"Если что можешь, сжалься над нами, и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать; все возможно верующему" Марк 9:23. Думаю, что большинство знают эту историю с юношей, который был одержим немым духом. Этот дух терзал его, "где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет" (9:18). Иногда этот дух был настолько свиреп, что бросал мальчика то в огонь, то в воду, чтобы погубить его.
Отец юноши хотел привести сына к Иисусу, о Котором много слышал, но не найдя Его, привел его к ученикам Иисуса. Однако, ученики не смогли изгнать беса. Увидев Иисуса, спускавшегося с горы Преображения, отец бесноватого мальчика подбежал к Нему, поклонился и сказал: "Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. ...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему" Марк.9:17,18,22,23.
Прежде всего, мне бы хотелось отметить два поучительных момента этой истории. Во-первых, она учит нас, что Господь желает, чтобы обращающиеся к Нему ясно знали, в чем заключается их нужда, чего они ищут.
Мой друг, если ты приходишь к Господу с личной нуждой или с нуждой другого, Христос желает, чтобы ты конкретно знал, что ты желаешь получить. Многие молятся слепо, неопределенно, прося милости потому, что они приучены так делать. Некоторые молятся в нужде и просят: Господи! Помилуй! Но спроси у них, чего конкретно они желают, они не в состоянии ответить, чего же они хотят.
Когда слепой Вартимей услышал, что проходит Иисус, он начал кричать: "Иисус, Сын Давидов! помилуй меня". Толпа заставляла его молчать. Но он еще громче кричал: "Сын Давидов! помилуй меня". Тогда Иисус, остановившись, велел привести к Нему этого человека. И когда тот подошел к Нему, Иисус спросил: "Чего ты хочешь от Меня?" И Вартимей ответил: "Господи! чтобы мне прозреть". Как только Вартимей высказал ясно и определенно свою просьбу, Иисус сказал ему: "Прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу" Лук.18:38-43.
Мой друг, сколько ты уже просишь: Господи! помилуй! Господи! благослови! И уходишь без радости, без ответа, с тем же бременем, с которым пришел к Нему. Не думай, мой друг, что мы сомневаемся в твоей искренности. Нет. И бремя твое заставляет тебя приходить к Господу и дальше просишь. Но тем не менее, твои молитвы остаются бесплодными. Ты говоришь, что молишься с детства, молишься уже несколько лет, месяцев, недель или дней.
Ты просишь, чтобы Господь помог тебе, и ты хорошо делаешь. Но задай себе вопрос: "А чего я именно хочу?" Да, ты говоришь, что у тебя есть большая нужда, но ты не знаешь, может ли Господь помочь тебе в этой нужде. "Нет, не в этом дело, - возражаешь ты, - я, конечно, верю, что Он все может, но вот желает ли Он это сделать для меня? В этом я не уверен".
О, мой друг, именно тебе сегодня говорит Господь: "Чего ты хочешь от Меня?" Скажи Ему, Он ждет от тебя определенного определения. Верь, что Он жаждет помочь тебе, но Он хочет, чтобы ты высказал нужду свою ясно и конкретно. Скажи Ему, как сказал Вартимей: Господи! Чтобы мне спастись, чтобы Ты сделал то или другое. Будь конкретен в твоей молитве. И Он ответит тебе: получи, что просил. Вера твоя спасла тебя. И ты пойдешь радостный, и сердце твое будет славить Господа!
Подобное мы встречаем и в нашем тексте. Христос побуждает отца высказать конкретно свою нужду. Да, и притом, Господь допустил этому бедному человеку вначале обратиться к Его ученикам, чтобы преподать ему и ученикам Своим наглядный пример, что им следовало всю надежду на избавление возложить лишь на Господа, а не на человека.
Ты тоже говоришь, что ищешь и надеешься когда-нибудь получить спасение. А я спрашиваю: "Когда же ты его надеешься получить?" "Не знаю, - говоришь ты, - пока я еще не удостоился этого". Ты ждешь, что когда-то удостоишься? Если так, то ты вовсе не получишь его.
Никаким своим старанием, никакими своими заслугами и добрыми делами; никакими молитвами и постами; ни церковными обрядами, которые ты, возможно, соблюдаешь; ни своей религией, нет, но когда ты придешь прямо ко Христу в простоте веры и скажешь: "Господи! Я грешен, я нуждаюсь в Твоем спасении, спаси меня! Я верю, что только Ты можешь спасти меня..." Тогда Он спасет тебя. И ты, как Вартимей, последуешь за Христом, славя Бога. Ведь и отец этого мальчика пришел к тому убеждению, что избавление не от человека, поэтому он и привел сына своего к Иисусу и говорит: "Учитель! я привел к Тебе сына моего..."
