Ярл Николаевич ПейстиЕфесская церковь

Вторая и третья главы книги Откровение, которая оканчивает Новый Завет, содержат в себе послания к семи церквям, находящимся в Малой Асии. Эти краткие письма были продиктованы Самим Господом апостолу Иоанну, который в то время находился на острове Патмос, куда был сослан "...за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" Отк.1:9.

При изучении этих посланий и в целом всей книги Откровения мы видим, что здесь часто употребляются символы и иносказания, значение которых раскрывается другими книгами Библии. Когда мы начинаем сравнивать одно место Писания с другим, то проясняется многое из того, что на первый взгляд казалось непонятным и загадочным.

Ефесс

Ефесс

К примеру, первые слова, адресованные Ефесской церкви: "Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников..." Откр.2:1, поднимают вопрос, что такое "семь звезд" и "семь золотых светильников"? Ответ вроде бы указан в первой главе книги «Откровение»: "тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников естьсия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей"Откр.1:20. То есть, каждая поместная церковь имела своего Ангела, и эти послания были адресованы им. По контексту видно, что речь здесь идет не о невидимых небесных существах. Ведь как можно писать письма духам? Но Иоанну было велено написать эти послания именно семи Ангелам, причем некоторых из них Господь обличает и упрекает, а иных хвалит. Например, Ангелу Лаодикийской церкви Он говорит: "…ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" Откр.3:17. Небесным Ангелам несвойственны «слепота», «нагота», «бедность» … Тогда, о ком тут говорится? Узнать ответ нам поможет сравнение текстов Библии. В Ветхозаветной книге пророка Малахии сказано: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною..." Мал.3:1. А открыв одиннадцатую главу Евангелия от Матфея, мы находим точную цитату из книги Малахии, и понимаем, что слова эти относятся к Иоанну Крестителю. Он и есть тот самый Ангел! Греческое слово «ангелион» означает «весть», «сообщение», а тот, кто приносит весть, в подлиннике Писания назван «ангелос» – «вестник» или «посланник». Таким образом, можно сказать, что Ангелы церквей – это старшие пресвитеры той или иной общины, те самые звезды, которые призваны распространять свет Евангелия.

Важно отметить, что каждое из семи посланий книги Откровения начинается особым, каждый раз разным представлением Иисуса Христа как Властелина и Главы Вселенской церкви. Если вы внимательно присмотритесь, то согласитесь, что представление Христа той или иной церкви соответствует её состоянию и является как бы ключом, раскрывающим общее положение, духовное состояние и нужду церкви.

Например, Ефесской церкви Христос представлен как “Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников”. Христос является Первосвященником, управляющим делами церкви и распределяющим ее служителей. Последнее мы понимаем из того, что Он держит семь звезд, то есть Ангелов, в Своей деснице.

Никто так хорошо не знает церковь, как Сам ее Хозяин и Глава. Он постоянно ходит посреди неё, все видит и все Ему известно: её дела, страдания, недостатки и грехи. Ничто не может ускользнуть от Христа, ведь всевидящие "…очи Его – как пламень огненный" Откр.1:14. То, что никто из нас не заметил бы, Он видит. И этот факт так ярко проиллюстрирован на примере Ефесской церкви.

Изучая историю Ефесской церкви, мы можем наблюдать, как «Держащий семь звезд» распределяет ее служителей. Основу церкви в Ефесе положил апостол Павел, хотя первое пребывание его там было недолгим. Покидая город, Павел оставил в церкви двух скромных, но мудрых и ревностных своих сотрудников: Акилу и Прискиллу, ставшими её первыми Ангелами – Божьими посланниками. Спустя некоторое время, Господь направил к ним еще одного Ангела – человека по имени Аполлос, сильного в слове. Когда после служения этих трех Ангелов, Павел вновь посетил Ефес, там произошло столь великое духовное пробуждение, что весь город был потрясен: больные исцелялись, а уверовавшие публично свидетельствовали о своей вере в Господа, сжигая идолов и принимая крещение во имя Иисуса Христа.

