаешь ты, Всемогущий Бог находится от тебя? Хотя само твоё дыхание в Его руке и все пути твои на ладони Его. И вот, когда Иаков проснулся, узнав, что Бог находится на том месте, сказано, что он убоялся: «И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные«. Почему он убоялся? Почему страшно? Ведь Иаков был человеком веры, он желал Божьего благословения, он хотел получить первородство и первородство имело духовное значение. Почему он тогда убоялся обнаружив, что Бог был с ним, что не оставил его и что он стоял у самих ворот небесных. Причина была в поражении его духовной жизни: хитрость, обман, коварство, подлость сделали его неспособным ощущать присутствие Божие, и не мудрено, что когда он узнал, что Бог с ним, он пришёл в страх. Да, он верил в Бога. Он не был каким-нибудь безбожником. Его проблема была не в том, что он не верил в Бога, но он не верил, что Бог справится без его помощи. Он всегда пытался ускорить Божественное действие своею мудростью и ловкостью. Такова история Иакова. Его неспособность полностью довериться Богу приводила его всегда к каким-то сделкам, как с людьми, так и с самим Богом. Это мы видим сразу же после получения такого чудного обетования, данного ему без всяких условий – Я Господь, Я дам, Я с тобою, Я сохраню тебя, Я возвращу тебя в сию землю, Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
И как после семикратного «Я» Господня реагирует Иаков? В 18-ом стихе мы читаем: «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому Вефиль«, что значит «дом Божий». И затем в 20-ом стихе сказано: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть«.
Бог только, что сказал, что все это Он даст Иакову, не ставя никаких условий, а Иаков, что делает? Он начинает торговаться с Богом. Вы заметили: если Бог будет со мною и если Он сохранит меня, и если, и если, тогда вот, что Я сделаю: я дам Богу десятину! Торговля! Он хочет заплатить Богу то, что Бог обещал дать ему даром, по благодати. Это не значит, что мы не должны давать от нашего имущества Богу, но не как плату за Его благословение, а как жертву нашей любви к Нему.
Дорогие мои, сколько раз мы давали обеты Богу? Да, с одной стороны, это говорит об искренности человека, но мне кажется, что Бог серьёзно не воспринимает наши обещания. Он отлично знает нас, знает наш состав, знает из чего мы сделаны! Без наших обетов Он обещал, что не оставит нас доколе не исполнит то, что обещал сделать. Бог хорошо знает, насколько мы устойчивы и способны стоять, когда на нас напирают волны искушения и испытания. Подумайте, если Господь бы серьёзно поверил нашим обетам и обещаниям! Помните Симона Петра: если все отрекутся от Тебя, обещает он, то не я! Вне всякого сомнения, он был искренен, побуждаем порывом верности к своему Спасителю, но Господь не принял его всерьёз и поэтому говорит ему: «…в эту ночь… трижды отречешься от Меня» Мф.26:34.
Припомним другой случай, когда апостол Павел взяв на себя обет, вместе с четырьмя, которые тоже имели на себе обет, вошли в храм, в Иерусалиме. Об этом говорится в 21-ой главе книги Деяний. Тут не сказано, в чем состоял этот обет и не сказано, что их поступок принес какое-нибудь благословение им или другим. Единственно, что сказано, что в храме произошел большой хаос.
Иеффай, один из судей Израиля, дал обет Богу, что в случае победы над Аммонитянами он вознесет на всесожжение первое вышедшее из ворот его дома по возвращении с войны. Зачем нужен был такой обет? Он не был побуждаем Богом в этом, то была ревность, но не по рассуждению. Бог этого не требовал. Бог и так дал бы слуге своему победу. И кто же первый выходит Иеффаю на встречу? Его же дочь, его ребенок! И притом единственный, которого он имел. Какое горе принесли эти необдуманные слова Иеффая, его супруге, дочери и многим другим.
Иеффай имеет многих последователей, которые в своей искренности дают щедрые обеты Богу. Один обещает никогда не жениться, другой обещает никогда не идти к врачу или употреблять какое-либо лекарство, третий дает обет поститься в определенные дни или молиться столько-то часов.
Мой друг, Господь не требует от тебя этих обетов. Одного Бог требует от нас, чтобы всё неугодное светлому лицу Его мы исповедовали и отстранили от себя, без компромисса. Когда ты так поступишь, тогда сможешь доверить своё дело Богу и поблагодарить Его за обетования. И если, например, Он желает, чтобы ты постился, то Он даст тебе в этом ясность, или если Он хочет, чтобы ты своего «Исаака» возложил на алтарь, то и об этом Он даст тебе знать.
Бог ещё приведёт Иакова к покаянию, ибо Он сказал: «…Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Не лучше было бы Иакову исповедовать свой грех, обман и коварство вместо того, чтобы давать обетыБогу, которых Он не просил. Богу угодно чистое сердце, а не наши обеты. Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.
Да, Слово Божие требует от нас не обетов, а веру в Того, Кто дал нам Свои обетования. Приди к Нему с молитвой псалмопевца: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (138: 23,24). И если ты ещё не познал Христа как своего личного Спасителя, то знай, Он хочет твоей веры в Его обетования, а не твоих обетов и обещаний. Веруй в Господа Иисуса Христа и спасен будешь! Тот, Который берется спасти тебя, Сам Иисус Христос, Он не оставит тебя доколе не завершит это святое дело. Благодарение Ему за это!