Сегодня я желаю поговорить с вами на самую великую тему Библии – о Божьей любви. Я не знаю другой истины, которую сатана боится больше, и которую он прежде всего хотел бы стереть со страниц Священного Писания, чем тот факт, что Бог есть любовь. Все Писание говорит о любви Божьей к человеку, начиная с первой страницы и до последней. Поэтому враг душ человеческих вводит в заблуждение людей именно в этом. У человека создается ложное понятие о Боге. Он думает, что Бог его презирает и не любит потому, что он грешник.
Дорогие мои друзья! Сущность Евангелия есть любовь Божия, желающая дать каждому человеку новую жизнь, жизнь истинную и вечную. Но вы спросите, как может Бог любить тех, которые недостойны Его любви? Не знаю, смогу ли ответить вам на этот вопрос иначе, чем другим вопросом: почему солнце светит и греет? Очень просто: оно не может иначе. Солнце такое! Почему Бог любит? Потому, что Он есть любовь и не может не любить. Такова Его натура. Богу свойственно любить. Он есть любовь и нет человека на свете, которого не любил бы Бог.
Да, Бог не может терпеть греха, но в то же время Он отличает грешника от греха. Бог безмерно любит грешника, но одновременно Он против греха, зная, что грех лишает человека счастья, мира, радости и вечной жизни.
Одна из главных причин, почему мы слепы к Божьему Слову, это то, что мы мерим Бога своим собственным мерилом. Мы любим человека поскольку он достоин нашей любви, и когда, по нашему мнению, он перестает быть достойным, мы оставляем его. А Бог поступает иначе, Его любовь неизменна и непостижима, поэтому нам нельзя мерить Бога своими мерками. В послании к Ефесянам в своей молитве за церковь Христову апостол Павел просит, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота любви Божьей. Вот об этих четырех измерениях Божьей любви мы теперь и побеседуем.
Я давно обнаружил, что лучшим истолкователем Писания является само Священное Писание. Эти четыре измерения мы найдем в 16-ом стихе 3-ей главы Евангелия от Иоанна: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
Первое измерение, о котором говорит апостол Павел, это широта любви Божьей - "Ибо так возлюбил Бог мир". Затем он говорит о долготе Его любви, ее мы находим в следующих словах этого стиха: "что отдал Сына Своего единородного". О глубине Его любви - "дабы всякий, верующий в Него, не погиб". И наконец высота Божьей любви - "но имел жизнь вечную". Сосредоточим наше внимание на этих четырех измерениях: на широте, долготе, глубине и высоте любви Божьей в Христе Иисусе.
Около двух тысяч лет тому назад пришел ночью к Иисусу некий Никодим, начальник и учитель Иудейский. Ему Христос сказал эти чудные слова: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Думаю, что Никодим был потрясен, услышав эти слова.
Почему? Войдите в его положение. Во-первых, он был иудей, хорошо знавший ветхозаветное учение и историю. На каждой странице Писания он видел проявление Божьей любви. Но любовь эта, по его пониманию, была предназначена лишь к Израильскому, избранному народу, к которому принадлежал и он. Он отлично знал, что Бог любит Израиль, что Бог избрал его народ и щедро наделил Своей любовью и вниманием. Но, что Бог возлюбил весь мир, включая и язычников, это было для Никодима непостижимо. Но, в этом и есть широта любви Божьей, что Бог возлюбил весь мир, отдав Сына Своего, дабы его спасти.
Взгляните на распятого Христа, висящего на Голгофском кресте с распростертыми руками, пригвожденными к римскому кресту. Там объятиями Своей любви Он как бы обнял весь мир, не только Израиль, но, мой друг, весь мир, включая тебя и меня. На основании авторитета Божьего Слова могу сказать тебе, кто бы ты ни был: Бог любит тебя! "Ибо так Бог возлюбил мир...".
Если широта любви Божьей включает весь мир, то в чем же заключается долгота Его любви? Заметьте: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного...". Бог не только объявил о Своей любви, но Он осуществил ее тем, что отдал самое дорогое, что Он имел: Своего единородного Сына.