Чернокнижники покоряются вере в Ефессе, гравюра Гюстава Доре

Чернокнижники покоряются вере в Ефессе, гравюра Гюстава Доре

Насколько привилегированны были верующие в Ефесе! Какие яркие звезды освещали эту церковь! Апостол Павел провел в городе три года – нигде больше он не оставался так долго, а Глава церкви неустанно посылал в Ефес и других Своих Ангелов. Известно, что там трудился молодой, чуткий, преданный сотрудник и названный сын Павла – Тимофей, наконец, сам апостол Иоанн стал её пресвитером.

От такой общины следовало бы много ожидать, и, действительно, внешне как будто все было правильно, без малейшего упущения и уклона от прямого евангельского учения. Никто, увидев эту церковь, спустя сорок лет после ее основания, не смог бы обнаружить в ней какой-нибудь недостаток. Вот, что говорит Ангелу Ефесской церкви Ходящий посреди семи золотых светильников: "Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал" Откр.2:2-3. И дальше: "…то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу" Откр.2:6.

Ефесская церковь была богата добрыми делами, но Господь говорит: “знаю труд твой”, а это нечто большее чем дела. Слово "труд", в том значении, которое указано в подлиннике Писания, подразумевает, что при исполнении его человек испытывает боль и страдание. Поэтому труд требует особые издержки.

Друзья, если мое служение Богу ничего мне не стоит, если я ничем не пожертвовал, чтобы служить Ему, значит, я не имею ни малейшего представления о труде в том смысле, который несет в себе это слово в изучаемом нами библейском тексте. Труд верующих в Ефесе стоил им больших страданий, ведь они подвергались преследованиям за истину, и, как вы помните, Спаситель дважды хвалит этих людей за проявленное терпение. Должно быть, преследователи грозили уничтожить Ефесскую церковь, но верующие с необычайной стойкостью безропотно терпели поношение за имя Христово.

Дальше Христос говорит: "Знаю... что ты не можешь сносить развратных... и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы" – в Ефесской церкви не было никакого компромисса с грехом и дьяволом, эта церковь прилежно хранила чистоту евангельского учения. Она дисциплинировала не только рядовых членов, но и так называемых Апостолов, учение которых не согласовалось со Словом Божьим.

Отметим еще одну похвалу Христа: "...то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу". Мало что на сегодня известно об этом лжеучении, о которых также упоминается и в послании к Пергамской церкви. Известно, что эти еретики утверждали, что человек, принявший Божью благодать, может в дальнейшем жить, как ему угодно, и неважно, какие поступки он совершает. Тогда как Апостол Павел в шестой главе послания к Римлянам говорит:"Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак" Рим.6:1. И Христос заявляет, что ненавидит дела Николаитов.

Согласитесь, как было бы чудесно, если бы послание Господа к Ангелу Ефесской церкви ограничилось этими словами. Ведь сказано достаточно, не правда ли? Но, увы, Христос также говорит: "...вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" Откр.2:5. Как так? В чем каяться? Что, случилось скрытое преступление? Человек его не обнаружил, но Тот, чьи очи как пламень огненный, нашел потаенный грех: "…имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою" Откр.2:4.

Кто-то скажет: неужели это роковая ошибка? Разве можно назвать преступлением потерю первой любви? Однако, заметьте – тут не сказано, что Ефесская церковь потеряла свою первую любовь. Она ее оставила! Покинула! Сознательно! Тем совершила величайшее злодеяние.

Чрезвычайно важно осознавать, что такое «первая любовь», которую они оставили. И то, что ничто другое не удовлетворит нашего Спасителя. Возлюбленные, это главное, чего Он ищет и насколько серьезно отсутствие этой любви в чаде Божьем. Оставить первую любовь – это падение, которое имеет неотвратимые последствия.

