Продолжая наши беседы об искушении и об искусителе, давайте прочитаем историю первого искушения, записанную в 3-ей главе книги Бытие: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
В 3-ей главе книги Бытие мы читаем о событиях, имевших огромное значение для всего рода человеческого. Именно здесь, впервые, открывается коварный дьявольский план: ввести человека в грех. В принципе, в наши дни дьявол пользуется все теми же методами обольщения. С тех пор, как он соблазнил Адама и Еву, склонив их к непослушанию Богу, дьявольские цели и приемы не изменились. Поэтому важно, чтобы каждый из нас знал его методы.
Давайте отметим в прочитанном, что сделал сатана. Во-первых, он вселил сомнение в сердце человека — Ева начала сомневаться в Божьей доброте. Во-вторых, он поставил под сомнение силу Божия гнева. И, наконец, он оклеветал Бога в том, что касалось Его намерений. Тут впервые на страницах Библии раздается голос дьявола, и мы впервые встречаемся со злом и с адом.
В предыдущих беседах мы уже отмечали методы дьявола, к которым он прибегает, искушая человека. Они заключаются в том, что дьявол всегда скрывает свою подлинную сущность за обаятельной внешностью красивого существа, каким ранее был змей. Это изящное животное легко добилось расположения первой женщины, Евы. Завладев ее вниманием, дьявол исподволь пытается очернить Бога. Он извращает Божьи заповеди и клевещет на Божий характер. Постепенно дьявол добивается своего. Сначала Ева, а затем Адам решаются на роковое непослушание. Таким образом, произошло грехопадение человека. Дьявол достиг своей цели. Все началось очень невинно, а закончилось фатально.
«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» — этим вопросом дьявол посеял в сердце первых людей сомнения в любви и Божией доброте. Иными словами: правда ли, что Бог ограничил вас в этом удивительном месте? Этот хитрый и коварный искуситель вызвал подозрение к Богу.
В первую очередь, дьявол пытается внушить людям, что существующие ограничения вызваны недоброжелательностью Бога, а поэтому этими ограничениями можно пренебречь. Поступай, как хочешь, действуй независимо от Бога! Тот же самый посыл проявляется в пустыне, где мы снова слышим голос искусителя, который говорит Христу: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» Мф.4:3. Если Ты Сын Божий, зачем Тебе голодать? Используй Свою божественную силу, преврати эти камни в хлеб! Зачем тебе страдать, Ты же можешь это сделать! Действуй независимо от Своего Отца!
Сатана наблюдает за спящим Христом. 1874г Джозеф Ноэль Патон
Теперь, давайте посмотрим, что Ева ответила змею и сравним ее ответ с ответом Иисуса Христа, который Он дал змею почти шесть тысяч лет спустя, в пустыне Галилейской. Рассмотрев эти два ответа, мы обнаружим, что ответ Евы поощрил искусителя и дал ему повод продолжать добиваться своей цели, а другой, данный Господом, оказался первым сокрушительным ударом, приведшим к полной капитуляции дьявола.
Как ведет себя Ева? Нет никаких сомнений в том, что она поняла, что имел в виду дьявол, ставя под сомнение доброту Божью. Послушайте, как отвечает Ева: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» Быт.3:2,3. Бог сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь» Быт.2:16,17.
Если сравнить каждое слово Евы с тем, что сказал Бог, то мы обнаружим поразительный факт - первая же стрела лукавого достигла цели. Ева неточно повторила Божьи слова - кое-что она умолчала, кое-что добавила, кое-что смягчила. Своим первым предложением змей нанес смертельную рану Еве, искусителю удалось посеять в ее сердце сомнение в доброте Божией. Это поощрило дьявола довести свое коварное дело до конца.
Во-первых, в своем ответе Ева умолчала о том, какую широкую свободу предоставил Бог обитателям Едемского сада. Ева обошла стороной доброту Божью, Его щедрость и любовь к людям. Ведь Бог сказал: «От всякого дерева в саду ты можешь есть…». Не без значения, что эти слова отсутствуют в ответе Евы. Она говорит: «Плоды с дерев мы можем есть...» Это только кажется, что разница лишь в ударении.
Во-вторых, Ева совершенно упускает в своем ответе упоминание о дереве познания добра и зла, только лишь о дереве в центре рая. Нежелание Евы говорить о добре и зле свидетельствует о том, что ей не хочется делать особых различий между добром и злом. Стрела, пущенная дьяволом, явно попала в цель. Очевидно, что в сердце женщины таилась тайное согласие с тем, что сказал дьявол. Ева желает услышать больше, и продолжает беседу со змеем.
Да, так оно всегда бывает - малейший компромисс с искусителем и человек теряет силу, теряет способность видеть разницу между добром и злом. Он становится жертвой врага.
В-третьих, Ева кое-что добавила и от себя. Она говорит, будто Бог сказал «не прикасайтесь к ним», чего Бог не говорил. Он не позволял людям есть плоды с запрещенного дерева, но в данном случае Ева преувеличивает. Еще одно, может быть незначительное, но все же показательное подтверждение того, что в душе Евы произошли перемены. В своем сознании Ева старается смягчить суровость Божьего наказания за непослушание. Божьи слова «...смертью умрешь», а она перефразировала на «чтобы вам не умереть». В ее словах слышится смягчение ужасного и неизбежного возмездия, следующего за грехом, если она решится съесть запрещенный плод. Ободренный ответом женщины, дьявол нагло и дерзко заявляет: «Нет, не умрете» Быт.3:4.
