Сегодня поразмыслим над 23-им и 24-ым стихом одиннадцатой главы Евангелия от Марка, где мы читаем следующее: "Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: "поднимись и ввергнись в море", и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет".
После торжественного посещения Иерусалима в Вербное воскресенье наш Господь Иисус Христос на следующий день вторично приходит в город. Из Евангелия мы узнаем, что тогда же произошел странный акт проклятия смоковницы и очищение храма.
Это место из Священного Писания многих приводит в большое затруднение. Невольно возникает вопрос: какое значение имеет проклятие смоковницы? Связано ли оно с очищением храма? Ведь оба эти действия произошли в один день. Прежде всего важно отметить, что проклятие смоковницы имело иносказательное значение, а очищение храма стало пророческим действием Божьего откровения. В первый день после Своего царского входа Христос направился прямо в храм и "осмотрел все". То был момент исследования. Ничто не ускользнуло от Его всевидящего взгляда. Увиденное Господом в храме, заставило Его на следующий день взять бич и выгнать осквернителей храма.
Марк, повествуя о смоковнице уточняет, что "еще не время было собирания смокв" Мк.11:13, тем не менее "смоковница засохла до корня". Это, пожалуй, единственное чудо осуждения, которое Христос когда-либо совершил. Это действие Иисуса было уничтожающим, а не искупительным. Важно найти причину этого.
Некоторые говорят, что, мол, Господь не был справедлив, здесь же ясно сказано, что "еще не время было собирания смокв". Зачем Господь потребовал от нее плода? Разве справедливо говорить: "Да не будет же впредь от тебя плода вовек"? Возражение, как будто, справедливо. Но если вникнуть глубже в суть происходящего, то мы обнаружим совсем другое. Чтобы понять кажущееся противоречие, мы должны взять во внимание некоторые факты о смоковнице.
В Палестине собирают три урожая смокв: в июне, в августе и в декабре. Событие, описанное здесь, произошло в апреле месяце, на страстной неделе. Марк был прав, написав, что "еще не время было собирания смокв". Однако же заметьте, что дерево это имело листья, которые указывали на то, что оно должно было бы иметь и спелые плоды. В Палестине на смоковнице вначале появляется плод, а потом листья. Листья указывали, на наличие спелых плодов. Но, увы, дерево имело ложный вид и вводило в заблуждение. Листья говорили о плодоношении, а на самом деле плодов не было.
Наш Господь имел все основания ожидать плода от дерева, которое имело листья. Заметьте, здесь сказано: "И увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней, но пришед к ней; ничего не нашел". Это было преждевременное появление листьев, их не должно было быть вовсе. Близкое исследование выявило бесплодие дерева. Дорогие друзья, проклятия бесплодной смоковницы является показательным уроком для нас. Отмечу, что Иисус взалкал. Чувство голода у Христа имеет более глубокое значение, чем просто физический голод. Почему взалкал Иисус, находясь возле Иерусалима? Он искал, Он жаждал найти плоды праведности у Своего народа. Смоковница символизирует Израиль. Бог посылал на эту смоковницу всякие благословения: растил ее, ухаживал за ней, питал, окапывал и очищал. Все это Он делал ради плодов, но в конце концов она оказалась бесплодной. Все усилия Его оказались бесполезными!
И в конце, видя жалкое состояние дерева, Он уничтожает его Своим проклятьем. Кажется жестоко, но все, на что оно оказалось способным - это обманчивый, ложный показ листьев: внешняя религиозность, укоренившиеся традиции и пышные обряды. А где плоды любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры? Плодов Божьей жизни не было.
Христос проклял смоковницу не за то, что она была бесплодна, так как "еще не время было собирания смокв". Если бы она была без листьев, то Он не стал бы искать на ней плодов. Он проклял смоковницу потому, что она представляла ложную плодовитость. Это был суд Божий над лицемерием! Лицемерие обречено на осуждение, потому что основано на лжи и обманчивости. Листья религиозного энтузиазма пышно шелестели в день Вербного Воскресенья, но войдя в храм, Христос не обнаружил там плодов. Вместо молитвы, в храме велась оживленная торговля. Он перестал исполнять то, для чего был предназначен.
А как мы, дорогие друзья? Зададим себе вопрос: что найдет Господь в храме нашего сердца? Взрастили ли мы приятные плоды для ищущего Христа?
В итоге Христос проклинает бесплодную смоковницу, возвращается в храм и изгоняет из него торгующих. Теперь отметьте, на следующий день, во вторник, поутру, проходя мимо, ученики увидели, что смоковница, которую Христос проклял, засохла. И Иисус сказал им: "Имейте веру Божию".