Как надеешься ты получить твое спасение или чего-либо от Бога? Если ты возложишь надежду твою на Иисуса, то непременно получишь то, чего ищешь. Если сколько-нибудь можешь верить сейчас, то получишь прощение грехов, не ожидая дольше. И не нужно тебе твердить: помилуй, Господи! Вместо этой молитвы ты будешь славить Господа за то, что Он услышал тебя. Сколько времени ты искал помощи, к кому только ты ни обращался: и к ученикам Христа ты приходил, и ходил в церковь, молился, слушал проповеди, читал хорошие духовные книги, но ни проповеди, ни книги, ни богослужения, и все вместе взятое, не могло помочь тебе. Теперь ты приходишь к Тому, Кто может это совершить: Господи! Я прихожу к Тебе, сделай Ты это, спаси Ты меня ради, я целиком надеюсь на Твою милость.
Возлюбленные, неисполненные наши надежды, неудовлетворенные наши поиски, непрекращающаяся боль допущены Богом, чтобы привести нас в конце концов к Иисусу Христу – единому источнику нашего спасения и всех Божьих благ.
Далее мы видим, что вера отца подверглась испытанию еще большему, когда его сына привели к Иисусу. "Как скоро бесноватый увидел Его (Иисуса), дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену… и вдруг… он сделался как мертвый, так-что многие говорили, что он умер" (9:20,26). Положение казалось безвыходным.
Может быть, ты видишь свое положение также безнадежным? Ты просил о спасении, но перемен в себе не видишь и потерял всякую надежду, ободрись, мой друг! Именно в такой момент отчаяния Господь протягивает тебе Свою руку. Если ты в таком положении, для тебя сегодня есть надежда! Да, Господь Сам придет к тебе, и Он поднимет тебя и скажет терзающему тебя духу: "Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не входи в него" (9:25). Он, Иисус, подает тебе руку помощи сейчас!
А если ты молишься за другого и состояние его души еще хуже, чем когда-либо, и оно ухудшилось с того момента, когда ты начал за него молиться. Как это объяснить? Притом, ты молишься уже месяцами, может быть, годами, и все кажется безрезультатным. Что тебе делать? Помни, что в такой момент сказал Иисус отцу мальчика: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему". Твое крайнее положение допущено Богом для того, чтобы ты понял могущество той благодати, которую ты ищешь у Бога.
В сегодняшнем тексте встречается дважды слово "если". Бедный, измученный отец привел к Иисусу больного с детства сына и сказал: "...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам". В своем обращении к Иисусу, которое начал отец со слова "если", он выразил какой-то элемент неверия. Второй раз слово "если" сказал Иисус: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему". В том и другом случае слово "если" касается веры.
Дорогие друзья, нет никакого "если" в том, что может ли Иисус спасти тебя или сделать то, о чем ты просишь. Не может быть "если" по отношению любви Божией, силы, способности, намерений и желаний Его спасти тебя. Почему? Я вам скажу, почему!
Во-первых, потому что Он есть Сын Божий. На горе Преображения, с которой сошел в этот день Христос и встретился с отцом бесноватого, на той горе Бог Отец в присутствии учеников во всеуслышание сказал: "Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте" Марк.9:7. Сможет ли отказать в чем-нибудь любящий Отец Своему Сыну? Есть ли что-нибудь невозможное для Него? Ведь Христос сказал, что вся сила дана Ему на небе и на земле. "Посему и может, - как сказано в Библии, - всегда спасать приходящих чрез Него к Богу..." Евр.7:25, потому что Он есть Сын вечного Бога!
А будучи Сыном Божьим, Иисус и Сам есть Бог, и потому все может. Да, есть ли что невозможное Богу? Конечно, же нет! Он сотворил небо и землю и все, что на ней. Он сотворил не только эту землю, но и весь космос. Он держит все силою Своею! Как непостижима премудрость Божия, каково величие всего творения Его, когда сравнишь их, например, с нашими маленькими космическими кораблями, которые летают по орбите вокруг нашей планеты. Человеческий разум лишь чуть-чуть коснулся поверхности необъятного космоса. Взгляните ночью на звездное небо и попробуйте сосчитать все звезды. Космонавты смогли увидеть сверху нашу землю, а ведь сколько планет намного больше нашей земли, и этого не видел глаз человеческий. А ты еще спрашиваешь, "если" Бог сможет. Да, есть ли что невозможное для Бога? "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать", - говорит пророк Исаия (59:1). Нет, дорогие мои, не может быть для Христа никаких "если", Он равносилен Богу, а Бог всемогущ! Да, Он силен, Он может, Он хочет.
Во-вторых, не может быть никакого "если" в Его способности как Спасителя. Дела милости и благодати свойственны Ему, потому что Он есть Бог любви. Подумайте только, что совершил Сын Божий, чтобы спасти грешника. Взгляните на Голгофу, на Его страдания. Посмотрите, как Он, умирая, просит Отца Своего за врагов Своих: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" Лук.23:34. Здесь, на Голгофском кресте, мы видим смерть Праведника за неправедных, чтобы привести их к Богу.
