Человек, который исповедует Христа, а живой веры не проявляет, он никто иной как лицемер, то есть он говорит одно, а на практике у него выходит совсем другое. Но что вы скажете о таковых, которые имеют веру и воистину пережили возрождение, а Христа не исповедуют? Лицемера можно сравнительно легко узнать. У него какой-то глухой, металлический звук в его свидетельстве, или, как апостол Павел говорит, что «медь звенящая, или кимвал звучащий» 1Кор.13:1, наверно это от того, что корень его языка не доходит до сердца. Но вот тех других, как же мы их назовем? Просто: робкие, боязливые, трусы. Так ли их можно определить?
Вы помните, как во времена пророка Илии было семь тысяч таких немых, опасливых верующих, которых, правда, колена не преклонились пред Ваалом и чьи уста его не лобызали. Против этих семи тысяч был один исповедующий человек! Потрясающая пропорция, не так ли? Один против семи тысяч! И как не прискорбно, но нужно сказать, что именно этой немотой страдает современная церковь! Сколько раз приходится слышать, что, мол, мы должны жизнью свидетельствовать, а устами не так важно. Но Слово Божье так не учит. Возлюбленные, сердечная вера и устная исповедь неразлучны: «Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» Рим.10:9,10. Поэтому, дорогие мои, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» Мф.19:6. Таков божественный закон и, следовательно, нарушение этого Богом установленного порядка, приводит душу к болезненному явлению Лоадикийской церкви.
Да, духовная жизнь пророка Илии возносилась на сих двух крыльях: внутренняя, сердечная вера и устная исповедь, а те семь тысяч безрезультатно бились c одним крылом. Немудрено, что они никакого влияния, никакого впечатления не оставили на свой век; они никогда не взлетали в Божье присутствие, чтобы воистину познать Его и быть исполненными Его видением. Илия тем и отличался, что Божье видение он имел, о чем он сам свидетельствует такими словами царю Ахаву: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою!» 3Цар.17:1. Именно тут мы обнаружим весь секрет духовной силы этого Божьего мужа, он был в непрерывном общении с Богом, членом совета Господня, постоянно видя и слыша Его слово.
Но вы спросите, как это вообще возможно стоять на таком духовном уровне? Ответ короток и прост: Дух Святой! Один Дух Святой может это совершить и осуществить в нас. Однако же, Дух Святой должен действовать совместно с двумя факторами в нашей духовной жизни, они суть хлеб и питье верующего – Слово Божье и молитва. Пренебрежешь этим хлебом, и молитва прекратится. Дух Божий, пребывающий в чаде Божьем, питается этим небесным хлебом Слова Божьего, и этот же Дух Святой является духом молитвы. «Духа не угашайте», говорит апостол Павел (1Фес.5:19), а это мы делаем, когда пренебрегаем Божьим Словом, а как следствие нет и подлинной молитвы. Вот почему Иаков в своем послании говорит: «Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» Иак.5:17,18.
Где, вы думаете, Илия взял такую смелость, чтобы просить Бога закрыть небо и не дать земле дождя? Ведь это значило бы голод, неописуемые невзгоды, страдания и даже во многих случаях смерть. Думаете ли вы, что ему вдруг в голову пришла такая мысль и он решил молитвой двинуть Десницу Всемогущего к засухе против всей страны? Нет, дорогие мои, Илии хорошо было известно Писание, он имел Пятикнижие Моисея, и при его чтении Дух Божий ему внушил слова предупреждения, которые Бог изрек устами законодателя Моисея, говоря: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным богам, и не поклонились им. И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих; и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» Втор.11:16,17.
Совершенно возможно, что, прочитывая эти слова, Дух Святой запечатлел их глубоко в сердце пророка, трепетавшему от ревности по Богу своему, и он был уверен, что такая кара за беззаконие народа необходима, чтобы восстановить славу Господнему имени. Дух Святой действует согласно Божьему Слову.
