Иаков является, пожалуй, одним из самых знаковых библейских персонажей на страницах книги Бытие. Жизнеописание его начинается в 25-ой главе и кончается последним стихом 49-ой главы. Прямо или косвенно ни о ком так много не говорится в первой книге Библии как об Иакове. Поэтому, если Духу Святому угодно было уделить столько места его истории, то думаю, что и мы не ошибёмся, если больше познакомимся с историей этого человека.
Иаков, витраж Фрайбургского собора
Сегодня, однако, мы ограничимся только одним аспектом его жизни, а именно его верой. Эта сторона еголичности является значительной. Нет ни одного случая в жизни Иакова, в котором бы мы не обнаружили его веру. Да, Иаков был человеком веры.
Если вы знакомы с его историей, то вам может показаться это странным, но тем не менее мы обнаружим, что в отличие от своего брата Исава, Иаков руководствовался верой. И это мы видим из первого же предложения, сказанного о нем в 27-ом стихе, 25-ой главы книги Бытие. Тут мы читаем: «Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах«.
Два брата близнеца, Иаков и Исав, являют собой две категории людей, возрожденных и невозрожденных, спасенных и неспасенных. Исав, искусный в звероловстве и человек полей, был человеком незнающем Бога, человеком мира сего. Иаков же, человек кроткий и живущий в шатрах, олицетворял человека веры, дитяти Божьего. Мы уже не раз говорили об Исаве и видели в нем яркий пример человека от земли, занятого земными делами, всегда в погоне за тем, чтобы угодить пожеланию плоти.
В Иакове же мы прообразно видим два аспекта жизни христианина: его состояния и его хождения. Слово «кроткий» можно перевести и словом «совершенный». Оно говорит о нашем стоянии пред Богом. О тех, кто принял верой дар Голгофской жертвы и стоит полностью оправданным пред Богом, но не своею праведностью, а праведностью Того, Кто умер на его месте, праведностью Иисуса Христа.
Второй факт, касающийся христианина заключен в том, что мы являемся людьми веры. Об Иакове сказано, что он был не только человеком кротким, но и живущим в шатрах. То, что он жил в шатрах, говорит нам прообразно о жизни веры. Авраам, его дед, является в этом хорошим примером. Когда он начал свое хождение с Богом, то оставил городскую жизнь в Уре Халдейском и как автор послания к Евреям говорит: «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах…» Он не имел постоянного места, был странником и пришельцем здесь на земле, т.е. не был привязан к земле. Он жил в шатрах и поэтому мог в любой момент двинуться куда укажет Господь. У человека веры всегда присутствует это чувство, что он здесь чужой, здесь он только временно, он странник и пришелец, ибо, как Авраам, он ожидает города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Жизнь в шатрах, говорит нам о готовности следовать за Христом куда бы Он нас ни повел. Это не значит, что мы должны буквально жить в палатках, чтобы быть людьми веры, нет, но это говорит нам, чтобы мы не были ни к чему привязаны, что препятствовало бы нашему хождению за Господом.
Помните, когда некто пришел к Иисусу и сказал: «Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел«. Как ответил ему Христос? Послушайте: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову«. Иными словами, Христос говорит: если хочешь идти путем веры, то ты не должен быть ни к чему привязан. Другому Христос сказал: «Следуй за Мною«. И как ответил тот? «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Ещё другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» Лк.9:57-62.
Жизнь веры Авраама началась с момента, когда Бог Славы явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» Быт. 12:1. Вы заметили, что Бог ему не сказал: «иди», а «пойди». В этих словах большая разница – одно требует, чтобы ты шел в определенное место, а другое слово – указание следовать за кем-то. В 11-ой главе послании к Евреям сказано: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идёт«. Когда Господь велит нам следовать за Ним, то Он не обязательно скажет куда Он нас поведет, чаще всего Он этого не скажет. Но мы можем вверить себя Тому, Который знает путь. Мы призваны следовать за Ним, а не идти по какому-то готовому маршруту.
