Великий художник Леонардо да Винчи в течение тринадцати лет работал над своей знаменитой картиной «Тайная Вечеря». Ему необходимо было изобразить лик Христа, и он долго подыскивал подходящее для этой цели лицо. Наконец, он встретил одного певца в соборе, черты лица которого ему очень понравились, и он пригласил его к себе в мастерскую.
Прошли годы упорного труда над этой картиной. Кистью мастера уже были нарисованы почти все апостолы, и оставалось изобразить только Иуду-предателя. Ему снова понадобился подходящий образ для позирования. Великий художник долго ходил по улицам Рима и внимательно всматривался в лица встречавшихся ему прохожих. Наконец, он остановил свое внимание на одном человеке. На углу одной из улиц стоял грязный, в лохмотьях бродяга, с жестким выражением лица. Он сразу принял предложение художника, и они пришли в мастерскую. Да Винчи внимательно стал вглядываться в черты лица этого незнакомца — и вдруг кисть художника выпала из его рук.
Оказалось, что это было то же самое лицо, с которого он некогда писал лик Христа! Порочная жизнь за это время до неузнаваемости исказила некогда прекрасное лицо этого человека. Грех наложил на него свою ужасную печать и превратил в жалкий, отталкивающий образ пьяницы.
Три евангелиста, Матфей, Марк и Лука, приводят список двенадцати апостолов, избранных Иисусом. Лука говорит, что, взойдя на гору помолиться, Иисус пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда настал день, Он призвал Своих учеников и избрал из них двенадцать, которых назвал апостолами. После этого следует поименно их список. И тут отмечу, что во всех трех списках апостолов Иуда Искариот упомянут последним, а Симон, то есть Петр, — первым.
Есть определенная параллель между этими двумя лицами. Первый названный апостол, отрекся от Христа, греясь у костра во дворе первосвященника. Под обвинением молодой служанки с клятвой Петр говорит: «Не знаю Человека Сего, о Котором говорите» Марк.14:71. Последний же в списке апостолов предал Христа за тридцать серебренников, продал Иисуса за цену раба. Оба изменили Христу.
Однако, первый был помилован, прощен и стал одним из столпов церкви; а другой ушел в вечность не прощенным предателем, убийцей. В чем же разница между этими двумя согрешениями? Грех первого был не менее велик, чем грех второго. Но первый покаялся и был помилован по благодати Божией, второй же был исполнен угрызения совести, но без истинного покаяния, отвергнув Божию благодать, ушел в вечный мрак. Первый стал одним из великих проповедников в истории Церкви, второй же стал нарицательным образом предательства, и упоминание имени его вызывает отвращение. Иуда утратил возможность стать полезным и великим Божьим человеком. Его имя могло быть славным на страницах Священных Писаний, но, увы.
Каждый раз, когда читаешь о предателе Иуде Искариоте, невольно возникает вопрос, почему Христос, зная от начала кто Его предаст, избирая двенадцать Своих учеников, избрал и Иуду? Не знаю, смог ли бы кто-нибудь дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Тайна эта известна только одному Господу. Однако, над одной возможной причиной его избрания мы можем подумать: пример жизни и смерти Иуды стал для нам предупреждением.
Заметьте, что нигде в Писании не сказано, что Иуда был избран, чтобы предать Спасителя. Иуда был избран, чтобы быть апостолом. Ему были даны те же возможности, те же привилегии, которыми пользовались Петр, Иоанн, Филипп и все остальные. Он был одним из них. Когда Христос посылал их проповедовать Царство Небесное, исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять бесов, то Он не делал никакого исключения — Он всем дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. И сказано, что они все это делали и все имели результаты. Нигде не сказано, что Иуда был исключен из этого служения.
Наоборот, апостол Петр подтверждает, что он, Иуда, был сопричислен к ним и получил жребий служения сего. Когда Иуда проповедовал, люди каялись, когда он молился над больными, они исцелялись, когда он изгонял бесов, они ему повиновались. И это только лишний раз напоминает, что даже духовный дар или положение и служение в церкви еще не обеспечивает верности человека Господу. И то, что человек — служитель церкви, к сожалению, не является доказательством, что он стал обязательно причастным к благодати Божьей.
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, — сказал Иисус, — но исполняющий волю Отца Моего Небесного». И послушайте, что Он сказал дальше: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззакония» Матф.7:21-23. Пожалуй нет более опасного положения человека, чем стать известным и уважаемым в религиозном обществе и в то же время не быть в действительности чадом Божьим.
