Иаков вынужден оставить родительский дом. Он бежит от своего брата Исава, у которого он хитростью и коварством украл первородство. Но всё это было лишним, потому что первородство так или иначе, по Божьему обетованию, принадлежало ему.
Видите ли, Иаков не мог доверить своё дело Богу, но взял его в свои руки. И вот, первую ночь после своего бегства он проводит в пустыне под открытым небом, и Бог во сне являясь ему говорит: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твоё, как песок земный; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» Быт.28:13-15.
Сон Иакова, Хосе де Рибера, 1639 г
Какое чудное обетование дал Бог Иакову. Однако, прежде чем Господь привёл его на это самое место, которое Он обещал дать, ему суждено будет ждать двадцать лет. Двадцать лет у тестя Лавана станут годами тяжёлого труда и испытания. Видите, чтобы лично встретиться с Богом, и услышать Его голос, Иакову надо было оставить родительский дом и очутиться в Вефиле, а чтобы познать самого себя, для этого Бог устроил для него другое место – Харран, где обитал Лаван.
Хотя Бог в Вефиле с Иаковым говорил лично чрез сновидение, он не понял всего значения этого откровения. Поэтому, перед исполнением обещанного Господом, Иаков должен идти в Харран, чтобы там познать самого себя. Иаков должен исповедаться пред Господом в том кем является сам по существу. Имя Иаков означает «запинатель», «узурпатор», и он должен был ещё познать, что каково его имя, такова и его натура. Только когда он был готов смириться, исповедовать этот факт пред Богом, и покаяться пред Ним, тогда Бог его благословить.
Бог устроил так, что Иаков попадает к подлому, несостоятельному и хитрому человеку, готовому выжать все, что возможно даже из самого близкого родственника. Лаван устроил такие неприятности Иакову, на какие Иаков сам был способен. Как он поступил со своим братом, так Лаван поступает с Иаковом. Наблюдать за Лаваном двадцать лет, это было для Иакова сродни тому, как смотреть в зеркало и разглядывать самого себя. Не случайно нам попадаются люди, которые нас особенно раздражают, а причина в том, что их характер сильно похож на наш. Бог это допускает, чтобы мы узнали самих себя.
И вот, после долгой, несостоятельной духовной жизни, беспомощный раб своей падшей натуры Иаков, которому теперь почти сорок лет, приведён неподвластными ему силами, к новому переживанию с Богом. Настало время исполнения обетования Божьего. Бог обещал и теперь Он должен благословить Иакова.
Двадцать лет тому назад Иаков не был готов исповедовать Господу, кем, по существу, он является. То, что Иаков пережил то же ночью, но двумя десятками лет позже, было до того потрясающе, что Сам Бог должен был его переименовать. Об этом мы читаем в тридцать второй главе книги Бытие. Происходящее в этой главе имеет огромнейшее значение. Из пятидесяти глав книги Бытие, описывающих историю многих сотен лет, целая глава посвящена событию, охватывающему всего лишь двадцать четыре часа. Дух Святой нашел нужным посвятить столь значительную часть Библии событиям одних суток жизни человека, который прожил сто пятьдесят лет. Естественно, мы заключаем, что содержание этой главы имеет огромное значение.
Иаков у Лавана, Жан II Ресту, 1720
Начинается эта глава так: «А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии«. После двадцати лет пребывания у Лавана, Господь сказал Иакову: «Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (31:3). Желание возвратиться домой Иаков высказывал уже раньше, но он ещё не имел слова от Господа. Когда Рахиль родила ему Иосифа, тогда Иаков сказал Лавану: «Отпусти меня, и пойду я в свое место и в свою землю» (30:25). Это была только мысль, желание, слова от Господа он ещё не имел, и Лаван не хотел его пустить. Но в следующей главе уже Сам Господь говорит ему: «Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою«. Это, однако не значило, что он пойдёт без затруднений и препятствий, получив определённое слово от Господа. Но Иаков имел это чудное обетование: «Я буду с тобою«.