Помните, как Христос сказал: «…он зовет своих овец по имени и выводит их«. Но слушайте, что Он дальше говорит: «И когда выведет своих овец идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» Ин.10:3,4. Видите, мы сами дорогу не знаем, но Он знает. Поэтому наше дело следовать за Ним.
Итак, Авраам оставил землю, где он жил и родство своё и стал жить в шатрах. Он услышал голос Зовущего и последовал за Ним, не зная куда идёт. Но впереди был Бог и Авраам имел слово от Господа: «Пойди… Я укажу тебе».
Отметим, что Слово Божие говорит нам, что и Иаков был человеком веры. В 11-ой главе послания к Евреям вместе с другими героями веры о нём сказано: «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего«. Примечательно то, что этот эпизод взят автором послания из самого последнего и беспомощного периода жизни патриарха. Всё остальное в его жизни как бы пропущено. Однако, читая историю Иакова, мы прослеживаем его веру на протяжении всей его пёстрой и несовершенной жизни. Несмотря на все несовершенства, нет такого случая жизни Иакова, в котором не проявлялась бы его вера. Он верил в Бога, хотя всегда находил нужным своей ловкостью помогать Богу. Он не мог всецело доверить свое дело Богу, но хитростью и даже коварством пытался приобрести то, что Бог ему обещал. В его жизни мы видим постоянный конфликт: его вера желает получить первородство, а страх приобретает его коварством.
Как низко и подло он поступает со своим братом. Исав приходит домой голодным, уставшим, а Иаков в это время как раз варит пищу. Вместо того, чтобы дать брату поесть, он, пользуясь случаем требует от него продать первородство за еду. Правда, Исав пренебрег своим первородством, он продал его за одну снедь, но поступок Иакова этим не оправдывается. Первородство принадлежало Иакову так или иначе по обетованию, данному ему Богом, но страх, что Исав его получит, побудил к этому коварному поступку. Ведь Господь ясно сказал: «больший будет служить меньшему» и для веры это было бы достаточно, что Бог Свое Слово исполнит.
Однаковместо того, чтобы покорно предоставить своё дело Богу, Иаков берет дело в свои руки. Но сказав это, мы в тоже время должны признать, что в желании иметь первородство проявляется его вера. Первородство, как мы знаем имело духовное, Божественное значение. Оно было звеном в родословии грядущего Мессии. Иметь первородство значило иметь определенное место в божественном плане, быть наследником обетования завета, данного Аврааму, быть в союзе с Богом в Его чудном плане искупления. Исав не оценил и пренебрег этим первородством, будучи человеком мира. Иаков же, будучи чадом Божьим и потому человеком веры, этого благословения очень желал, но пытался его добиться плотским методом.
То, что Иаков был человеком веры и что он желал получить благословение Божие ни чуть однако не оправдывало его поступка, к которому он прибегнул чтобы заполучить это благословение. Посмотрите, как дорого он должен был заплатить за свою хитрость, обман, ложь и коварство. Помните, как после получения обманом благословения от отца, Иаков должен был бежать из родительского дома. Он думал, что через короткое время ярость его обиженного брата остынет и он скоро вернется домой. Но вышло не так. Бог поругаем не бывает, что человек посеял, то он и пожнет. Иаков попадает в руки Лавана, в доме которого ему суждено было прожить двадцать лет. Лаван оказался низким и подлым человеком, и Иаков сколько раз был обманутым им. Горькими были для Иакова годы, проведенные у него.
