В течение последнего столетия было написано не менее шестидесяти тысяч книг об Иисусе Христе. Авторы этих книг пытались объяснить, кем был Иисус Христос, и высказывали множество различных предположений. Ответ на этот вопрос ищут миллионы людей. Но те, кто ищет его не в Библии, никогда его не найдут. Для них Христос так и останется загадочной личностью.
А в одной только первой главе Евангелия от Иоанна мы видим целый ряд имён и наименований, которые были даны Христу. Здесь сказано, что Он есть Слово, Свет, Единородный Сын, Агнец Божий, Равви, Мессия, Царь Израилев и др.
Сегодня я бы хотел поговорить лишь о некоторых из многочисленных имён нашего Господа. Если мы обратим внимание на очерёдность, в которой они упомянуты, то увидим удивительную последовательность: в начале этой главы Христос назван Словом, а в конце – Сыном Человеческим.
Здесь отражено прошлое, настоящее и будущее.
Так что же такое имя? В наше время именам не придают большого значения, детей обычно называют так, как нравится их родителям.
В древности все было совсем иначе. Каждое древнееврейское имя имело определённый смысл, иногда даже пророческий. В Библии, однако, есть целый ряд примеров, когда родители ошибались, и их надежды, выраженные в имени, данном ребёнку, не оправдывались.
Но имена и определения Христа всегда верны, потому что их Ему дал Сам Бог Отец. Перед Его рождением по указанию Всевышнего Ангел сказал Иосифу: "...и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21).
В те времена, когда родился Иисус, это имя было весьма популярно, его носили многие мужчины, но только в Иисусе Христе оправдалось его значение: «Господь спасет». Он один стал Спасителем мира. Слава и благодарение Ему!
Теперь давайте перейдём к обсуждению других имён Господа, о которых уже упоминалось ранее. В первом стихе первой главы Евангелия от Иоанна Христос трижды назван Словом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин.1:1). И далее сказано: "И Слово стало плотию, и обитало с нами...” (Ин.1:14). Употребляя это определение Христа, Иоанн ведет нас к началу до вековых времен и указывает на три фактора:
1. Христос существовал до того, как Он пришёл на землю во плоти: "В начале было Слово..."
2. Он является определенной Личностью: "...и Слово было у Бога..."
3. Он - Бог: "...и Слово было Бог".
Каждый, кто читал Библию, не может не сопоставить первый стих Евангелия от Иоанна с первым стихом книги Бытия: "В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт.1:1). Иоанн напоминает нам о начале, о вечности, о том, что Иисус Христос не кто иной, как Бог, явившийся во плоти. И это значит, что Бога мы можем познать только через Христа, через Слово, которое стало плотью и обитало с нами.
Следующее наименование Христа – Свет. "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков." "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его". "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир” (Ин.1:4,5,9). Можно ли о ком-либо из людей сказать, что он является светом и притом истинным? Конечно же, нет, потому что "...весь мир лежит во зле” (1Ин.5:19). И никто не может прийти к Богу, не будучи просвещен истинным Светом, которым является Иисус Христос.
Агнец Божий – вот, пожалуй, наиболее значительное имя, которым определен Христос в этой главе. Это имя говорит нам о самом главном служении, которое Он совершил здесь, на земле, - об искуплении рода человеческого. Своей заместительной смертью на Голгофском кресте Он сделал возможным наше спасение. В двадцать девятом стихе мы читаем: "...видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин.1:29).
В Иисусе Христе, как в Агнце Божьем, исполнены все ветхозаветные жертвоприношения, так как Он Своей жертвой полностью удовлетворил требования справедливого и святого Бога. Христос был безгрешен и взял на себя вину и наказание людей. Он претерпел страдания и умер за грехи мира, за наши с вами грехи. Никто другой не мог совершить это великое дело искупления, так как только Христос был без греха и порока.
Сын Божий. Ангел, возвещая деве Марии о том, что ей предстоит родить Спасителя, сказал: “Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк.1:32,35). Являясь Сыном Божьим, Христос был безгрешен, но для того, чтобы искупить нас, пролив Свою кровь, Он должен был воплотиться в человеческом теле.
Следующее имя, данное Христу - "Равви", что значит «Учитель». Какую огромную ошибку делают люди, когда называют Иисуса Учителем, не признав Его своим Спасителем. Эту же ошибку совершил когда-то один из религиозных начальников Иудейских, Никодим, который однажды пришел к Иисусу со словами: “Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Ин.3:2).
Никодим понимал, что Христос не просто человек. Он чувствовал Его сверхъестественную Сущность, и, конечно же, хотел, чтобы Он стал его Учителем, хотел получить от Него наставление. Но это было невозможно. Человеку нужно сначала познать Христа как Агнца и Сына Божьего, и лишь после этого Он станет его Учителем и Наставником. Вот почему Иисус ответил Никодиму: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).
Я обращаюсь к тому, кто читает сейчас эти строки: если ты хочешь, чтобы Иисус стал твоим Учителем, ты должен познать Его, как своего Спасителя. И тогда Он покажет тебе "...великое и недоступное, чего ты не знаешь." (Иер.33:3). Кто может лучше преподать нам истину, как не Тот, Кто Сам является истиной? О, какой же Он дивный Учитель!
В заключении я хотел бы обратить внимание ещё на три наименования нашего Спасителя, упомянутые в этой главе: «Мессия», «Царь Израилев» и «Сын Человеческий». Эти имена и титулы присущи Христу и сейчас, а в будущем придет тот чудный день, когда Он будет царствовать над Израилем в Иерусалиме, и Его избранный народ признает Его, как своего Мессию и Царя. Об этом пророчествовали древние пророки, говоря: "... Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме..." (Ис.24:23). "И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его - едино" (Зах.14:9).
И, наконец, в последнем стихе разбираемой нами главы Сам Христос называет Себя Сыном Человеческим. “Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Ин.1:51). Здесь Он говорит о Своем втором пришествии. Небеса, в прямом смысле этого слова, откроются, и Ангелы будут сопровождать Его, Сына Человеческого. Вот что Господь говорил об этом Своим ученикам: “Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его" (Мф.16:27). Это будет невероятно радостным событием для тех, кто приготовился к Его приходу.
Мой друг, готов ли ты к этому великому торжественному дню? Омыты ли твои грехи кровью Агнца? Если нет, то этот день может стать для тебя днем величайшей скорби. Ты не увидишь Иисуса Христа как Спасителя и Царя Царей. Для тебя Он будет судьей. Знай, что сегодня мы ближе к пришествию Христа, чем были вчера. Время никого не щадит, оно стремительно мчится к вечности. И очень важно, чтобы мы были готовы уже сегодня, ведь только Бог знает, что случится завтра. Приди же к Нему сейчас, исповедуй перед Ним свои грехи, прими Его как личного Спасителя и возложи на Него свою надежду и упование. И да поможет тебе Сам Господь это сделать!