-3

В церкви Ефеса не было явных грехов, одобрения зла или уклонения от чистоты евангельского учения. Эта церковь была активна и с большим мужеством переносила агрессивные нападки преследователей. Но, увы, грех оставления первой любви в глазах Господа является падением. Церковь больше не любила Иисуса так, как любила раньше. И Господь призвал верующих вспомнить эту любовь: Вспомни свои чувства, когда ты полюбила Меня впервые и сравни, любишь ли ты Меня сейчас так же? Что же это такое первая любовь? Ответ мы найдем опять-таки в Библии. Апостол Павел за несколько лет до записанного в книге «Откровение» обращения Господа в своем послании к Ефесянам уподобляет Христа и церковь – невесте и жениху: "...как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем... мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" Еф.5:24-25. В Ветхом Завете мы также видим подобное сравнение: "Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную" Иер.2:2.

Душа, пламенеющая первой любовью, готова на все, ни с чем не считается, если нужно, жизнь отдаст за любимого. Первая любовь проста и чиста, как пишет апостол Павел к Коринфянам: "…я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" 2Кор.11:2. Христос не нашел в Ефесской церкви главного – той самой первой простой и преданной любви обручения Ему, хоть внешний вид благочестия был как будто в порядке: и дела, и труд, и терпение.

В своем послании к верующим Фессалоникийской церкви апостол Павел также упоминает об их труде и терпении. Но заметьте разницу. Эта церковь пламенела любовью к своему Спасителю. Поэтому то он и пишет им: "Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа..." 1Фес.1:3. Именно первая любовь мотивировала их на дела, на труд и терпение. А верующие в Ефесе потеряли самое главное - веру, любовь и упование. Когда уходит первая любовь к Господу, остаются лишь дела – без веры, труд – без любви и терпение – без упования. Только форма и мертвые обряды, не имеющие смысла и цели.

"...Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела, а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься". Христос сказал коротко: вспомни, покайся и повтори дела. Ты должен вернёшься к началу и вспомнишь первую любовь, которая горела в твоем сердце, когда тебе и в голову не приходила мысль о тяжести проявления жертвенности. Тогда ты был готов покинуть и отца, и мать, и жену, и детей, и братьев, и сестер, и саму жизнь с радостью положить на алтарь. Вспомни об этом, позволь Духу Святому напомнить тебе дни твоей первой любви.

И покайся. Дважды в этом одном стихе Христос говорит о необходимости покаяться – сделать полный разворот в противоположную сторону, потому что сейчас ты идешь к гибели. Незамедлительно вернись обратно на ту высоту любви, с которой ты ниспал. Не убеждай себя, что не сможешь – Бог поможет. Ты должен сделать первый шаг, решиться сказать: встану, пойду к любимому моему, и ты обнаружишь, что Он уже там с открытыми объятиями ждет тебя.

-4

И тогда, мой друг, повторятся прежние дела веры, труд любви и терпение упования на Господа. Он тебе вернет и веру, и любовь, и упование. Только покайся! В противном случае “скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его". В подлиннике нет слова "скоро". Господь долготерпелив, Он не скор на осуждение и дает нам время покаяться. Но кто знает предел Его терпения? Как неразумно откладывать на потом столь важное решение.

Друзья мои, пусть лампады и сосуды наших сердец будут наполнены елеем первой любви к Господу, чтобы мы могли нести свет погибающим во тьме грешникам. Ни в наших делах, трудах, или терпении нуждается этот мир, но в любви, которая отдана всецело Христу. Только тогда мы сможем полюбить окружающих нас грешников так, как Он желает, чтобы мы их любили.

Сегодня Христос каждого из нас ставит перед тем же вопросом, что некогда задал Петру: "Любишь ли ты Меня?" Ин.21:16. И как только мы искренне, от всего сердца, скажем Ему: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя", Он ответит: "паси овец Моих" Ин.21:17.

Дела веры, труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа – вот что для Него драгоценно. Вспомни, покайся и твори прежние дела.

Пусть Сам Дух Святой поможет нам сделать это прямо сейчас, пока не поздно, пока наш светильник еще не сдвинут с места!