Мне кажется, что родителям, имеющим собственных детей, в некоторой степени лучше понять это второе измерение любви Божьей. Господь даровал нам десять человек детей и каждого из них я, конечно, безмерно люблю. В этом нет ничего удивительного – они мои дети.
Предположим такую ситуацию, где спасение от смерти чужого ребенка зависело бы от пожертвования одного из моих детей. Иными словами, я мог бы спасти жизнь чьего-то ребенка, отдав одного из своих. В таком случае от меня требовали бы невозможного. Если нужно, возьмите мою жизнь, но не трогайте моего ребенка. Такова родительская любовь. А любовь Божья? О, она непостижима! Имея одного единородного Сына, Бог отдал Его на смерть, чтобы спасти тебя и меня. Легче самому умереть, чем быть свидетелем смерти своего ребенка!
Рассуждая о долготе любви Божьей, задумаемся, как далеко пошел Бог навстречу грешнику? До самой крайности, до самой глубины! Он отдал Сына Своего на позорную смерть. Чтобы понять любовь Божию, мы должны увидеть Его висящим между небом и землей на Голгофе, и услышать Его голос, взывающий к Отцу: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" Лук.23:34. В этих словах мы слышим проявление Божьей любви.
Распятие, Франсиско де Сурбаран
Если вы думаете, что Иисуса Христа держали на кресте железные гвозди, то вы весьма ошибаетесь. Его приковали ко кресту не гвозди, ибо Он мог бы позвать легионы Ангелов, и они спасли бы Его, нет, Его держала там безмерная, вечная любовь к грешнику. Сильнейшим доказательством Божьей любви является то, что Он отдал Сына Своего на смерть вместо нас за наши грехи.
Подумаем теперь о глубине любви Божьей. "Ибо так возлюбил Бог мир" – это широта, "что отдал Сына Своего Единородного" – долгота, "дабы всякий, верующий в Него, не погиб" – это глубина Его любви.
Однажды я прочел об одном случае, происшедшем на суде. Этот случай оставил глубокое впечатление. Он напомнил мне о глубине любви, в данном случае – материнской любви. В книге пророка Исаии, в 49-ой главе, в 15-ом стихе сказано: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя". Так вот, может ли мать забыть своего ребенка? Матери, вы можете забыть своих детей? Материнская любовь, пожалуй, самая сильная любовь из возможных человеку. Многое может разлучить мужа с женой, даже отца с сыном, но нет ничего во всем мире, что может разлучить верную мать со своим ребенком. Эта любовь сильнее смерти. Пророк Исаия, взяв в пример эту сильнейшую из всех любовь, говорит: "но если бы и она забыла", допустим, как бы говорит он, что нашлась бы такая мать, которая забыла бы своего дитя, "то Я, – говорит Господь, – не забуду тебя".
Случай, о котором я упомянул, произошел с одним юношей, который убил человека. Его арестовали и посадили в тюрьму. Отец, будучи гордым человеком, отказался от сына и даже перед казнью не пошел повидаться с ним. Братья молодого убийцы последовали примеру отца. Однако же мать, при всякой возможности, навещала сына в тюремной камере. Когда начался судебный процесс, она пошла на суд, села как можно ближе к сыну и когда зрители входили в зал и указывали на нее какна мать преступника, она не обращала на них внимания. Такова материнская любовь. Она не переставала его любить. Ее любовь ничуть не изменилась. И когда свидетели на процессе давали показания против ее сына, это причиняло ей боли больше, чем ему. Когда присяжные заседатели заявили решение, что юноша повинен, бросилась мать к сыну, обняла его в присутствии всех, целовала и обливала слезами. Она не оставила его. Сына вновь посадили в тюрьму и когда ей разрешали она спускалась в камеру, чтобы побыть с сыном. Никакая мать не пойдет на казнь своего сына, но если ей отдадут его тело, она омочит его слезами, посадит на могилу цветы и будет орошать их своими слезами. Такова материнская любовь. Она сильнее смерти. Но даже ее любовь несравнима с Божьей любовью, которую Он питает к тебе, мой дорогой друг. "...Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя", – говорит Господь.
