На моей памяти, был период, когда верующие люди стали много говорить, писать и даже снимать фильмы о покаянии. Многие тогда осознали, что им действительно нужно покаяться в грехах и изменить свою жизнь. Однако вскоре эта волна, к сожалению, пошла на спад, так как на самом деле мало кто знал, в чем заключается истинное покаяние. И теперь о нем говорят лишь одинокие голоса, как бы вопиющие в пустыне: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” Мф.3:2.
А ведь именно сейчас, как никогда, покаяние необходимо нам. Слова Христа — “…если не покаетесь, все так же погибнете” Лк.13:3 — сегодня не менее актуальны, чем две тысячи лет назад. О, если бы люди смогли понять и увидеть, как в эти нелегкие времена благодать, милость и любовь Божья ведут нас к покаянию. Бог желает всем нам блага, счастья и спасения, и потому призывает покаяться. Господь простирает к нам Свою милость, дает время и возможность обратиться к Нему, но в то же время предупреждает, как предупреждал людей и перед потопом: “Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками” Быт.6:3. Самый драгоценный дар Божий — это время! На последних страницах Библии, в книге «Откровение» мы читаем печальные слова: “Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась” Отк.2:21.
Господь в Своем Священном Писании многократно, настойчиво и убедительно говорит о необходимости покаяния, показывая, что это дело первостепенной важности для каждого человека. Вот почему всем нам нужно чётко понимать, что такое истинное покаяние перед Богом.
Не стоит путать покаяние с раскаянием. Раскаяние — это только сожаление о греховных поступках. Но одного лишь сожаления о собственной греховности недостаточно для того, чтобы брести спасение. Хотя, разумеется, нераскаявшийся человек и не подумает прийти к Богу с мольбой о помиловании, однако печаль, которая возникает при раскаянии и потом проходит, кроме смерти ни к чему не приведёт. Как сказано в Библии: “Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” 2 Кор.7:10.
Иуда раскаявшись возвращает серебренники, полученные за предательство Христа.
В Евангелии мы можем видеть яркие примеры, как мирской печали, так и печали ради Бога. Иуда был полон раскаяния после того, как предал Сына Божьего, но эта печаль привела его к самоубийству. А вот в сердце другого ученика Иисуса Христа, Петра, вследствие определённых обстоятельств зародилась именно та самая “печаль ради Бога”. Осознав, что он отрёкся от Христа, Петр горько заплакал, печаль привела его к Иисусу в искреннем покаянии, и в дальнейшем он стал первым из Апостолов.
В Писании не уточняется насколько глубоко и сильно мы должны переживать скорбь о своих грехах — достаточно, если эта печаль приведет нас к Спасителю. Иуда стал искать отпущения своего греха у священников, но они не могли этого сделать — ни один человек не может отпустить грехи другого, прощение дарует только Бог. Петр пришел ко Христу и Господь простил его.
Хочу отметить, что епитимья — духовное взыскание, наказание или церковная исправительная мера, которая накладывается на согрешившего — не является покаянием. Это лишь попытка тем или иным способом, совершив, к примеру, определённое количество молитв, поклонов и постов, своими силами искупить грех. Однако никакими стараниями человек не сможет искупить свои грехи. Невозможно каким-то образом самостоятельно смыть с себя вину, и тем самым угодить Богу и быть принятым Им.
Апостол Павел когда-то сказал мудрецам мира в Афинах: “…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться” Деян.17:30. Этот призыв обращен и к ныне живущим. Но покаяние – это не просто реформа. Допустим, что то-то решит с сегодняшнего дня начать жить иначе, стать порядочным человеком, отказаться от пагубных привычек, перестать выпивать, курить и сквернословить. Очень похвально, но все эти изменения касаются только внешнего образа жизни. Подлинное же покаяние, которое ведёт к возрождению и истинному обновлению, производит в человеческой душе Сам Бог. Притом, покаяние не есть присоединение к церкви или исполнение религиозных обрядов, таких как причастие и даже крещение. Всё это обязательно присутствует в христианской жизни, но не делает человека христианином. Прежде всего, необходимо искренне покаяться перед Богом в своих грехах. Слово «покаяние» по-гречески звучит, как «метанойя» и означает полную перемену мышления.
Наглядно проиллюстрировать значение этого слова можно примерно так: идущий человек вдруг резко разворачивается на сто восемьдесят градусов и направляется в противоположную сторону. Это опять-таки не значит, что он просто принимает новые идеи, навыки и образ жизни. Нет. Покаяние — это внутренняя перемена, изменение отношения к самому себе, ко греху, к Иисусу Христу.
Искренне кающийся человек, в первую очередь, должен увидеть себя погибшим грешником перед святым и праведным Богом, Который не может безоговорочно простить и принять его без покаяния. Бог свят, и в Его присутствии грех недопустим. Пережив покаяние, человек понимает, что без заместительной смерти Господа нашего Иисуса Христа у него нет никаких шансов на прощение и присоединение к семье детей Божьих. Только через Христа Бог принимает грешника. Такое понимание и осознание истины дает раскаявшемуся грешнику Дух Святой. Это Он, Дух Божий, производит покаяние в сердце человека и приводит его ко Христу. Никто не может прийти к Иисусу и обрести спасение до тех пор, пока не увидит себя грешным перед Богом, и не поймёт, что, не уверовав в Господа, будет осуждён на вечные муки в аду.
Первый признак пробуждения души — неудовлетворенность самим собой и искреннее желание избавиться от грехов. Откровенное признание себя погибшим грешником и есть начальный этап новой жизни.
Если ты, дорогой читатель, находишься в подобном состоянии, тебе нужно просто обратиться к Сыну Божьему и поверить, что Он взял на Себя все твои грехи и умер за тебя лично. Поступив так, ты не будешь разочарован — кровь Христа очистит тебя от всякого греха. Веруй в Евангелие, мой друг, и ты будешь спасен. Пусть Сам Дух Божий тебе в этом поможет!