Ярл Николаевич ПейстиИскушение -2

«Подлинно ли сказал Бог?» — это слова диавола. В Библии, голос врага душ человеческих слышен всего лишь три раза. Его ехидные дела записаны на всех страницах Библии, но лишь трижды в Священных Писаниях слышны изречения дьявола. Три раза, и все! Но этого достаточно, чтобы понять подлость и гнусность этого существа.

Гравюра Гюстава Доре, 1885г

Гравюра Гюстава Доре, 1885г

Впервые голос диавола раздается на начальных страницах Библии. Вторично мы слышим его голос в книге Иова. И затем, мы не слышим его до тех пор, пока не раскроем Новый Завет, где он искушает в пустыне Богочеловека, Иисуса Христа. В этих изречениях открываются умыслы и козни богопротивника.

Давайте вкратце остановимся на этих трех случаях. В первый раз мы слышим, как он клевещет человеку на Бога. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» - говорит он Еве. Во второй раз он клевещет Богу на человека. Об этом написано в книге Иова. Диавол говорит: «Разве даром богобоязнен Иов?» Иов.1:9. Иными словами он утверждает, что Иов служит тебе потому, что Ты его благословляешь, Ты ему все даешь, но простри руку Твою, лиши его всего того, что он имеет и тогда посмотрим, благословит ли он Тебя? Диавол обвиняет Иова в том, что он служит Богу не из любви к Нему, а из чисто эгоистических соображений. Иов самолюбив, он служит Богу только за вознаграждение, за то, что он может получить от Бога. Так клевещет диавол на человека перед Богом.

В третий раз мы слышим его уже в пустыне, где, встретившись в Сыном Божьим лицом к лицу, диавол полностью разоблачен. С него сорвана маска, за которой он скрывался в течение шести тысяч лет.

Сегодня мы ограничимся первым случаем из Священного Писания и третьим, в которых слышен голос диавола. Этот случай в Едемском саду и затем, почти шесть тысяч лет спустя, случай в пустыне.

Слова: «Подлинно ли сказал Бог...», - записанные в 3-ей главе книги Бытие, в первом стихе, оказались роковыми для человека. В них мы видим замысел диавола - привести человека к падению, погубить его душу. Тут, в Едемском саду, перед нами раскрывается история падения человека в грех. Мы видим истоки греха и зла, разорения и проклятия, которые увлекли человечество в пучину греха. Человечество в начале бытия, и тут же раздается голос диавола.

Итак, при первой же встрече с человеком, диавол клевещет на Бога. Он подвергает сомнению Божью любовь и Его доброту. «Подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю?» Иначе говоря, действительно ли Бог добр, если Он в чем-то отказывает человеку, если Он удерживает человека от чего-то? Допустимо ли, чтобы любящий Бог мог чего-то лишить, мог в чем-то ограничить человека, и не просто так, а лишить человека знаний, которые могли бы принести пользу?

Искушение Евы (фрагмент) 1871г, Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп

Искушение Евы (фрагмент) 1871г, Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп

Дорогие друзья, как вы видите, в борьбе за человеческую душу, диавол всегда пользуется одним и тем же аргументом. Он отлично знает, что человек состоит не только из материи. Ведь эту ложь он сам придумал! Диавол знает, что человек - духовное существо. Он знает, что духом человек общается с Богом, и для того, чтобы завладеть человеком, его нужно прежде всего оторвать от Бога, оборвать духовную связь между человеком и его Создателем. Нужно нарушить общение человека с Богом. Если пойти в лобовую - цель не будет достигнута, а поэтому враг избирает окольный путь. Он избирает путь, гарантирующий успех - он подбирается к духу человека через его душу и тело.

Сначала диавол атакует человеческие эмоции - особую способность человека чувствовать, переживать, испытывать радость и боль. Диавол отлично знал, что Адам и Ева любили Бога, что они во всем доверяли своему Небесному Отцу и в Его присутствии чувствовали себя счастливыми. Исходя из этого, первостепенная задача диавола - нарушить взаимоотношения любви и доверия. Нужно, во что бы то ни стало, подорвать доверие человека к Богу, отравить его любовь к Создателю. И чтобы достичь этой коварный цели, искуситель начинает с того, что вселяет в сердце Евы сомнение. Ева начинает сомневаться: действительно ли Бог любит ее, подлинна ли Его любовь к человеку?

«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» - спрашивает у Евы диавол. Что он делает? Он подрывает ее доверие к Богу, заставляет сомневаться в Божьей любви. Он пытается вызвать совершенно противоположное чувство - чувство ненависти. Диавол добивается этого исподволь: сперва вопрос, затем слово сомнения, подозрения. Нужно постепенно подогревать эти чувства, раздуть из искры пламя. И в результате человек пойдет на открытое восстание против Бога.