В чем же заключается глубина Божьей любви? В том, что всякий, кто бы ни был, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Это и приводит нас к четвертому измерению любви Божьей, к ее высоте: "дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
Бог, возлюбив нас, отдал Сына Своего, чтобы привести нас к Себе, возвысить нас от того низкого уровня греха на высоты божественной жизни. Не новую религию, а новую жизнь, жизнь в Боге, открытую в смерти Иисуса Христа – вот, что дает Бог верующему в Его Сына. Вот эта высшая жизнь и есть вечная жизнь – жизнь Божия.
Люди думают, что им нужно что-то сделать, чтобы достичь примирения с Богом, что недостаточно верою принять то, что уже сделано для нас Иисусом Христом. Но Бог уже с нами примирился смертью Своего Сына, тебе лишь нужно верою принять то, что уже совершено!
Хочу в заключение проиллюстрировать эту истину случаем, который произошел в Англии несколько лет тому назад. У одного зажиточного человека был сын. Он был единственным сыном у своих родителей, и они его баловали. Он вырос своевольным эгоистом. В результате, между сыном и отцом начались разногласия и серьезные столкновения, а мать всегда старалась их примирять. Однажды они до того поссорились, что отец выгнал сына из дома. Оставив родительский дом, сын обещал, что не вернется домой, пока отец сам его не попросит. Мать всячески старалась их примирить, писала сыну, умоляя вернуться, но его ответ был одним и тем же: ни в коем случае, пока отец сам не позовет. Отец тоже не поддавался увещеваниям жены, твердя: нет, я его никогда не позову домой. Он больше не мой сын.
Прошло несколько лет, но все старания матери оказались бесполезными. Вдруг мать сильно заболела. Врачи потеряли надежды на ее выздоровление и предупредили мужа о том, что ей осталось немного времени. Однажды, стоя у постели жены, он спросил: "Могу ли чем-либо тебе угодить, что-нибудь сделать для тебя перед тем, как нам придется разлучиться?" "Да, – ответила жена, – у меня есть одно желание, я хотела бы увидеть сына перед смертью и более всего хотела бы, чтоб вы примирились". Гордое сердце мужа сжалось. "Я не могу его принять" – ответил муж. "Ты можешь, если захочешь" – умоляла умирающая. Наконец муж предложил позвать сына от имени матери, но она ответила: "Ты же знаешь, что он никогда не придет по моему зову. Если наш сын вернется домой, то только, если ты его позовешь". Будучи не в силах противостоять просьбе умирающей жены, муж послал телеграмму сыну, прося его вернуться домой. Как только сын получил известие от отца, он немедленно отправился домой. Отец не отлучался от кровати больной. И вот, он слышит как открывается дверь и входит сын. Вместо того, чтобы пойти ему навстречу, отец отошел в другую часть комнаты.
Мать подозвала сына к себе и взяла его руку. Она целовала и обнимала его, и наконец, шепнула: "Заговори с отцом и все пройдет. Скажи первое слово". "Нет, мама, – ответил он, – я никогда не буду говорить с ним, пока он не заговорит со мной". Она продолжала просить, но напрасно. Подозвав мужа к кровати, жена взяла его руку в свою, а руку сына в другую и сделала последнюю попытку примирить отца с сыном. Но все было безуспешно, ни один из них не заговорил. Она пала на подушку и уснула вечным сном. В этот момент взгляды сына и отца встретились. Отец смягчился, схватил сына в руки, прижал его к своей груди и там у смертного одра матери и жены они примирились.
Мой друг, нечто подобное совершила смерть Христа. Она примирила тебя с Богом, обиженным твоим грехом. О, широта, долгота, глубина, и высота любви Божьей. Чудная любовь, несравненная любовь! Мир не знает такой любви.
Как можешь ты отказаться от такой любви? Можешь ли ты продолжать попирать ее твоими ногами? О, мой друг, не давай сна твоим очам, пока ты не примиришься с Богом верой в Сына Его Иисуса Христа. Пусть же именно этот день станет днем твоего примирения с Ним, да поможет тебе Господь. Аминь.