Теперь Господь дает пояснение Своего действия. Причиной отвержения Израиля было их неверие. Поэтому то Христос и говорит: "Имейте веру Божию", указав, как избегнуть проклятия. Где присутствует и практикуется Божия вера, там уничтожения не будет. Входя в Иерусалим, Христос обнаружил, что в Израиле не было веры, веры, которая производит и приносит плод. Внешний вид религии был, да! Листья религиозности, да, но не было плодов! А бесплодное дерево подлежит истреблению.
Подлинная вера всегда проявляется в молитве, не в заученной молитве, а в пламенной, живой, преодолевающей, Богом зачатой молитве. Храм перестал быть домом молитвы, потому что в народе не было этой веры Божией. Оно всегда так - где нет веры, там нет и подлинной молитвы.
Далее Господь указывает, как сохранять молитвенную жизнь. Он говорит: "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши." Чтобы сохранить молитвенную жизнь, учит Христос, необходимо иметь прощающее сердце. Ничто так не губит молитву и веру, как нежелание простить брату или сестре. Поверь, мой друг, что ты не сможешь долго молиться, если не простишь брата. Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, говорит Христос, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Общение с Богом невозможно там, где нет прощения!
Но в словах Христа есть еще один важный урок, который Он хочет преподать нам, связанный с верой, молитвой и прощением. Ученики были удивлены молниеносным действием на смоковницу слов Иисуса Христа. "Посмотри, - говорят они, - смоковница, которую Ты проклял, засохла". Она тотчас же засохла! И Иисус сказал им: "Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: "поднимись и ввергнись в море", и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет".
Не подумайте, что Иисус поощряет людей использовать веру для истребления деревьев и удаления гор, хотя, если нужно, то и это подвластно вере. Здесь урок, имеющий гораздо более важное значение. В данном случае, смоковница символизирует Израильский народ, который стал препятствием, вместо того, чтобы быть сотрудником в осуществлении плана Божия.
Вместо того, чтобы содействовать Богу, этот народ намеренно, активно и вполне сознательно противится Ему. Поэтому Христос сдвинул эту гору, эту мертвую смоковницу с пути. Это и было показательным уроком веры для учеников: если будут препятствия на вашем пути, величиною с гору, которую человеческой силой не сдвинуть, тогда имейте веру Божию. Скажите этой горе: "поднимись и ввергнись в море" и будет так. Мы можем удалять преграды Божьей верой. Сам своею силою ты не сможешь, но верь, что Бог силен и может и сделает то, что ты желаешь. Благодарение Господу!
Войдя в храм после проклятия смоковницы, Христос выгнал бичом торгующих в доме Божием, говоря: "Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников". И сразу же после этого сказано: "И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их" Матф.21:13,14. Да, таков результат веры. Сперва удаление преград, затем очищение храма и наконец, прозрение, исцеление и пение. Храм вновь становится тем, чем он должен быть - местом поклонения Богу.
Мой дорогой друг, имей веру Божию. "Веруй в Господа Иисуса Христа, спасешься ты и весь дом твой". Христос сказал: "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" Иоан.5:24. Вот что вера сделает для тебя
О, мой друг, желаешь ли ты, чтобы Христос стал Царем в твоем храме? Ждешь ли ты царя Иисуса со всеми благами Его царства? Если так, тогда ты должен предоставить Ему полное право очистить храм своего сердца и привести его в порядок, чтобы он стал местом Божьей славы. Тогда в твоем сердце Христос установит Царство Свое. Но ты спрашиваешь, в чем заключается Царствие Божье? Апостол Павел в своих посланиях к Римлянам и к Коринфянам ясно определил царство, которое Христос пришел установить - оно не земное, оно в сердцах людей, имеющих веру Божию. Да, придет время, когда Он восстановит Свое царство на земле, но как Господь сказал ученикам Своим: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый" Деян.1:7,8. Он есть Тот, который воздвигнет в тебе царство Христово. "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" Рим.14:17. Основа Царства Божия - праведность; его состояние - мир, цель царства Божия - радость; и результат его – сила. Сила Духа Святого. Мои возлюбленные, там где присутствуют праведность, мир, радость и сила Духа Святого, вот там и царство Божие.
О, мой друг, познал ли ты Христа? Царствует ли Он в твоем сердце? Установлено ли в тебе Царство Божие? Имеешь ли ты его праведность, Его мир, Его радость и Его силу? Сегодня Господь стоит у двери сердца твоего и стучит: "если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, - говорит Господь, - и буду вечерять с ним, и он со Мною" Откр.3:20.