Начиная с первых страниц Библии, с самой первой главы книги Бытие, мы узнаем о существовании диавола, а в третьей главе этой же книги мы видим его уже отчетливо, как опасного и лютого врага. Следовательно, третья глава книги Бытие имеет для нас огромное значение, и нам надо знать ее содержание.
Тут мы обнаруживаем не только то, что существует коварный враг, противоборствующий Богу, но мы узнаем о натуре и методах действия этого коварного существа. Притом здесь из Божьих уст мы впервые слышим ясное обетование, предвозвещающее о поражении диавола и о спасении грешника в Его Сыне, Иисусе Христе.
"вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" Быт.3:15
Итак, с особым вниманием, уповая на Господа, подойдем к этой теме о нашем враге. Не забудем также и слова апостола Петра, который предупреждает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» 1Пет.5:8. Пусть Сам Господь поможет нам вникнуть в Писание и поможет понять опасность этой коварной личности, помня слова Библии, что: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» 1Ин.3:8.
В первую очередь, мы должны иметь в виду, что с самого начала Писание говорит о диаволе, как о личности. По своей натуре он является олицетворением всего злого, пагубного, вредного, ложного. Лучше всего его можно охарактеризовать, как обольстителя, ибо все, что он делает, он делает с хитростью, коварством и обманом, скрывая свое настоящее лицо. В этом заключена особая его опасность. Силы и способности диавола мы не должны недооценивать. Стоит лишь вспомнить тот факт, что весь мир лежит во зле, что он князь мира сего, что он обольстил весь мир, и сразу же становится понятным, почему следует быть особенно осторожным.
Затем, мы не должны замалчивать, скрывать факт существования диавола. Наоборот, мы должны разоблачать его методы и действия. Мы узнаем о существовании диавола с начала Библии, в первых двух ее главах мы находим, по крайней мере, три конкретных намека на присутствие зла. В следующей, третьей главе книги Бытие уже прямо говорится о диаволе, и о том, как он искушал в Едемском саду первых людей, Адама и Еву.
Первые упоминания о существовании диавола мы находим во втором стихе первой главы книги Бытие, в словах: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». Мы также узнаем о существовании зла из слов, которые Бог сказал Адаму. Поселив Адама в Едемском саду, Господь повелевает ему возделывать и охранять сад - сторожить, защищать, ограждать его. Слово «охранять» указывает на то, что существуют враждебные силы, которые могут причинить зло. Затем, наличие в раю дерева познания добра и зла, безусловно, говорит о возможности выбора между добром и злом. Значит зло уже существовало.
«Вначале сотворил Бог небо и землю» - так сказано в первом стихе книги Бытие, в самых первых строках Библии. Затем, во втором стихе мы читаем: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». Очевидно, что между первым и вторым стихом существует огромный разрыв. Конечно, мы не в состоянии с уверенностью сказать, что именно произошло. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». Заметьте, что первоначально, земля не была безвидной и пустой. Содержание первого стиха указывает нам на совершенство, гармонию и абсолютный порядок. Тогда, что же произошло между первым и вторым стихом?
Читая эти два стиха, можно придти к выводу, что произошло что-то невероятное, что-то радикально изменившее землю, после чего она стала «безвидной и пустой». По-видимому, произошла катастрофа, какой-то катаклизм, приведший к хаосу на земле. Возможно, что этот катаклизм был вызван падением того, кто до этих событий был назван в Писании «денницею, сыном зари», «помазанным, херувимом осеняющим», «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты». Так сказано о диаволе, перед тем как он ниспал, возгордившись. Когда он вместе с ангелами, не сохранившими своего достоинства, был отчужден и «брошен ниц», за его падением скорее всего и последовала великая катастрофа на земле. Совершенно возможно, что падение диавола привело землю в состояние беспорядка. Земля не была такой, когда Бог ее первоначально создал, о чем ясно говорит пророк Исаия.
Как бы мы не интерпретировали эти два стиха, это не изменяет факта существования диавола, и не меняет его сущности. Несмотря на его совершенство до его бунта, на невероятные познания и силу, которыми обладал этот падший ангел, он является созданием, существом, сотворенным Богом, а это значит, что он должен был быть в подчинении своему Творцу. Однако, возгордившись, сатана восстал против Бога. Гордыня привела его к своеволию и самовозвышению. В результате, он лишился своего достоинства и был низвержен на землю. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» Ис.14:12-14 - так говорит Слово Божье о сатане устами пророка Исаии.
