В 10-ом стихе 28-ой главы книги Бытие сказано: «Иаков же вышел из Вирсавии, и пошел в Харран«. По совету своей матери Ревекки Иаков отправляется, как он думал, на недолгое время к своему дяди в Харран. Он оставляет родительский дом первый раз в жизни и делает он это не потому, что желает испробовать силу своих крыльев или погулять по белому свету, нет, Иаков не был таковым. Он любил уют родительского дома, он был человеком кротким, живущим в шатрах. Была иная причина почему Иаков отправился в путь. Иаков оказался беглецом по нужде. Он бежал, чтобы спасти свою жизнь. Брат его, Исав, которого он обманул, у которого он коварством и хитростью украл первородство, грозился убить его. Ревекка, мать его, узнав об этом сказала Иакову: «И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему. Тогда я пошлю, и возьму тебя оттуда» Быт.27:43-45.
Иаков, покинувший отчий дом
Ревекка рассчитывала на то, что скоро всё пройдёт, Исав успокоится и её любимый сын вернется домой, но увы вышло совсем не так! Дорого пришлось Ревекке поплатиться за свою сделку с Иаковом. Она больше никогда не увидела своего любимого сына. Её предполагаемое «несколько времени» или как в некоторых переводах сказано «несколько дней» продлилось до 20 лет. Когда Иаков вернулся, её не было уже в живых.
Да, как Ревекка, так и сын её Иаков были избранными детьми Божьими, но вместо того, чтобы вверить своё дело Богу, они взяли его в свои руки. Вместо того, чтобы взирать на Бога, Который ей сказал, когда сыновья ещё были в ее утробе, что больший будет служить меньшему, и позволить Ему исполнить Своё слово, она берется помогать Богу. Ведь Бог никогда не допустил бы Исааку благословить того, кого Бог не намерен был благословить. Может ли Бог нарушить Своё Слово? Никогда! Это, возлюбленные, невозможно. Но если это так, тогда Бог не нуждается в нашей помощи, Он желает только нашего доверия, нашей веры. Но сколько раз во время испытания нашей веры, мы прибегаем к разным ухищрениям, чтобы убыстрить исполнение слова, сказанного нам Господом. Но этим, дорогие мои, мы навлекаем на себя только ненужные скорби и страдания.
«Терпение нужно вам, говорит Слово Божие, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит«. И тут автор послания к Евреям добавляет знаменательные, слова, цитируя их из книги пророка Аввакума: «Праведный верою жив будет» (10:36-38). Видите, каждое обетование, которое Бог дает нам, должно подвергнуться испытанию. Поверить сказанному нам Богом нетрудно. Какую радость переживает душа, когда она получает какое-нибудь обетование от Бога. Но верить, когда всё начинает противоречить сказанному и кажется, что оно никогда не исполнится, такая вера угодна Богу.
Так вот, в испытаниях мы делаем величайшее преступление, когда беремся помогать Богу, как бы ускоряя ход дела, думая, что Бог без нас не справится. Это ничто иное как неверие, действие плоти, что Бог ненавидит и должен отвергнуть. Как раз в это время испытания, когда кругом темно, нет видимого за что держаться, мы должны уповать на Того, Который дал обещание.
Об Аврааме сказано, что он не поколебался неверием в обетовании Божьем, но пребывал тверд в вере, воздав славу Богу. Господь чрез пророка Исаию предупреждает и говорит: «Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своём» Ис.50:10. Что это значит? Это значит, что когда всё как будто противоречит тому, что Бог обещал: обстоятельства, чувства, наш разум, логика, люди, все в один голос твердят – невозможно, тогда уповай на имя Господа, на верность Божью. Имена Господа отражают Его характер; и верность – это одно главное свойство Его характера. Бог верен. Он верен Своему Слову. Он не может иначе как быть верным тому, что Он обещал.
И тут следуют предупредительные слова для тех, которые берутся путем плоти ускорить действие Божье: «Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей: в мучении умрете» Ис.50:11.
Возлюбленные, это не шутка иметь дело с Богом. Если Господь положил Свою печать на тебя, если ты Его чадо, то знай, что Он не оставит тебя пока не совершит Свое дело до конца. Куда бы ты ни бежал от Него, скрыться ты от Него не сможешь. «Ты знаешь, –говорит псалмопевец Давид, – когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» Пс.138:2,3,5.
Дорогие мои, в этом и есть благодать Божья. Иаков был человеком веры, он принадлежал Богу и когда мы имеем дело с Богом, то все обстоятельства нашей жизни служат нам во благо. Сколько скорби и тяжёлых переживаний нанес он себе, как дорого обошлись ему его ухищрения и его лукавство. Но Бог, Которому он принадлежал, по великой любви и Своей милости для Своего дитяти из зла извлек добро, из Иакова сделал Израиля. Но совершить это святое дело, Бог мог путем не только тяжёлых испытаний, но и долгого ожидания. То, что Иаков думал получить сегодня, ему пришлось ожидать несколько десятков лет. Он думал поторопить Бога, но это невозможно. У Бога Своё расписание и никакие попытки со стороны плоти не могут ускорить Богом назначенного времени!