Часто приходится встречать верующих, которые в недоумении о том, как слышать Божий голос. Как можно уверенно знать, что Бог то или иное сказал? Во-первых, можно без сомнения сказать, что Бог говорит через Свое Слово. Есть многое, о чем нам и не нужно просить, так как оно ясно открыто для нас в Библии. Конечно, бывают обстоятельства, в которых нет определенного, то есть прямого, указания в Писании. В таком случае я должен, во-первых, всецело покориться воле Божьей, это значит быть готовым принять полностью Его решение. Когда я беру эту позицию ожидания пред Богом, я должен прислушиваться, что скажет мне Господь теперь. И тут я могу быть совершенно уверен, что Он никогда не подскажет то, что не согласно Его слову. «Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит…» Отк.2:29. Он дает внутреннее свидетельство и подтвердит его каким-нибудь текстом, обетованием или предупреждением из Библии, или Он скажет чрез проповедь, свидетельство, так или инче Дух Святой подтвердит, если это первоначальное, внутреннее свидетельство было от Него. И так несомненно было с пророком Илией. Прочитав это место в книге Второзакония, Дух Божий побудил в нем молитву, и чем больше он молился и размышлял об этом, тем сильнее росла уверенность, что такова воля Божья в данном случае.
Иаков говорит, что он молился молитвою, в подлиннике сказано, что он молился с энергией, пламенно, с большой ревностью. Такова была его молитва. Она нашла свое начало в Слове, затем последовало внутреннее свидетельство Святого Духа и наконец вера его достигла такого дерзновения, что, не колеблясь, став пред царем Ахавом, он с божественным авторитетом мог сказать: «в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 3Цар.17:1.
Возлюбленные, если мы желаем стать смелыми детьми Божьими, безбоязненно несущими свидетельство Иисуса Христа погибающему миру, быть полезными для Бога и человечества, тогда поступим по примеру Илии – будем подниматься на этих двух крылах: Слово Божье и молитва. Но, мой друг, пренебрегая Словом, ты будешь подобно тем семи тысячам безгласных, бессильных, бесполезных верующих.
Что нас должно поощрить в Илии, так это то, что он «был человек подобный нам». У него были те же чувства, слабости и недостатки, которые мы испытываем, а с другой стороны его пример дает нам надежду быть сильными и полезными для Бога, несмотря на наши немощи. Разница между ним и многими верующими та, что Илия воспользовался данной ему благодатью. Она всем дается, она всем доступна, но вот вопрос, что мы с ней делаем? Пребываешь ли ты в Слове Божьем, размышляешь ли ты о нем день и ночь? Превращаешь ли ты слышанное Слово в действие? Если так, то Бог может тебя употребить для Своей славы и ты будешь полезным Ему и людям.
Из жизненного примера Илии мы обнаружим очень ценные уроки или ступени, по которым Господь будет вести Своего слугу, которого в последствии употребит в Своем деле. У Бога не бывает сокращенных курсов для Своих воспитанников. Чтобы Илия встал на горе Кармил, он должен пройти определенные этапы божественной школы. Бог поведет его в класс одиночества Хорафа, так как без преподанных там уроков, он не будет способен для задания на Кармиле. Скрытые годы в пустынной и суровой стране Галаада стало временем приготовительного воспитания для пророческого служения. Там в одиночестве Илия получил слово от Господа, которое ему велено было передать народу-отступнику. Ответственность и трудности его последующей задачи требуют теперь высших балов в школе Духа Святого, и тут следует отметить, что в основе те же уроки будут повторяться, только они будут усложняться.
В чем же заключается самый первый урок в этой Господней школе? В общем то он элементарный, но, увы, некоторые его не способны усвоить. Они подобно израильтянам годами бродят по пустыне по одному и тому же кругу, без какого-либо духовного роста. Потому что первый урок Илии ими не усвоен, первый шаг не сделан.
Почему мы остановились, почему мы как новорожденные все еще питаемся словесным молоком? «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец, — говорит Слово Божье, — твердая же пища свойственна совершенным» Евр.5:13,14. И вот этого совершенства, возмужалости, духовной зрелости многие не достигают по той простой причине, что они отказываются совершить этот первый шаг веры, который так необходим для нашего духовного роста.
Как вы думаете, легко ли было пойти Илии к царю и передать слово, что не будет дождя эти годы, разве по слову его, даже зная, что это слово было от Господа? Конечно, нет! Несомненно, у него возникли вопросы: а что я сделаю, передав это слово, куда я скроюсь, а что, если он меня убьет на месте? Не думаю, что у Иезавели нет палачей, которые бы это сделали. Господи, куда я денусь! Кто меня защитит, где мне скрыться? Слово Божье говорит, что он «был человек подобный нам». Внешний вид смелости не обязательно означает, что внутренне человек Божий не переживает отчаянную борьбу между верой и страхом.
