Библию можно приблизительно разделить на две части: в одной, т.е. в меньшей ее части, мы находим доктрины, поучения и наставления, а другая, гораздо большая часть Библии, содержит в себе историю, жизнеописания и поэзию. Эта часть Библии иллюстрирует то, что сказано в первой ее части. Иначе говоря, для каждой истины и каждой доктрины вы найдете в Библии целый ряд соответствующих примеров. Всё это устроено для того, чтобы божественные истины стали для нас более ясными и живыми.
Сегодня я хочу взять другую важную доктрину о человеке, которую Павел излагает в своем первом послании Коринфянам. Затем, эту истину хочу проиллюстрировать жизнеописанием ветхозаветного патриарха Иакова – одного из самых замечательных личностей в Ветхом Завете. Сколькому можно поучиться от Иакова.
Отметим сперва, что говорит апостол Павел в первых двух главах своего первого послания Коринфянам. Тут мы обнаружим, что апостол подразделяет людей на две группы: на верующих и неверующих. Неверующих он называет душевными, а верующих духовными. Т.е. чадо Божье является духовным человеком, потому что принял Духа Божия, он родился от Духа. Но, к большому сожалению, есть много детей Божьих которые хотя родились от Духа Божия, но которые не подчиняются Духу Святому, они не вполне руководятся Им. Их апостол Павел называет плотскими.
Большинство в Коринфской церкви являлись плотскими верующими. «…я не мог говорить с вами, братия, — пишет Павел им, — как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе«. Какой парадокс, в начале своего послания он им говорит: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании…» И тем не менее после этого он должен сказать им: вы плотские. Между ними были разделения, споры, ссоры, зависть и разногласия, одни говорили, что они Павловы, другие Аполлосовы, иные Кифины, а некоторые, считая себя сверхдуховными, говорили, что они Христовы. Это пример плотских верующих.
Яркий пример такого верующего мы имеем в Иакове. Да, в жизни Иакова, Дух Божий дает нам чудное откровение сущности благодати Божьей, но в то же время Он не скрывает несостоятельности его духовной жизни. Иакова интересовало одно: исполнение обетований Божьих. В том, что Бог ему обещал, в этом он был уверен. Он был Божьим человеком. Он верил в Бога. Его беда, однако, была ни в том, что он не верил в Бога, но в том, что он не верил, что Бог мог справиться без помощи его, Иакова. Иаков всегда пытается ускорить своей ловкостью и своей мудростью Божественное действие. И эта нетерпеливость приводила его к коварству, к хитрости, к разного рода сделкам и к обманам. Он пользуется человеческими средствами, чтобы достичь высшей цели Божьего призвания. Да, он желал Божьей воли, благословения Божьего, но он думал достичь их своим собственным путем. Он не мог дождаться Божьего времени.
Вещий сон в пустыне, лестница Иакова
Начать рассматривать историю Иакова мы должны до его рождения, а это значит, что история его имеет свое начало у Бога. Бог его сам избрал. Не он, Иаков, сперва возлюбил Бога, а Бог его. Вот почему историю Иакова можно понять только, если мы возьмём в учет благодать Божию. Но, дорогие мои, ведь это относится не только к Иакову, но к каждому из нас. Кто бы из нас подумал бы о Боге, если бы ни Он Сам возбудил в нас это желание. Ведь не мы сперва Его возлюбили, а Он нас. «Ибо, когда они, т.е. близнецы Иаков и Исав, ещё не родились, — говорит Слово Божие, — и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей, т.е. Ревекке: «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Что же скажем? — продолжает апостол Павел, — Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». И теперь слушайте, что сказано дальше: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» Рим.9:11-16.
Поэтому, возлюбленные, никогда не забудем, что если у нас нашлось желание и стремление к Богу, то это только по благодати и зависит не от нас, а от Бога милующего нас. Не Адам ищет Бога, а Бог взывает к нему: «Где ты?» – Бог его ищет. Да, Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Благодать Божия избрала Иакова, тут нет иного объяснения. Бог захотел избрать человека, и мы должны верить в премудрость Его поступка. Неужели неправда у Бога? Никак. Долой даже такую мысль! Во всем, что Бог делает Он руководится любовью и благодатью. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Скажите, кто из нас был советником Ему! Никто, ибо всё из Него, Им и к Нему! Ему слава во веки!