Иаков бежит! Наследник обетований Божьих, человек, которому предназначено благословение Божье, делается беглецом. Но куда бы он ни пошел, думаете ли вы, что Бог его оставит? Никогда! «Если мы неверны, Он пребывает верен, – сказано в Слове Божьем, – ибо Себя отречься не может» 2Тим.2:13. Благодарение Ему за неизреченную любовь Его! «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? – говорит псалмопевец. – Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма так и свет» Пс.138:7-11. Да, Бог везде и это узнал наш беглец в первую же ночь, проведенную вне родительского дома.
Сразу после прочитанного нами 10-го стиха 28-ой главы книги Бытие «Иаков же вышел из Вирсавии; и пошел в Харран«, сказано: «И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце«. Одинокий, усталый с обвиняющей совестью и с тяжёлым сердцем Иаков готовится ко сну. «И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте«. Незавидный ночлег, твердая подушка, под открытым небом, одинокий. Так суждено ему было провести первую ночь своего побега. Но был ли он одинок? «Куда пойду от Духа Твоего…?» Может ли тьма сокрыть меня? Но и тьма не затмит меня от Тебя! Послушайте: «И увидел (Иаков) во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему«.
Бог нашел его в пустыне. Бог был там и явился ему во сне, в самом невероятном месте. Да, сойду ли я в преисподню и там Ты! Благодарение Господу! И какой удивительный сон приснился Иакову. Лестница, и стоит она твердо на земле, а верх ее доходит до самого неба. Господь через этот сон показал Иакову, что небу не безразлично то, что происходит здесь, на земле, чадо Его не оставлено на произвол судьбы, но Он назначил ангелов, которые, как сказано в 1-ой главе послания к Евреям, которые «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» Но небо связано с землей не только посредством служения ангелов, Сам Господь заинтересован ею. И что Его так интересует здесь на этой земле? Дорогие мои, Он заинтересован тобой и мной! Потому невольно хочется воскликнуть вместе с Давидом: «Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Пс.8:4,5.
Вдумаемся –Бог вспомнил этого одинокого беглеца, Иакова, человека провинившегося, с тяжёлым сердцем, страдающего угрызением совести, обидевшего родного брата и обманувшего своего отца; да, в этом человеке заинтересован Бог. Ему Он говорит: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твоё, как песок земный; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные«.
Только представьте, такому человеку Господь дает такие чудные обетования. Не следовало ли его обличить, привести к сокрушению и покаянию, а не давать такие обещания? По всей вероятности, мы именно так бы поступили. Но, дорогие мои, Бог не человек, и Он знает как поступать с каждым из нас. Вместо того, чтобы напомнить Иакову о его гнусном грехе и тут же заставить покаяться, слушайте, что Господь ему дальше говорит: «И вот, Я с тобою«. Как же так? Как может Господь быть с таким грешником? Но слушайте, что дальше говорит Господь ему: «и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе«.
Возлюбленные, представим Богу совершать Свое дело так, как Ему угодно. Не торопите Его, Он знает лучше, как поступать с каждым из нас. Это отнюдьне значит, что Бог безразличен к нашим согрешениям, и Иакова преступления Он не обойдёт, но в своё время приведет его к такому покаянию, что в результате оставшуюся жизнь будет хромать на бедро.
Видите, Иаков не был готов, он себя ещё не познал. Дайте ему время. Он должен пойти в исправительный лагерь своего будущего тестя, перед тем как он очнётся. Блудный сын должен был дойти до свинарника, чтобы вспомнить дом своего отца и быть готовым признаться как горько он согрешил против него. Пусть Сам Господь совершит Своё дело. «Ибо, — говорит Он, — Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».
Будьте уверены, дорогие мои, что Бог, Который начал в нас Своё доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. У Бога нет незаконченного дела, если Он уже спас твою душу, то ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить тебя от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Он не даст никому и ничему похитить Его чадо из Своей руки. Слава и благодарение Ему! «Отец Мой, – говорит Христос, – Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец – одно» Ин.10:29,30.
Это, мой друг, не дает тебе права на грех, ибо Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то он и пожнет, и как я сказал в начале, это не шутка иметь дело с Богом. Что говорит Писание: «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны«, – говорит Слово Божие (Евр.12:5-8). В этом Его жезле мы имеем утешение, что кого Господь любит, того и наказывает.
Мой друг, может быть ты бежишь от Бога, как некогда бежал Иаков. Знай, что тебе не скрыться от Него. Куда бы ты ни пошёл, Его рука найдёт тебя. Не избежать тебе Божьей дисциплины, если ты не покаешься. Знай, что это благость твоего Бога ведёт тебя к покаянию. Он не оставит тебя, доколе не исполнит того, что изрек о тебе. Поэтому, вернись к Нему сейчас и Он примет и простит тебе все согрешения твои. Слава и благодарение Ему!