Бог сказал ему: «…Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» Быт.29:15. И Он был с ним всё время в этом дисциплинарном лагере Лавана. Такова дисциплина Божия по отношению к тем, которых Он избрал и которых Он любит. Иаков будучи уже в преклонных годах, в ста тридцатилетнем возрасте встречается с фараоном и говорит ему: «…малы и несчастны дни жизни моей, и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их» Быт.47:9. Такое печальное свидетельство этого Божьего чада, сколько зла пережил он. Свои же сыновья обманули его, и он лишается своего любимого сына Иосифа. Много и другого суждено было ему пережить: трудностей, скорбей, лишений. Это одна сторона жизни Иакова. Да, она печальная, но это говорит нам, что Господь, кого любит, того наказывает, Он делает то, что обещал: «…Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Своё слово Господь сдержал.
Послушаем, что Иаков говорит к концу своей жизни, благословляя сыновей Иосифа: «Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих…» Быт.48:15. Именно этот случай, когда Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа и поклонился на верх жезла своего, автор послания к Евреям приводит как высший пример веры Иакова. Что делает он? Он поклоняется и благословляет. Тут мы видим совсем другого человека, не того Иакова, который хитростью пытается приобрести себе благословение. Теперь Господь полностью владеет им. Да, он слаб, да, он умирает, но Иаков спокоен, он поклоняется Богу и благословляет. Руки, которые всегда были так ловки на обман, теперь под полным контролем Бога, и они благословляют. Здесь раскрыта светлая сторона жизни Иакова, когда Бог приводит его к месту благословения.
Он не только благословляет, но он прославляет Бога. Он признает Его верность и свидетельствует, что Бог не оставил его, но пас его всю жизнь и избавлял от всякого зла. Бог питал его, восполняя всякую нужду и сохранил от разрушения.
Что, если бы Бог оставил Иакова на произвол судьбы? Если бы Он сказал Иакову: раз ты думаешь, что лучше знаешь чем Я, тогда справляйся сам как хочешь. Ты такой ловкий и умный, так иди своим путем. Но нет. Бог сказал: «Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе», и Бог своё обещание сдержал. И Иаков теперь свидетельствует о верности Божьей. Бог, пас меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Он избавил меня от всякого зла – это говорит вера. Раньше он говорил: «Малы и несчастны дни жизни моей», а теперь — «Бог избавил меня от всякого зла!» О чем эти слова? Он признает, что все в его жизни содействовало ко благу. Хотя физическое зрение его притупилось и не мог он уже видеть ясно, но за то духовное его зрение никогда раньше не было таким зорким и хорошим как сейчас.
Когда, обидев и обманув своего брата, Иаков бежал из своего дома, то первую ночь он проводит один в пустыне. Но там Бог его посетил, явившись во сне и дает чудное обетование, что Он будет с ним и сохранит его и возвратит его, и Иаков просыпается. И что же он говорит? «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» Быт.28:16. Тогда он не знал, а теперь ему всё стало ясно, видя Невидимого, он прославил Его и благословил сыновей Иосифа. Тут вера его достигла совершенства, и он прославил Бога.
Какое утешение дает нам история Иакова. Она говорит нам о долготерпении Божьем, о том, что Бог вознаграждает веру как бы она не была слаба, мала и несовершенна. Вера Иакова была далеко несовершенной, в нем происходила постоянная борьба между верой и неверием. Помните, с какими словами обратился за помощью отец бесноватого мальчика? «Верую, Господи! помоги моему неверию» Мк.9:24. Он обнаружил в себе и веру и неверие, два противоположных течения. Услышав это, Господь сразу исполнил желание отца и изгнал беса из его сына. Дорогие мои, вера, как бы она ни была мала, слаба и несовершенна, она всегда обратит на себя внимание Господа. Бог ее почтит и вознаградит, и Он не может иначе как ни воздать ищущим Его.
Если ты, мой друг, ещё не познал, как благ Господь; то ты ещё не спасен, грехи твои не прощены. Приди к Богу таким как ты есть и скажи Ему, что ты грешник и что ты желаешь стать Его чадом. Приди к Нему с простой детской верой, и ты можешь быть уверен, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, но примет и простит все грехи твои. Веруй в Господа Иисуса Христа и спасен будешь!