В пустыне Господь Иисус Христос совершенно иначе ответил искусителю. Решительно и категорически Христос отказался продолжать диалог с дьяволом. Почему? Потому что Он знал, что несмотря на привлекательность его слов, в предложениях дьявола есть коварство. Иисус полностью доверял Своему Отцу, не взирая на крайние ограничения, с которыми было связано исполнение воли Божьей. Он не сомневался в том, что все обстоятельства продиктованы Отцовой любовью.
Зло же всегда непоследовательно. Такова сущность греха. Послушайте, как противоречиво заявление дьявола, следующее за первым искушением. Когда на его вопрос женщина ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть», то дьявол с убежденностью отвечает: «Нет, не умрете».
Если своим первым вопросом он посеял сомнение в Божьей любви, раз Он в чем-то ограничивает людей, то затем он отрицает суровость Божьего возмездия. Дескать, Бог не так суров, каким кажется. Он не станет так наказывать вас, если вы съедите запрещенный плод. Такова логика дьявола. Своим заявлением он уменьшил тяжесть греха, мол, непослушание не будет иметь тех последствий, о которых говорил Бог. Дьявол перечеркивает Божью святость и справедливость. Вначале он говорит, что Бог вас не любит, а потом: если Он так добр, неужели допустит, чтобы человек вечно мучился в аду? Такова аргументация дьявола.
Но, давайте мысленно снова перенесемся в пустыню. Там мы увидим, что, хотя, второе предложение дьявола видоизменилось, по своей сути не поменяло: «...бросься вниз; - говорит он Христу, - ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». В одном случае он говорит: съешь плод, ты не умрешь, а в другом: бросься вниз и будешь жив, Ты не умрешь! В принципе, эти два искушения одинаковы: если ты испытываешь Бога и по этой причине ты не послушен Ему, то Бог не накажет тебя за это. На это Христос ясно и окончательно отвечает: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» Мф.4:6,7.
Дорогие мои друзья, не станем искушать Бога. Возмездие за грех - смерть. Не поддавайтесь дьявольской лжи, и его версиям о суде, святости и Божьей праведности. Он всегда пытается очернить драгоценные черты Божьего характера. В этом его основная цель и задача. Поиски компромиссов с Богом, с Божьей справедливостью и с Его ясно изложенными законами однозначно приведут ко греху.
Там же, в Едеме, мы соприкасаемся с сердцевиной зла врага душ человеческих. Перед нами самый ужасный вариант зла - клевета на Божьи намерения. «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». В этом предложении дьявол раскрывает глубины своего коварного естества. Он представляет Бога в качестве эгоистичного, ревнивого себялюбца, как бы говоря: Бог намеренно ограждает вас от знаний, благодаря которым вы можете уподобиться Ему! Если вы съедите этот плод, то вы будете, как боги, а Он этого не хочет. Он ревнив, и не желает, чтобы кто-нибудь претендовал на те же права, которые принадлежат Ему.
Удивительно то, что в каждой лжи дьявола есть доля истины. Посмотрим на каждое искушение в отдельности: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Какая-то правда в этом есть, но эта полуправда так ловко сформулирована, что превратилась в самую дерзкую ложь. «Нет, не умрете» - говорит дьявол. И это тоже верно, если рассматривать смерть с точки зрения физического существования. Согрешив, первые люди сразу же физически не умерли. Это произошло позже. Но духовная смерть наступила в момент согрешения. «...Вы будете, как боги, знающие добро и зло» - говорит дьявол. И в этом утверждении есть доля правды. Человек, узнав на себе, что такое добро и зло, сделался подобным богу, но не истинному Богу, а богу мира сего - дьяволу. Он стал для себя богом, исполняя волю князя мира сего, и по природе стал чадом гнева.
В этом и заключается коварство искушения - дьявол скрывает свою подлинную сущность и старается внушить ложь. Блудный сын поддался обману искусителя. Он оставил отчий дом и отправился в дальнюю страну, где жил распутно и расточил все свое имение. Когда же он промотал последнее и на чужбине настал голод, блудный сын начал нуждаться. Какую же награду он получил от дьявола? Он послал его на поля пасти свиней; и юноша был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал их ему.
Такова награда греха. Блудный сын считал своим правом получить преждевременно полагающуюся ему часть отцовского имения. Вытребовав свое, он погрузился в самые глубины греха и разврата. А затем он полностью обанкротился.
Что если бы на этом закончилась история человечества? О, какими мы были бы несчастными людьми! Кто смог бы избавить нас от смертного приговора? Благодарение Богу, Он сам усмотрел выход. Он отдал на смерть Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы возложить грехи всех нас на Него. «...Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» Ис.53:5,6. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар...» Еф.2:4,8.
Вспомнив об отцовской любви, блудный сын встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его много. Сын встав пошел, а отец побежал ему навстречу. Какая благодать!
Дорогой друг, может быть ты отправился странствовать в дальнюю страну греха и непослушания. Вспомни Отцовскую любовь, сейчас же встань и пойди к Нему. Бог любит тебя и поспешит навстречу. Пусть Сам Господь поможет тебе сделать это сейчас.
Христос стоит у двери твоего сердца и ждет, чтобы ты, как блудный сын, встав, открыл Ему двери своего сердца и позволил руководить твоей жизнью. Если ты поддался обману дьявола, если ты пал, вспомни, что говорит Слово Божье: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» 1Ин.1:9.
Отец наш Небесный! Ты слышишь вопль каждой души. Прости, очисти и подари радость Твоего спасения. Мы просим ради Христа. Аминь.