Но заметьте также, что Иуда вместе с остальными апостолами в течение трех лет шел за Христом, видел не только, как Иисус совершал чудеса, но видел и Его безгрешную непорочную жизнь. Он слышал проповеди Иисуса, Его наставления, каких никто до этого и после этого не слышал. Он жил, ходил, молился с Иисусом Христом три года, и тем не менее за каких-то ничтожных тридцать серебренников, да еще предательским лобзанием продал и предал своего лучшего друга и учителя Его врагам.
Следует также отметить, что Иуда был не только последователем и служителем Христа, но он был Его доверенным другом. Сам Христос назвал его другом, и посмотрите, какое ответственное поручение дал ему Христос. Кто бы избрал в казначеи человека беспринципного? Когда Христос избрал Иуду и доверил ему такую обязанность, Он, безусловно, назначил человека надежного, честного и добросовестного. Ведь Иуда был хранителем денег. Не могу себе представить, чтобы Господь умышленно доверил Иуде такое ответственное и важное дело как бы для проверки его принципиальности и честности.
Если я правильно понимаю Священное Писание, то Иуда начал обкрадывать кассу не вначале своего следования за Христом, а позже. Значительный период своего служения он был ревностным хранителем денежных сокровищ. Но потом, наверное, понемножку начал брать из денежной казны, может быть, с намерением потом вложить эту сумму, но в конец деградировав мы видим, как за мизерную мзду он продал Сына Божия. И вместо того, чтобы раскаявшись дать возможность Христу вырвать корни этого греха, Иуда позволяет пустить эти корни до дерева, на котором удавился.
Все это говорит нам о том, что окружающая нас обстановка недостаточна, чтобы сделать нас чадами Божьими. Какое безумие предполагать, что если грешник изменит свое окружение, то обязательно переродиться в нового человека. Никогда! Покрасив свежей краской насос, качество воды в колодце не изменится. Не так ли? Если вода нечистая, то никакое перекрашивание водопровода не изменит качество воды.
Так и наши внешние обстоятельства. Будь они самыми прекрасными, они не изменят нашего сердца. Иуда является ярким примером этого. Он находился в обществе самых лучших людей, его Учителем и Наставником был Сам Господь, Который никогда не согрешил ни словом, ни делом, ни мыслью. Иуда был три года в присутствии Богочеловека, и все же, несмотря на такое общество, Иуда ушел в вечность погибшим, осужденным, не прощенным предателем.
Читая и размышляя об этом жалком человеческом образе, я невольно задавал себе вопрос, но почему же Иуда предал Учителя, своего лучшего Друга, своего Вождя, Спасителя? Вспомним, когда Христос в горнице сказал, что один из них предаст Его, то они все говорили: «Не я ли, Господи?» Матф.26:22. Значит они все усомнились и обнаружили себя в том, что и они могли бы стать предателями: «Не я ли, Господи?» И другое, как нам известно, что в самый критический момент они все разбежались и покинули Спасителя. Почему? Вот тут вопрос, почему? Почему они изменили Христу?
Вспомним, как от самого начала ученики последовали за Христом. Читая Евангелие можно заметить, что далеко не бескорыстные мотивы преобладали в них. Иначе говоря, у них были личные соображения и амбиции, почему они пошли за Христом. В Евангелии мы можем прочитать несколько случаев, когда видны их личные интересы в следовании за Иисусом. Напомню случай, когда проявилась их двойственная позиция.
Вы помните, когда Христос впервые сказал ученикам о Своих предстоящих страданиях и смерти, Петр стал возражать и говорить: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою» Матф.16:22. Следует иметь в виду, что Петр в данном случае выражает не только свое мнение и свои чувства, но и других учеников. Пока Христос не заявлял о Своих предстоящих крестных страданиях, ученики готовы были следовать за Ним, надеясь, что Он даст им ожидаемое царство. Но как скоро Он начал говорить о смерти, они расстроились. По их рассуждению, на что им мертвый Мессия? Здесь наметились их расхождения и несогласия.
Иуда, как и остальные ученики, последовал за Христом, рассчитывая, что вскоре Господь объявит Себя Иудейским Царем, и он в Царстве Его займет какое-нибудь почетное место. Но проходило время, и эти мечты не только не утверждались, она рушилась. Христос уже несколько раз говорит о Своих страданиях и близкой смерти. А Своим ученикам Он говорит, чтобы они отреклись от всего, взяли свой крест и последовали за Ним. Нет, думает Иуда, не ради этого я последовал за Тобою! Иуде нужен не крест, он ищет блага царство здесь, на земле.