Превозношение своего гордого «я» привело диавола к ужасающему своеволию, что, в сущности, и является грехом - попытке жить по-своему, независимо от Бога. Грех начался с противодействия воле Божьей. «Буду подобен Всевышнему» - говорит тварь Создателю, пытаясь таким образом свергнуть с престола, восседающего на нем Бога.
"Падение люцифера", 1840г., Годантонио Мария Эскивель
С этого момента претензии диавола ясны: дескать, он имеет право на престол. И диавол начинает настаивать на этом праве. Теперь все, к чему ни прикоснется это гордое, коварное существо, превращается в разруху, последствия его вмешательства - хаос. Немудрено, что после того, как диавол был повергнут на землю, земля стала «безвидна и пуста». Таков результат восстания твари, не желающей подчиниться Творцу. Последствия греха были настолько печальны, что все казалось безнадежным.
Однако, Бог не оставил Свое создание в таком, так же как Он не оставил на произвол судьбы человека, впавшего в грех. Бог усмотрел для нас полное искупление в Сыне Своем, Иисусе Христе.
Все, что создано Богом, является образцом совершенства. Такой была первоначально Им созданная земля, таким был первый человек. Бог сотворил его безгрешным. На это мне могут возразить: «Но как же, я же грешен! Я нарушал Божий закон, противился Ему. Потратил свои лучшие годы на грех, отдал свои силы не на то, что следовало! Я опустошен, разбит, сломлен. У меня нет никаких шансов на спасение.»
Да, действительно, человек губит себя грехом, это сущая правда. Но, благодарение Богу, первая глава книги Бытие не заканчивается констатацией того, что «земля была безвидна и пуста». Истина возрождающей любви Божьей и Его милости проиллюстрирована в следующем стихе: «...и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Среди разрухи и опустошения, Дух Божий носился над водою, подобно птице-матери, обеспокоенной судьбой своих птенцов. Несмотря на неимоверный хаос, Бог начал наводить порядок на земле.
Если ты говоришь, что твое положение безнадежно, вспомни, что твой Создатель и Искупитель может придти к тебе со Своей исцеляющей силой, как некогда в прошлом Он пришел на искорёженную восстанием землю, чтобы сотворить человека по Своему образу и подобию. В этом и заключается благая, чудная весть Божьей любви: Он может восстановить то, что было разрушено грехом, что было разрушено диаволом. Благодарение Ему за это!
А теперь, перейдем к тому, что сказано об искушении наших прародителей Адама и Евы, в Едемском саду. Разбирая этот отрывок, будем иметь в виду причины падения диавола, в прошлом «херувима осеняющего»: его гордость, самовозвышение, своеволие, бунт против Бога. Это поможет нам лучше понять метод диавола, избранный им при искушении Евы. Самовозвышение — вот что было самой большой страстью диавола. Он хотел, чтобы ему поклонялись.
Вспомним другое событие, происшедшее несколько тысячелетий спустя, где диавол полностью разоблачает самого себя. «Все это дам Тебе, если, падши поклонишься мне» - говорит он последнему Адаму, Иисусу Христу. Вот оно что! Тут диавол снимает маску, он больше не может скрывать страсть, обладающую всем его существом. Диавол жаждет поклонения. Спаситель полностью изобличил его, показав, что из себя представляет диавол. Он узурпатор, обманщик, лжец. На предложение поклониться, Иисус отвечает: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» Мф.4:9,10.
Итак, цель диавола - добиться поклонения себе. Зная это, давайте вникнем в метод, которым он пользуется для достижения своей цели. На протяжении веков враг не изменил методов обольщения и искушения.