Возлюбленные, как важно иметь это слово от Господа. Когда мы его имеем, тогда можем быть уверены, какие бы преграды мы не встретили на пути, с Ним мы их преодолеем. Одного желания недостаточно. Ибо, «много замыслов в сердце человека, – говорит Слово Божие, – но состоится только определённое Господом» (Пр. 19:21).
Какое жалкое духовное состояние влачил Иаков в течение этих двадцати лет у Лавана. Первый раз за всё это время сказано, что Бог заговорил с ним. В тоже время, в течение всех этих лет у него не было алтаря, он не молился. И теперь впервые Бог говорит ему: возвратись домой, Я буду с тобой. Какая благодать Божия!
Да, Иаков теперь имел это слово, и вот он идёт своим путем, и встретили его ангелы Божии. Теперь ни Лаван, никто другой не может остановить его. В определённое время Бог Сам выводит Свое чадо из тени смертной и расторгает его узы. Да, у Бога Свое расписание и его изменить никто не может. Об Иосифе написано: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его«. И когда настало назначенное Богом время, тогда сказано: «Послал царь, и разрешил его, владетель народов, и освободил его» (Пс.104:18-20. Почему Иосифу нужно было ждать два лишних года в тюрьме? Бог приготавливал его к важному делу: спасти своих братьев, и когда его душа была закалена огнем испытания, фараону приснился невероятный сон – это и был Богом назначенный час. Никто из нас не в состоянии знать, почему нам нужно ждать, почему Господь не раскрывает двери нашей темницы? И если Бог не открывает нам причины нашего ожидания, то почему бы не доверить наше дело Ему? Ведь Он знает, что Он делает и будьте уверены, что Он ни на один час не опоздает. Иаков хотел поторопить Бога, но тем самым навлек на себя много бед, и двадцать лет провел в Божьей дисциплинарной школе.
И вот, Иаков идёт своим путем, и ангелы Божии идут ему на встречу. Но, и ещё кто-то другой идёт ему на встречу – это его брат Исав, и послушайте, «и с ним четыреста человек«. Обиженный брат, тот который клялся убить его, идёт теперь ему на встречу! И сказано: «Иаков очень испугался и смутился…» Да, его объял страх, брат идёт и с ним четыреста человек!Да, была причина бояться, но это судя по-человечески. Но разве Бог не обещал быть с ним? Разве Он не сказал: Я буду с тобою? Что ещё нужно было Иакову, если Бог был с ним, то кто мог быть против него? Он имел повеление Божье, обетование Его, Его охрану. Бог ему посылает на встречу ангелов Своих, казалось, что достаточно причины уповать на Бога. Но Иаков не был бы Иаковом если плотская натура в нем не проявлялась, и это мы видим в том, как он старается подкупить дарами своего брата. Тут опять проявляется его «я». Он уже забыл обетования Божьи, Божий призыв, Его благодать и защиту. Он думал, что льстивые слова и щедрые дары лучше умиротворят Исава и изменят его отношения к нему. Никаких изменений пока не видно в нем, Иаков ещё лично не встретился с Богом. Да, Бог с ним ещё будет иметь дело и притом очень важное дело. Но пока он продолжает рассчитывать на свою ловкость и остроумие. Такие «умники» не на Бога надеются, а на свой разум, и Богу приходится их загонять в угол, из которого им никак не выбраться.
Иаков как раз в такой угол и попадает: вернуться к Лавану он уже не может и идти вперед боится. В полном смысле этого слова он приперт к стене. Двадцать лет понадобилось Господу для того, чтобы привести Иакова к этому состоянию. Теперь по неволе Иаков принужден к личной встрече с Богом. Да, он пошел по повелению Божию, в этом отношении он был послушен Слову Божьему, но будучи Иаковым, он в то же время пытается миновать своего брата. Сколькие из нас готовы быть послушными Богу, но в то же время держат черный ход открытым, чтобы удрать, если необходимо. Но это невозможно, с Богом возможно идти только в одном направлении, в котором Он ведет нас Сам.