Тысячелетия спустя, в пустыне, искушая последнего Адама, совершенного Человека, Богочеловека Иисуса Христа, диавол прибегает к тем же уловкам, которыми он пользуется при искушении первых людей в Едемском саду. Диавол лишен оригинальности. У него один и тот же метод. Он говорит Иисусу: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» Мф.4:3.

И тут, точно так же, как и при первом искушении в Едемском саду, сатана внушает тоже. Он клевещет на Бога, пытаясь вызвать те же сомнения, какие он внушил нашим прародителям. Искушая Христа, диавол не пытается поставить под сомнение Его божественное происхождение, нет. Диавол ставит под сомнение доброту Небесного Отца по отношению к Его Сыну. Иными словами, вопрос диавола можно перефразировать следующим образом: если Ты Сын Божий, то почему же Твой Отец лишает Тебя пищи? Почему Ты голодаешь здесь, в пустыне? Если Твой Отец на самом деле любит Тебя, зачем Он мучает Тебя?

"Искушение", 1988, Владимир Георгиевич Полнобродский

"Искушение", 1988, Владимир Георгиевич Полнобродский

За сорок дней до этого события Бог Отец ясно и определенно заявил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» Мф.2:17. А если это так, то почему Отец удерживает от Него пищу? Неужели это доказательство Его благоволения к Сыну Своему?

Кажется, что мы так далеко от Едемского сада, однако эти два события говорят нам, что хотя искушения проявляются в самых разных формах, но в основе каждого из них лежит одно - диавол пытается внушить ложь. Посмотрите, диавол пытается внушить Иисусу ту же ложь об ущербности любви Божьей, какую он внушал Адаму и Еве. Диавол говорит, что ограничения, пусть даже временные, наложенные Отцом, доказывают несовершенство любви Бога Отца к Своему Сыну.

Дальше, обратите внимание на совет, который диавол дает Иисусу при искушении. Вначале он оклеветал Бога, а теперь говорит: действуй независимо от Бога! Послушайте: «...скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Отметим, что он не говорит, мол, докажи, что Ты на самом деле Сын Божий, и преврати камни в хлеб. Нет. Диавол намного хитрее, его коварство гораздо утонченнее. Он хочет, чтобы Христос использовал Свою божественную силу и начал действовать независимо от Своего Отца. В этом-то и заключается страсть диавола. Он хочет, чтобы человек стал независим от Бога, то есть вышел из сферы Божьей воли.

Следует отметить, что Иисус не пошел в пустыню по Своей собственной инициативе. Как сказано в Евангелии, Он пошел туда, исполняя волю Отца, он поведен был Духом в пустыню. Как и в случае с первым Адамом, так и здесь, диавол пытается изменить божественное постановление. Он начинает с того, что пытается внушить Христу мысль о несправедливости со стороны Отца. Искуситель говорит: какой смысл во всех этих лишениях? Во имя чего Ты все это терпишь? Если Ты Сын Божий, у Тебя есть права, Ты можешь изменить свое нынешнее тягостное положение. Используй силу, данную Тебе! Действуй независимо от Отца! Тысячелетиями и веками один и тот же подход искусителя к человеку. В каждом искушении скрывается коварная мысль, что ограничения и запреты, установленные Богом, являются верным доказательством того, что Бог недоброжелательно относится к человеку.

Давайте посмотрим теперь как ответил искусителю наш Господь: «Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Вы слышали? Его первые слова: «Написано...» Этим Христос говорит: Я подчиняюсь определенному закону, а враг требует, чтобы Я вышел из сферы этого божественного постановления.

Искуситель сказал: «Если Ты Сын Божий». А Христос, сославшись на Слово Божье, ответил: «Не хлебом одним будет жить человек». «Если Ты Сын Божий» - снова говорит диавол. А Христос отвечает: Я - человек, здесь Я в роли человека, а поэтому не могу прибегнуть к Моей божественной силе.

(продолжение, часть 2, начало) «Подлинно ли сказал Бог?» — это слова диавола. В Библии, голос врага душ человеческих слышен всего лишь три раза.-4

Сойдя на землю, Иисус Христос вочеловечился, Он во всем уподобился человеку, кроме греха. Он воплотился в человеческое тело, чтобы жить в мире подобно человеку, чтобы претерпеть искушения, испить чашу страданий и, наконец, вкусить смерть. Христос сошел на эту землю, чтобы прославить Бога, чтобы, будучи человеком, жить чистой, святой жизнью. Адам не выполнил Божьего предназначения. Он согрешил и увлек в бездну греха все человечество. Вот, почему Христос, вочеловечившись, пришел на нашу греховную землю исполнить то, чего не смог сделать первый Адам.