Поэтому, возлюбленные, если Бог взялся за какое-либо дело, то Он доведет его до совершенного конца. Если Он начал Свое доброе дело в нас, то Он его не оставит не законченным. То, что Он в нас начал, Он завершит. Он закончит. О, какое это утешение. Слава и благодарение Ему. Из плотского человека, Бог ещё сделает Иакова духовным. Он есть начало и конец, Его имя Альфа и Омега.
Если ты склонен думать, что у тебе слишком тяжелый характер, жизнь твоя уж чересчур запутана, тогда вспомни Бога Иакова. Ведь не Иаков избрал Бога, а Бог избрал его. Ещё до его рождения Бог уже отметил его, возлюбил и избрал, это Он сделал и с тобой. Прими эту истину, и ты будешь свободен от ненужных забот и волнений.
Ноесть ли какие-нибудь признаки, по которым мы можем знать дети ли мы Божьи или нет? Что первое сказано об Иакове по его рождению? Во время его рождения о нем сказано что-то весьма важное. Сказано, что при родах близнецов, Иаков держался рукою своею за пяту Исава. При самом его рождении уже упоминаются его руки, это не без значения. А вот по его рождению сказано так: «Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах«.
Библия его называет кротким и говорит, что он жил в шатрах. Тут прообразно говорится о его положении пред Богом и о его жизни веры. Если вспоминать историю Иакова, то вряд ли можно назвать его кротким, в подлиннике это слово значит «совершенный, безвинный». Вы скажете, но разве Иаков был совершенным? Как нам понять это совершенство? Мы знаем, что человек этого совершенства сам достичь не может.
Поэтому мы должны начать с самого начала Библии. Она говорит, что все мы согрешили и поэтому все мы виновны пред Богом, а Бог не может иметь общение с грехом. С того самого момента, когда наши прародители Адам и Ева согрешили, то общение между ними и Богом моментально прервалось. Но как восстановить это общение? Только одним путем. Человек должен вновь стать совершенным, безвинным и оправданным перед Богом.
«И как человеку быть правым пред Богом, — спрашивает ветхозаветный Иов, — и как быть чистым рожденному женщиною?» (25:4). Какой знаменательный вопрос задал Иов. Тут проблема не в согрешении, а в греховной натуре, испорченности грехом всей нашей природы. Я виновен пред Богом не потому, что я согрешил, но по природе я грешен, и потому виновен. Эту греховную натуру я унаследовал от Адама, вот почему Слово Божие говорит, что в Адаме все умирают, ибо возмездие за грех смерть.
Вы заметили, как в своем псалме покаяния Давид не только признает свой ужасный грех, который он совершил пред Богом, но что причиной этого и всех его согрешений стала его греховная натура? Слушайте, как он вопиет к Богу: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем«. И теперь слушайте, что он дальше говорит: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе, родила меня мать моя» Пс.50:6,7. Иначе говоря, он признает себя не только согрешившим, но и грешным.
Где же нам найти разрешение этой вопиющей нужде? Дорогие мои, в этом и есть Благая весть, Бог Сам ее разрешил. Он Сам нашел выход из этой человеческой нужды, а именно через Сына Своего Единородного, Иисуса Христа. «…Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» Рим.5:8. Да, Бог послал Сына своего в умилостивлении за наши грехи. Он Сам, Иисус Христос стал умилостивлением за наши грехи.