Посмотрите, что пытается сделать Иаков, человек с двоящимися мыслями. От испуга и смущения, сказано, что Иаков «разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов, на два стана, и сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись«. Так замышляет человек с двоящимися мыслями. С одной стороны он составляет ловкий план, а с другой стороны, прошу отметить, молится, и насколько нам известно из Священного Писания то, это первая его молитва.
Возможно, что он и до этого молился, но теперь он уже молится серьёзно. Да, он замышляет, планирует и молится. Если хотите, то тут можно сказать проявляется уже некоторый прогресс. До этого он только замышлял, интриговал и планировал, а теперь он вдобавок молится. Он, и замышляет, и молится. Но, возлюбленные, если мы молимся, тогда нам нет надобности плести интриги. Если мы надеемся на наши способности, тогда какой смысл имеет молитва. Это не вера. Иаков делал и то и другое, с одной стороны он уповает на Бога, а с другой – строит свои планы. О, как мы похожи на Иакова. Мы считаем слишком большим риском сто процентно уповать на Бога, всецело быть верными Богу и верить, что Он избавит, Он сделает то, что обещал.
Какую чудную молитву совершает Иаков. В ней он напоминает Господу о данных ему обетованиях. Он говорит, что не достоин всех Его милостей. В смирении он взывает к Богу о помощи и опять напоминает Ему о обещаниях. Кажется этого было бы достаточно. Прекрасная молитва, полная искренности и смирения, но Иаков всё же не может поручить своё дело Богу. Он счёл нужным помочь Богу. Думает, что без него Бог не справится. Молиться, это хорошо и нужно, но ведь и моя помощь нужна. Это как Петр, который хотел избавить своего Спасителя от крестной смерти и страданий. Он думал о том, что человеческое, а не Божье.
Но тут вопрос смерти и жизни, как можно рисковать, ограничиваясь только молитвой? Никогда ничего подобного Иаков еще не переживал, такого страха он в жизни не испытывал. Вот тут как раз он и оказался припертым к стене. В 24-ом стихе сказано: «И остался Иаков один«. Всех он перевел чрез поток и остался один! Да, наконец пришел момент, когда он будет иметь дело непосредственно с Богом. Третьих лиц здесь уже не будет. То была всенощная борьба между Богом и Иаковом, и длилась она до утренней зари. И Бог одержал победу! Иаков теперь другой человек. Столь разительная произошла в нем перемена, что Бог должен был его переименовать. «Отныне, – говорит ему Господь, – имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь… И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя«. И произошла удивительная вещь – Иаков начал хромать с того времени.
Христос сказал: блаженны, не сильные, или ловкие, или умные, но «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю«. В самом начале об Иакове было сказано, что он был человеком кротким. Так видел его Господь, но наш Бог дальнозоркий, Он видит конец Своего творения. Мы видим в Иакове всё, только не кротость, но Бог видит дальше. Он видит оконченный плод. Видя каким Иаков станет, когда Бог окончит Свое дело в нём, Он двадцать лет назад сказал: «…Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе«.
Чудный наш небесный Мастер — горшечник, Он не выбрасывает глину, если не удалось за раз и второй, и третий сделать угодный сосуд, но Он вновь и вновь берет ее в Свои руки и заново делает сосуд. Он продолжает до тех пор, пока не совершит его для Своей славы. Слава и хвала такому чудному Богу!
Поэтому, мой друг, если ты ещё не доверил свою жизнь Богу, сделай это сейчас. Скажи Ему: «Господи, безоговорочно я отдаю себя в Твои руки. Делай со мной то, что Тебе угодно. Я хочу, чтобы Ты был прославлен чрез мою жизнь». Бог не может отвергнуть такую жертву. Он примет тебя и не оставит тебя, доколе не исполнит того, что Он обещал. Слава и благодарение Ему!