Те, которые хотя бы мало-мальски знакомы с Евангелием, не могут не знать притчу о блудном сыне. Можно сказать, что она одна из не только самых известных, но и любимых притч нашего Господа Иисуса Христа. Но Господь рассказал также другую притчу, очень похожую на притчу о блудном сыне. В ней тоже говорится об отце и двух сыновьях. Вот эту притчу возьмем в основу сегодняшней проповеди. Ее мы находим в Евангелии от Матфея. Звучит она так: «У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:28-31).
труд в винограднике
То, что первый сын в этой притче поступил правильно, для всех слушающих Иисуса было ясно. Сперва он проявляет сопротивление и отказ своему отцу, говоря ему «не хочу», но потом, раскаявшись, поступил по желанию отца. Эта притча была сказана Христом в адрес религиозных людей, которые чтили Бога, правда, только своими устами и которые были регулярны в исполнении своих церковных обязанностей. Они поняли, что Христос уподобил их, этих религиозных людей, именно второму сыну. Тому, который согласился с повелением отца, но не исполнил его. Этому сыну отец повелел то же, что первому, но получил совсем другой ответ. Во-первых, заметьте, что тон голоса второго сына был совсем другой, чем первого. Его голос был мягкий, вежливый и обращался он к отцу с уважением. Первый резко говорит: «не хочу», а второй послушно отвечает: «иду, государь». Приятно слышать последние слова, обращенные к своему отцу. Не так ли? «Иду, государь!» Но вся проблема была в том, что дела его не соответствовали его голосу и его словам. Он похож на старшего брата в притче о блудном сыне, который не покинул отчий дом, как это сделал младший брат, но сердце его блуждало далеко и не менее, чем блуждал по другим странам младший сын, оставив родной дом. «Иду, государь», как вежливо и с каким почтением он обращается к отцу, но не поднял и пальца, чтобы сделать то, о чем просил его отец. Этот сын, представляет множество самообманутых людей. Такие люди довольно регулярно посещают Дом Божий. Они молятся, и если приглядеться, то вид их в это время, можно сказать, религиозный, даже благочестивый. Но молитва безжизненная, одна форма и делается это лишь напоказ.
молитва «самоправедного» и грешника (притча «фарисей и мытарь»)
Если спросишь одного из них: «Христианин ли вы?», — то ответ будет приблизительно таким: «А, что вы думаете, я какой-нибудь язычник, что ли?» «А когда вы стали христианином?» «Как, когда? Я всегда был христианином, мои родители верующие, меня крестили в веру моих отцов». «А обращение у вас было, когда и где? Когда вы лично приняли Христа в свое сердце и родились свыше?» «Погодите, — звучит ответ, — такие вопросы слишком глубоки, их лучше задать церковным служителям, их дело разбираться в них». Если в этой сцене ты узнаешь себя, мой друг, то ты подобен сыну, который сказал отцу: «иду, государь», но не пошел. Следует отметить то, что Господь всегда говорил самые суровые слова фарисеям, саддукеям и тем, которые пользовались религией, чтобы показаться лучше других. Оправдывая себя, они осуждали других, и тем не менее Бог любви и им простирает Свои руки милосердия, предлагает спасение и дар вечной жизни. Добрая Весть заключается в том, что Бог может спасти самого большого грешника, самого большого лицемера. Дух Святой может изменить любое сердце. Иисус в этой притче говорит знаменательные слова: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».
Христос не сказал, что мытари и блудницы войдут в Царство Небесное, потому что только таким грешникам дастся покаяние, а вы лицемеры перешли границы благодати Божьей. Нет, Он говорит, что они идут впереди вас в Царство Божие. Таким грешникам легче покаяться, потому что они имеют явные грехи, лицемерам же покаяться труднее, потому что они обманывали себя, считая себя праведными и лучше всех других. Даже если эти окаянные грешники раньше покаялись и вошли в Царство Божие, то это не значит, что фарисеи и лицемеры не могут спастись. Те, которые думали спастись своими добрыми делами, своей само праведностью и внешней религиозностью, должны тоже искренно покаяться, смириться пред Богом, признать, что они такие же погибшие грешники, как любой пьяница, вор, разбойник, прелюбодей, обманщик. Условия спасения для всех людей одинаковы. И чтобы оправдаться пред Богом тебе, мой друг, нужно полностью положиться на искупительную жертву Иисуса Христа и на Его праведность. Ты должен прийти к Богу, как обанкротившийся грешник, не уповая на достоинства или заслугу со своей стороны. Склонись у ног Христа и призови имя Господне, скажи: «Я грешник и достоин только вечного наказания за свой грех лицемерия, прости, что я обманывал себя и людей, думал, что могу обмануть и Тебя. Теперь я хочу жить честно и полностью для тебя».
Иисус Христос зовет всех
Мой друг, Благая Весть одна и та же для любого грешника. Все согрешили, все лишены славы Божьей, но и в то же время всякий верующий в Иисуса Христа, принимающий Его, как своего личного Спасителя, спасен будет. «Ибо так возлюбил Бог мир… дабы всякий (какое чудное слово «всякий» — оно никого не исключает), верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Евангелие, Благая Весть предлагается всем — богатым и бедным, знатным и простым, образованным и не ученым, пожилым и молодым. Христос включил в Свою искупительную жертву всех. Однако, каждый должен сам прийти к Богу за прощением и спасением, но только одним путем — чрез Иисуса Христа. Как Христос сказал: «…никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). Единственным средством против греха является кровь Иисуса Христа.
Поэтому, дорогой друг, к какой бы категории грешников ты не принадлежал, если ты желаешь получить милость у Бога, прощение грехов и жизнь вечную, ты должен прийти к Голгофскому кресту, надеясь только на то, что сделал Христос для твоего спасения, а не на то, что ты мог бы сделать сам. Ты способен прийти к Богу только с покаянием в своих грехах и верой в Господа Иисуса Христа. Кто бы ты ни был, двери благодати открыты для тебя. Войди и спасен будешь.