Вспомним Моисея, когда он вывел народ израильский из Египта. Моисею было восемьдесят лет тогда, первые сорок лет его жизни прошли в Египте, следующие сорок лет в пустыне. Это была его долголетняя подготовка, чтобы стать вождем Божьего народа. Вы помните этот случай, когда, стоя пред Чермным морем, Моисей велит народу: «стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки. Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» Исх.14:13,14. Какая смелость и какое дерзновение! Но что переживает этот муж Божий внутри? Писание дает намек на то, что бурные волны Чермного моря заливали его сердце страхом и трепетом. Перед ним море, по обеим сторонам горы, а сзади преследующая армия Египта. Возвратиться или уклониться невозможно! Сражаться с египтянами тоже нечем, и Моисей стоит пред народом и величественно заявляет: «Не бойтесь…» Исх.14:13! Как убедительно он утешает народ! Но взгляните в его сердце. Вслух он говорит Божьим обетованиям «да и аминь», а сердце его взывает к Господу, что мне делать дальше? «И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне?» Исх.14:15. И Моисей отлично понял эти слова. Внятного голоса, вопиющего к Богу, не было, только поощрение с его стороны народу верить и взирать на Господа. Он не мог открыть народу, что переживала его душа, но Бог услышал зов его сердца. В груди Моисея происходила ожесточенная борьба, ибо он тоже «был человек подобный нам», и Бог это видел и знал. О, как чудно, какое утешение, что Бог знает нас! Благодарение Ему вовек!
Да, перед неопределенностью будущего сердце наше в недоумении. Часто страх держит нас в своих тисках, вот почему этот первый шаг веры так трудно нам осуществить. «Моисей, что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли». Но, Господи, как мы пойдем, пред нами же море, и нет моста, по которому нам перейти? По человеческой логике совершенно нормальный вопрос. По воде не пойдешь, а моста не видно, что делать? Пусть идут вперед, говорит Господь. И тем не менее все остается по-прежнему, пути в море нет, волны продолжают бушевать. «Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли; а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» Исх.14:15,16, …что ты вопиешь ко Мне, пусть идут вперед.
И тут я должен заявить, что покажется полным противоречием, это то, что христианская жизнь веры, по сути, она невозможна. Вы спрашиваете, как это так? А потому что Бог от нас требует невозможного. Со дня нашего обращения мы призваны к образу жизни, который неосуществим, если мы подойдем к нему с обычной человеческой точки зрения. Даже само обращение человека к Богу по-человечески неосуществимо.
Когда Христос сказал человеку, имевшему иссохшую руку: «Протяни руку твою» Мф.12:13, то Он требовал невозможного. Поверьте, что если он мог, то давно бы это сделал. И тут, возлюбленный, мы обнаружим основной закон, закон веры, который не свойственен естественному человеку и против которого восстает каждый раз всё наше естество.
Видите ли, само повеление Иисуса протянуть руку дало ему силы сделать это. Жизнь веры целиком зависит от этого слова, слова Господня. Это слово как раз дает нам силу и способность сделать невозможное. Когда я принимаю этот первый шаг, требуемый Господом, тогда и только тогда приходит сила и способность его исполнить. Я сам не могу, но «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» Фил.4:13.
О, друг мой, не говори: я не могу, я пробовал, но у меня ничего не выходит. Словом, данным мне Господом, ты можешь, в силу сказанного тебе слова. Как Моисей, когда ты поднимешь свой жезл по слову Господню и пойдешь вперед, тогда Господь пошлет Свой ветер и разделит море. Как Петр ты выйдешь из лодки по слову Господню и обнаружишь, что вода тебя держит. Потому что Христос тебе велит идти. Христианская жизнь заключается в послушании тому, что говорит Господь. Она не поддается человеческой логике, так как она руководится иным законом, законом веры.
Сегодня Господь говорит тебе: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» Лк.5:4,5. Да, дорогие мои, несмотря на то что вы трудились всю ночь и ничего не поймали, Господь сейчас велит вопреки всего этого закинуть сети. Логика, опыт, знание, все говорит: нет! А Господь говорит: да! Если ты поступишь по слову Господню, то сети твои наполнятся рыбой, а если будешь еще чего-то ожидать, то так пустыми и останутся.
Ты ощущаешь в себе только немощь, нерешительность, слабость и тем не менее, несмотря на все эти противоречивые чувства, когда ты начнешь действовать по слову Господню, Бог придет к тебе на помощь и совершит невозможное, чего Он от тебя требует. Ты увидишь тогда славу Божью, когда через тебя польются Божьи благословения. Он силен, он щедр, Он дает с избытком, мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною, когда мы верою поступаем по Его слову!
О, друг мой, только верь! Все возможно верующему! Да поможет тебе Господь!