В первом стихе 3-ей главы книги Бытие мы впервые встречаемся с диаволом на страницах Библии, здесь он воплощается в змея. Там сказано, что змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Его поразительная мудрость, по всей вероятности, соответствовала его внешности. Читая Священное Писание в подлиннике, мы узнаем, что слово «змей» означает «сияющий», а потому можно предположить, что до проклятия Богом змей был очень красивым существом. Я не думаю, что он выглядел так, как сегодня. Кто-то из поэтов древности назвал змея «бегущим ручьем ужаса». Но змей стал противным, скользким пресмыкающимся только после того, как Господь проклял его. Диавол, прозванный в Библии «древний змий» Отк.12:9, не утратил способности изменять свой образ и, как пишет апостол Павел, может принимать даже вид Ангела света, если в этом появляется необходимость (2Кор.11:14).
Контакт диавола с человеком был с хитростью и коварством. Скрывая свою подлинную сущность, он выступает в виде самого привлекательного существа. Вряд ли Ева стала бы разговаривать со змеем, если бы она знала, что под этой внешностью скрывается злейший враг Бога. Не думайте, дорогие друзья, что в наши дни диавол не изменил свою тактику. Он всячески скрывает свой подлинный облик.
Заметьте, что он хочет подорвать доверие Адама и Евы к Богу. Диавол знал, что Адам и Ева любят Бога. Доверяя своему Создателю и Отцу во всем, они чувствовали себя счастливыми в Его присутствии. А поэтому, первоочередная задача диавола - разрушить эти взаимоотношения любви между Богом и человеком. Чтобы добиться своих целей, искуситель начинает с того, что возбуждает в человеке сомнение в искренности Божьих намерений. Послушайте, с чего начинает змей, искушая Еву: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
Посмотрите, как изысканно действует искуситель. Он не решается на прямую, лобовую атаку. Он действует исподтишка, внушает сомнение в подлинности Божьей любви к Адаму и Еве, и, посеяв сомнение, ставит этот вопрос на обсуждение. Действительно ли Бог добр, если Он кое в чем отказывает людям, что-то запрещает? Может ли любящий Бог ограничить человека, лишая его чего-либо? Может ли Бог не хотеть, чтобы человек приобрел полезные познания? Из первого вопроса диавола мы видим, что он пытается посеять в сердце человека сомнение в то, что Бог добр, что Он любит человека.
Христос сказал: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить...» Ин.10:10. Обратите внимание на порядок слов: украсть, убить и погубить. Его задача украсть - похитить из сердца человеческого веру, надежду и любовь к своему Создателю. Достигнув этого, ему удалось погубить душу, ибо в тот самый момент, когда Адам и Ева вкусили запрещенный плод, они умерли. Они сразу же умерли духовно, а затем последовала и физическая смерть. А окончательная цель диавола — это разрушить план Божий. Но ему это не удалось.
В Божьем провиденье уже стоял план спасения человека посредством заместительной смерти Его Сына. Сказав, «вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить», - Христос добавил: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Ин.3:16. На этих же первых страницах Священного Писания, там, где сказано о появлении греха, вызванного непослушанием Богу со стороны человека, Бог сразу же говорит о Своем намерении спасти человека. Бог не оставил человека в неведении о его будущем. Бог сразу же идет искать свою заблудшую овцу: «Адам, где ты?» И отыскав Адама, скрывавшегося в кустах, Бог говорит змею-диаволу: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» Быт.3:15. Бог говорит, что Он пошлет Своего единородного Сына на землю, что Он родится от семени жены, то есть через зачатие не от человека, а от Духа Святого; и что Он на Голгофском кресте поразит змея в голову и нанесет ему смертельный удар. Бог сделает это ради спасения человечества. Невинный, пречистый Агнец возьмет на Себя грех всего мира. Грешнику остается одно - верой принять готовое спасение, совершенное Иисусом Христом на Голгофском кресте.
Мой друг, подумай только о том, как дорого стоило твое и мое спасение. Ради нас, Бог должен был послать на смерть Своего единородного Сына. Поэтому, никакой другой ценой не сможешь ты приобрести спасение. Вот, почему ты не сможешь заслужить его. Ты должен принять его, как Божий дар.
Сделай это сейчас. Скажи: «Господи, я сознаю свой грех. Прости меня, Я принимаю Твой дар. Благодарю Тебя!» Обратись с этой просьбой к Богу и спасен будешь! Да поможет Он тебе сделать это сейчас.