А если ты еще сомневаешься в силе Его смерти, то пойди в гробницу, куда положили Его, и ты не найдешь Его там. Он воскрес! Он воскрес, и ныне сидит одесную Отца и ходатайствует за тебя и за меня. Благодарение Богу вовек! А ты, мой друг, еще говоришь "если". Он силен, Он жаждет тебя спасти. Он готов это сделать сейчас.
Итак, мой друг, знай, что нет никакого "если" для Христа. "Если" не в Иисусе, а в нас. "Если" в нашем неверии. Поэтому Иисус сказал отчаявшемуся отцу: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему".
Но ты спрашиваешь, для чего нужна вера? Это самое естественное и нормальное требование. Разве следует просить о чем-нибудь Христа, если мы не верим в то, что Он может нам помочь? Тогда, зачем просить? Когда ты приходишь к врачу, самое минимальное, что ожидает от тебя врач – это доверие к нему, что он может тебе помочь. Иначе бы ты не пришел к нему. И разве не естественно, что и Христос, когда ты обращаешься к Нему, ожидает от тебя прежде всего доверия. Если ты отказываешь Ему в доверии, то не удивляйся, что Он отказывает тебе в спасении. "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему". Этими словами Христос указывает отцу, что вопрос не в том, что может ли Он помочь ему, а в том, может ли отец веровать.
Возлюбленные, вера – это единственное что требует Бог от приходящим к Нему. Без веры нет смысла приходить к Нему. Вот поэтому для спасения любого грешника необходима вера! Если будешь веровать, спасен будешь. Если не будешь веровать, осужден будешь. Написано: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты..." Деян.16:31. "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему".
Когда отец привел бесноватого сына к Иисусу, он сказал: "Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам". Как удалить из нашей молитвы это сомнительное "если"? Есть ли среди моих слушателей те, которые желают спасения, но до сих пор произносят в молитвах: "Господи! Если Ты можешь, спаси меня!" Верьте, что Он может. Он не желает от вас слышать условное "если". Вы Его этим огорчаете. Он Бог и Ему все возможно! Больше того, Он жаждет спасти вас! Как избавиться от этого парализующего, сковывающего "если"? Вначале вы должны исповедовать ту веру, которую вы имеете. Отец отрока, на слова Иисуса: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему", тотчас воскликнул со слезами: "Верую, Господи!" Вы заметили? Имея хотя и малую, и мизерную веру, отец тем не менее исповедовал ее, он ее выдвинул вперед. Он говорит: "Верую, Господи!" И Господь дал ему просимое.
Друг мой, если ты не имеешь столько веры, сколько хотел бы иметь, то приведи в действие и употреби ту веру, которую имеешь теперь. Пусть она будет размером с горчичное зерно, но и эта вера может многое, и она может передвигать горы. Воскликни и ты, как тот отец, от всего сердца: "Верую, Господи!" И коль скоро ты это скажешь, Господь тотчас ответит тебе.
Обратите внимание на порядок слов, которые произнес отчаявшийся отец. Он не сказал вначале: "...помоги моему неверию", но "Верую, Господи!" – сказал он. Первыми словами его были слова: "Верую, Господи!" Он исповедовал ту малую веру, которую он имел. Да поможет тебе Господь исповедовать ту веру, которую ты имеешь.
Во-вторых, тебе нужно, чтобы Господь помог твоему неверию. Сказав первые слова: "Верую, Господи!", отец тут же добавляет: "помоги моему неверию". Из глубины души его вырвалось это исповедание: "...Господи! помоги моему неверию".
Дорогая душа, ты пробовала веровать, но у тебя ничего не получалось. Пробовал ли ты исповедовать свое неверие пред Господом, чтобы Он помог твоему неверию? Может быть, у тебя больше веры, чем ты думаешь. Употреби ее, если она даже с горчичное зерно. Как зерно, вера жива и действенна, и Бог никогда не откажет тебе. "Все возможно верующему", – сказал Христос.
Иисус не сказал, что тебе нужна большая вера или совершенная вера, чтобы получить спасение. Нет, только веруй! Все возможно верующему! Обратись к Иисусу. Он теперь около тебя, Он готов услышать и малейший шепот твой. Скажи Ему, что ты отказываешься от всех других надежд, что ты полностью вручаешь себя в руки Его. "Верую, Господи!" Скажи эти простые слова из глубины своего сердца, и ты получишь просимое.
О, Дух Божий! помоги многим сейчас с верой взглянуть на распятого Сына Божия! Даруй им эту спасительную веру ради Иисуса Христа. Аминь.