Да, Иуда пошел за Христом, чтобы иметь для себя какие-то привилегии. Он искал своего, он хотел улучшить свою жизнь, а Христос говорит, кто сохранит жизнь, тот ее потеряет, а тот, кто свою душу потеряет ради Христа и Евангелия, тот сбережет ее. Нет, Иуда не был готов к этому. Он думал, что можно служить Богу и мамоне, поклоняясь богатству и славе мира, и одновременно иметь жизнь вечную. Скажите, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» Матф.16:26.
Не получив того, чего ожидал, он посчитал себя обманутым. В сердце его зарождается раздражение к Тому, чрез Которого он желал осуществить свои мечты. Вместо царства, Иисус говорит «отвергнись себя» Матф.16:24! Нет, думает Иуда, меня не проведешь, я за это отплачу. И его недовольство превращается в ненависть, а затем в убийство. Сердце его наполняет желания отомстить за разбитые надежды, и он решается на страшное предательство! Не за тридцать сребреников, а за оскорбленное самолюбие он продал своего Спасителя. Считая себя правым, он расплатился предательством. Иуда шел не за Христом, а за своей выгодой, и это привело его к предательству.
Чему же учит нас этот пример? Во-первых, что падение, которое может привести к предательству, возможно с каждым из нас. Никто не застрахован от этого! О, как я боюсь за тех, которые, указывая пальцем на своего брата, считают себя лучшими или уже достигшими такого состояния, что для них падение невозможно. Позволю себе напомнить таковым слова апостола Павла: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» 1Кор.10:12!
Отступничество от Христа начинается в тот роковой час, когда от нас требуется отречение от своего «Я», когда нужно взять свой крест, в простоте повинуясь Его призыву, и следовать за Христом, а мы медлим это делать, взвешивая свою выгоду и цепляясь за свои привычки. Или, когда у нас остается кумир собственных амбиций, и этого идола мы не даем Христу свергнуть с престола нашего сердца. Отступничество начинается, когда мы не желаем отдаться всецело Иисусу.
Быть может, и ты, дорогой друг, стоишь сегодня на распутье? Пред тобой два пути! Который из них изберешь ты? Один путь — это путь твоего личного «Я», от которого ты не можешь отречься, и ты усиленно стараешься во чтобы то ни стало все сделать по-своему. Это путь погибели! Он ведет тебя к ужасному разочарованию, к предательству и к погибели. Другой путь — это отречение от своего эгоистичного «Я», когда ты должен, взяв свой крест, следовать за Христом. Этот путь приведет тебя к воскресению, к счастью, к свету.
О, мой друг, воззови к Нему сейчас, пока не поздно! Может быть, твое сердце начало черстветь, может быть, ты считаешь себя обиженным. О, ради Христа, ради блага твоей души, прошу, остановись, пока это чувство не привело тебя к предательству. Скажи: «Господи, помоги мне избавиться от моего «Я», помоги мне избрать Твой путь! Я искал своего, я лицемерил, я не за Тобой пошел, а за своей выгодой, я искал себе славу, а не Тебе, прости меня, победи во мне этого Иуду-предателя, который живет во мне, я его вижу и чувствую в себе. Омой меня пречистой Своей кровью, помоги мне следовать за Тобой, помоги мне всецело принадлежать только тебе!» Да, когда ты так воззовешь к Нему, Он тебя услышит, простит тебя, даст тебе новое сердце, чистое, преданное Ему!
Последнее слово об Иуде в Священном Писании говорит, что Иуда пошел «в свое место» Деян.1:25. В место, которое он сам избрал для себя. Да, те самые ноги Иуды, которые омывал Христос в день Тайной Вечери, привели его к предательской измене, а затем они привели его не в то место, которое приготовил и для него Спаситель. Христос сказал, что Он идет приготовить место в доме Отца Своего (Иоан.14:2). Иуда, ища земные блага, тем самым отказался от места, приготовленного Христом. Он избрал место вечного мучения, в огне неугасимом, где день и ночь он будет слышать голос совести своей, как червь съедающий: «Я предал невинную кровь, я предал кровь Сына Божия!»
Возлюбленные, Христос не приготовил нам ад, Он не приготовил ад и для Иуды, и не для кого другого. Ад выбирает сам человек! Христос же приготовил нам в доме Отца Своего обитель вечной жизни в присутствии Самого Бога! Благодарение Ему! Сегодня ты стоишь на распутье двух дорог. Одна дорога ведет тебя в вечное мучение, другая — в вечное счастье! Дай Господь, чтобы ты избрал путь, ведущий в жизнь вечную! Да поможет тебе Господь это сделать сейчас!