Как стал Христос этим умилостивлением? Пролитием Своей драгоценной, пречистой крови. Только чрез смерть невинного на месте виновного мог Бог оправдать нас. Как ясно об этом говорит апостол Павел в своем послании к Римлянам в 3-ей главе: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды (вернее, как написано в подлиннике «праведности») Его в прощении грехов, соделанных прежде…»
Христос в современном мире, фотограф Майкл Бейкл
Вот с этого, возлюбленные, и начинается подлинное христианство. С того, что Бог совершил для нас чрез Сына Своего. Только жертва Сына Его могла удовлетворить требование святого и справедливого Бога, а не какие-нибудь дела, которые мы бы могли сделать. «Потому что делами закона, говорит Слово Божие, не оправдывается пред Ним никакая плоть«. Почему? От того ли, что закон не совершен? Нет, Бог Сам дал закон и поэтому он совершен, но человек, зачатый в грехе, не может исполнить этот совершенный закон. Как может несовершенная греховная плоть исполнить то, что совершенно? Только Сын Божий, Который был без греха и потому совершен, мог полностью удовлетворить все требования закона. Это Он сделал, но это не всё. Он же совершил и жертву, пролив Свою святую кровь как умилостивление за наш грех.
Поэтому, возлюбленные, Бог говорит, что мы можем получить спасение не делами, а благодатью, чрез веру. Сказать, что я ничего не могу сделать, чтобы спасти себя, но что Своей благодатью Бог все сделал для меня во Христе и есть самый первый шаг веры. От начала до конца христианская жизнь основана на нашей надежде, на Иисусе Христе, и то что Он сделал для нас. Мы своей праведности не имеем. Он является нашей праведностью, наш Господь Иисус Христос.
«От Него и вы во Христе Иисусе, — сказано в 1-ом послании Коринфянам, — Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтоб было как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1:30,31). Нечем нам хвалиться, только Господом нашим Иисусом Христом. Он наша праведность, и святость, и искупление. Слава и благодарение Ему! Да, не знавшего греха Он сделался для нас грехом, так в подлиннике написано, не только жертвою за грех, но грехом, выпившему всю чашу Божьего гнева за грех и приняв его на Себя, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21).
Вы заметили, это выражение «в Нем»? В Нем, мы сделались праведными. Бог видит нас совершенными в Нем. Он видит уже не наш грех или наше греховное состояние, но Он видит Своего Сына. В послании к Колоссянам сказано: «Ибо в Нем (т.е. в Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем…» (2:9,10). Вы понимаете смысл этих слов? Такую благодать, что находясь во Христе мы имеем все необходимое для нашего оправдания.
Несение креста, А.П.Выстрепов
Но как могу я быть уверен, что я нахожусь «во Христе»? Эту уверенность я имею, потому что мне это говорит Слово Божие: «От Него (т.е. от Бога) и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением…» От Бога! Да, это Он нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. И вот, возлюбленные, находясь в Нем, Бог видит не нас, в нашем греховном состоянии, но Он видит Сына Своего, в Котором мы сокрыты.
Мой дорогой друг, знай поэтому, что без Христовой праведности ты не можешь быть чадом Божьим. Но если ты в Нем, то ты совершен, потому что ты стоишь пред своим Богом не в своей праведности, но в праведности Иисуса Христа. А если ты ее не имеешь, то как же ее можно получить? О, мой друг, это так просто.
Христос сказал: «Я есмь путь!» О, Он так близок к нам, Он так же близок как слово в наших устах. Нам не нужно ни взойти на небо, ни сойти в бездну, чтобы найти Христа, но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём», то есть слово веры, которое проповедуем» Рим. 10:8. Тебе не нужно переходить порога твоего дома, чтобы спастись, тебе нужно верить сердцем, что Бог воскресил Христа из мертвых и устами исповедовать Его Господом и будешь спасен. Хотя вера сама по себе не спасает, но вера приводит нас в контакт с источником спасения. Поэтому ты ответствен за свое спасение. Благодать Божию во Христе можно пережить только личным действием веры, ибо без веры угодить Богу невозможно.
Если ты ещё не пережил это спасение, то оставь сейчас все свои добрые дела и все то, чем ты надеялся спастись и бросься верой в объятия Христа. Знай, что Бог любит тебя, Он жаждет твоего спасения, Он Сам говорит: «…Я знаю намерения, какие имею о вас, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду«. Да, будущность, чтобы на веки быть с Ним на небе! Слава и благодарение за такого чудного Бога. Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе!