«И было к нему слово Господне (тут разговор идет о пророке Илье): пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню… И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо повечеру, а из потока он пил». Эти слова мы читаем в начале 17-ой главы третьей книги Царств.
Так начинается один из эпизодов, составляющих ряд захватывающих событий жизни пророка Ильи. В истории этого человека Божьего мы обнаружим ступени, по которым Бог ведет человека, пожелавшего стать полезным своему Господу, желающего возрастать в своей духовной жизни. Для этого у Господа нет коротких путей. Чтобы Ильи мог противостоять на горе Кармил всеобщему неверию, ему необходимо было пройти назначенный Богом курс обучения в школе веры.
Позади были долгие годы обучения в пустынной и суровой стране Галаад. Там он научился отличать голос своего Бога от множества других голосов, там прошло становление Ильи как пророка. Без времени, проведенного там с Богом, Илия не мог бы с такой уверенностью и дерзновением сказать богоотступнику-царю Ахаву и согрешавшему народу: «…в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 3Цар.17:1. И вот после блестяще сданного очередного экзамена, сказано: «И было к нему слово Господне…» Илье не надо было искать этого слова. Так и в нашей жизни, как скоро мы исполним то, что нам уже было велено исполнить, нам не нужно беспокоиться: «А что же теперь? Что будет дальше?» Господь пошлет Свое Слово и когда оно будет дано нам, мы его распознаем.
Обратите внимание на слово, которое было сказано Илии: «Пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана». Вне всякого сомнения, Илия не избрал бы этот путь по своей инициативе. Странный приказ! Правильно ли он его понял? Да, правильно. Дело в том, что Божии мысли — не наши мысли; не наши пути — пути Его. Вот почему так важно, чтобы мы доверяли Богу указать нам Его путь, Его волю, а не самим его выдумать. Притом важно понять, насколько серьезен момент, когда к нам звучит слово Господне. Идти вперед по слову Господню или остаться на месте? Остаться, фактически значило бы идти назад, а согласиться и идти по слову Господню — значит идти к победе!
Не исключено, что, делая шаг веры, тебе, дорогой друг, придется встретить трудности. Внешне человек может казаться спокойным и смелым. Но такой вид может быть очень обманчивым. В груди даже сильного верой человека может происходить отчаянная борьба между верой и неверием.
Илии было сказано: «Пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана». И сразу после этого повеления последовало обетование: «Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там». В таком случае нам необходима вера, вера в то, что нам сказал Бог. Слово Божие говорит: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» Пр.3:5,6. Нет, разум не советовал бы Илии идти в Хораф. Если бы он последовал совету своего разума, то он бы посчитал, что сейчас не время скрываться. Нужно действовать, призывать народ к покаянию, предупреждать о грядущем суде Божьем. Но, как ни странно, Бог не велит ему этого делать. Позже Он поручит, но не сейчас. И пророк слушается. Заподозрить Илию в малодушии или в робости никак нельзя, это был смелый муж.
Видите, какими бы логичными, правильными и даже духовными не казались бы нам наши собственные мнения, они ничего не значат, если Бог не велит этого делать. Послушайте, насколько отличается то, что говорит ему Господь: «И было к нему слово Господне…» В данной ситуации слово было личным, касающимся именно Ильи. Бог адресует и к нам личное слово. Такое слово всегда необщее, оно касается настоящего положения вещей в обстоятельствах, в которых я нахожусь сейчас.
Часто люди спрашивают: «Скажите точно, что нам делать? Дайте нам список правил, и мы будем поступать по ним». Но Бог имеет дело с тобой, как с отдельной личностью, поэтому Он имеет и особое слово лично для тебя: «Пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана». «А мне хочется остаться здесь, — возражаешь ты, — если уж идти, то идти на запад. Я хочу предупредить народ о неминуемом грядущем суде!» Но Бог этого сейчас не велит.
Почему Господь велел Илии скрыться? Причина не в царском гневе, нет. Чтобы защитить Илию и сохранить от вреда, разве не мог Бог сделать это без того, чтобы ему не скрываться? Конечно мог! Ведь царь Ахав не смог поднять против Ильи руку, когда тот заявлял о неизбежном Божьем наказании за его злодеяния. Нет, должна быть другая причина, по которой Господь велит Илии скрыться. Господь говорит ему: «Удались, чтобы тебя не было видно и слышно. Ты объявил Мое слово царю — это все, чего от тебя Я требую сейчас. Оставь заботу о результатах, они в Моих руках, а ты скройся и будь у потока Хорафа».
Если задуматься, то засуха по всей стране могла показаться суровым наказанием для вероломного народа, но удаление Божьего слова было еще большим наказанием. Когда Бог удерживает Свое слово, тогда приходит день настоящего бедствия для народа. Отныне не слышно было тех, кто знали бы слово Господне и могли передать его людям. Самый страшный суд был проявлен не в физической засухе, а в том, что слово Господне было удержано, было скрыто от народа.
В книге пророка Амоса сказано: «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» Ам.8:11. Нет более ясного доказательства ярости и гнева Божьего, чем когда Бог удерживает Свое слово. Скрыв последнего Своего пророка, Бог лишил народ Своего руководства. Да, единственный во всей стране, чрез которого мог Он передать Свое слово, был Илия, и ему Господь повелевает удалиться. Какая трагедия, когда Бог перестает говорить! Что может быть страшнее этого и что может быть большим благословением, чем возобновление гласа Его!
Друзья, доколе не застал нас этот день, когда Бог пошлет голод, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слова Господня — обратимся к Нему в смирении и покаянии, скажем: «Говори, Господи, ибо слушает раб Твой». Бог обещал помиловать нас, по голосу вопля нашего и как только услышит его, ответит нам.
Послушайте, что дальше обещает Бог: «И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде… и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему»…» Ис.30:20,21. В этом самая большая милость, когда слово Господне не скрыто от нас, когда мы слышим его. И я рад вам сказать, что Бог не перестал говорить. Он вновь и вновь посылает к нам Своих верных свидетелей, Он ведет людей к покаянию, с распростертыми руками принимает нас и прощает, и восстанавливает и дает хлеб жизни в горести нашей, и живую воду в нужде.
Поэтому, «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших…» Евр.3:7,8, ибо «не вечно, — говорит Господь, — Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» Быт.6:3. Сегодня еще Господь говорит: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас… намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь…» Иер.28:11-14.
Дорогой друг, сегодня день благодати. Господь не отнял еще Свое слово. Когда это случится никто не знает, но когда-то уже будет поздно. Сегодня двери благодати открыты. Сегодня еще Господне слово говорит к тебе: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» Рим.10:13.