Вот, почему в своих посланиях апостол Павел пишет следующее: «Первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий» 1Кор.15:45. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут...» 1Кор.15:22. Христос и есть этот последний Адам. «Он (Христос), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек...» Фил.2:6,7.

Да, Спаситель пришел в мир не для того, чтобы показать Свои права и силу. Он вочеловечился, живя и поступая, как человек «...смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» Фил.2:8.

Итак, в Своем ответе диаволу, Христос разоблачает намерения врага. Диавол хочет заставить Спасителя действовать независимо от Отца. А ведь та же независимость и стала причиной падения самого диавола. Он захотел быть Богом, и это послужило его падению. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» - отвечает Христос своему искусителю. Ослабевшему, после сорокадневного поста, Христу диавол предлагает, чтобы Он подкрепился пищей. Но Христос отвечает: «Написано...» Этим словом Сын Божий указывает на истинный источник силы. Человек обретает силу не в утверждении своих прав, а в подчинении воле Божьей. Его пища - соблюдать волю Божью.

Неизменный аргумент диавола заключается в том, что человек нуждается в единственном - пище для тела. Христос открыто и прямо опровергает эту ложь, Он говорит: «Не хлебом одним...» И это не значит, что человеку не нужен хлеб. Он нужен, но не одним хлебом живет человек, «но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Таким образом Христос опровергает теорию диавола, что, мол, человек — это животное, и вся его жизнь зависит от хлеба. Атеизм и теория эволюции имеют такие же корни, и значит исходят от диавола.

Господь Иисус Христос пришел провозгласить, что человек — это высшее создание Божье, сотворенное по образу и подобию Божью. Однако, человек так страшно искажен грехом, что порой он уподобляется животному. Но Христос для того и пришел на эту землю, чтобы Своей искупительной смертью восстановить в человеке образ и подобие Божье.

Итак, ответив диаволу Словом Божьим, Христос говорит, что жизнь человека всегда должна находиться в полной зависимости от воли Божьей. Человек должен жить в повиновении Богу.

Со времени первого грехопадения диавол пытается уверить человека в обратном. Он нашептывает: Не обращай внимания на то, что говорит Бог. Христос же пришел провозгласить всему роду человеческому, что подлинная жизнь — это жизнь в Боге. Человек - сотворенное существо, а поэтому зависимое. И только в союзе с Богом, Который Сам есть жизнь, человек может иметь жизнь Божью, вечную.

Сотворение человека

Сотворение человека

Корень всякого греха выражается в том, что человеческое «я» пытается действовать вне воли своего Создателя. Непослушание Богу является грехом, нарушающим наше общение с Отцом Небесным. Задача диавола - нарушить наше общение с Богом.

Христос пришел, чтобы разрушить дела диавола. Своим послушанием Богу, Он одержал полную победу над врагом душ человеческих, не только при искушении в пустыне, но и на кресте, пострадав до смерти и даже смерти крестной. Вот, почему Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени. Во Христе мы имеем искупление кровью Его и прощение по богатству благодати Его. Вот поэтому мы и поем:

Христос, в Тебе душа нашла,

Нашла в Тебе одном

Мир, радость, блага без числа,

И вечный жизни дом.

Довольства, счастья нет ни в ком,

Нет в имени другом.

Любовь и жизнь в Христе одном,

Нашел я счастье в Нем.

Мой дорогой друг, если ты еще не имеешь этого счастья, если ты не нашел цели в жизни, ты сможешь все это найти только у Христа. Что может предложить тебе диавол? Камень! А Христос дает хлеб жизни, вечную жизнь, прощение грехов, мир, радость и бесчисленные блага. И сегодня Христос стоит у двери твоего сердца. Он стучит ожидая, чтобы ты открыл дверь своего сердца.

Он никогда не войдет насильно. Он хочет, чтобы ты сам открыл Ему свое сердце. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими...» Ин.1:12. Христос сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» Ин.6:35.

Какую великую милость оказал нам Бог, что вместо нас Он отдал в жертву Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы в Нем мы сделались праведными перед Богом. А это значит, что, если мы примем Его, как нашего Заместителя и Спасителя, Бог не вменит нам грехов наших. Весь твой и мой грех Христос принял на Себя, и этим самым освободил нас от вины и последствий греха, от вечного мучения. Имея в своем сердце Христа, ты имеешь жизнь вечную. Поэтому, открой скорее Ему двери своего сердца и позволь Ему войти.

Да поможет тебе Господь сделать это сейчас.