Поля битвы, где происходят ожесточенные сражения между небом и адом – это человеческие сердца. Каждое сердце является таким полем сражения, сражением между двумя силами – силой зла и силой добра. И когда враг видит, что его влияние и власть над какой-нибудь душой находится под угрозой, то он будет бороться за каждую пядь этой души.
Обращение проконсула, Рафаэль,1515-1516г
В 13-ой главе книги Деяния святых Апостолов нам представлена такая борьба за овладение души человека, называемого Сергием Павлом. Об этом случае мы читаем с 6-го стиха по 12-ый, я частично прочту это место: «Прошедши весь остров от Пафа, нашли они (то есть Варнава и Савл) некоторого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие; а Елима волхв, – ибо то значит имя его, – противился им, стараясь отвратить проконсула от веры». В следующих трех стихах мы читаем о том, как апостол Павел, исполнившись Духа Святого, разоблачает злодея волхва и поражает его временной слепотой, и в 12-ом стихе сказано: «Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню» Деян.13:6-12.
Посмотрим повнимательней на этого человека Сергия Павла. Судя по его имени, он был римлянином и представителем римского государства. Притом, Сергий Павел был язычником, не знавшим истинного Бога. Но следует отметить, что этот человек был искателем истины. Очевидно, он не находил удовлетворения в том, что имел: авторитет, влияние, власть, престиж, богатство. Будучи проконсулом, одним из сильных мира сего, он тем не менее в сердце своем он ощущал вакуум, пустоту, какую-то бессодержательность. Он жаждал нечто большего, чем пыль и прах материалистического мира, которым был окружен. Душа его жаждала истины, она искала Бога.
Наш текст говорит, что он был мужем разумным. И воистину, тот разумен, кто себе не даст покоя до тех пор, пока он не найдет правду. Это искание истинного Бога мы видим в Сергии Павле. А именно этого диавол больше всего боится, когда какая-нибудь душа начинает искренно и серьезно жаждать, искать свет и истину. Он знает, что такой человек не далеко от Царства Божьего. Будь он самым темным невеждой, погрязшим в безнадежных обстоятельствах мрака безбожия, враг знает, что такую ищущую и жаждущую душу, Бог не минует, но что Он пошлет ему Свой чудный свет.
Вот почему к этому человеку Сергию Павлу пристал некий волхв, лжепророк, иудеянин, именем Вариисус. Сатана посылает своего лжепророка, чтобы преподнести жаждущей душе суррогат лжи. Его задача во что бы то ни стало отвлечь эту душу фальшью от истины, подсунуть свою ложь, чтобы этого человека не просветило познание славы Божьей в лице Иисуса Христа.
Вы заметили, что этот лжеучитель нес два имени – Вариисус и Елима. Диавол имеет много видов и названий. Когда нужно он явится как ангел света. В данном случае он маскируется под именем Вариисуса, что значит сын Иисуса, сын Спасителя. Другое его название было Елима, что значит мудрый. Не без значения, что сатана представил себя этими двумя именами. За маской сына Иисуса он предлагает свою «мудрость». И в чем заключается эта мудрость – мудрость земная, душевная, бесовская, как говорит Слово Божье. В том, что Бога можно познать и достичь иным способом, чем учит Библия. Это всегда был и есть метод сатаны – играть на самолюбии падшего человека, что, дескать, он лучше Бога знает как ему спастись. Но слушайте, что говорит Писание: «Где мудрец? …Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» 1Кор.1:20,21.
И вот, подобно тому, как этот чародей пристал к проконсулу Сергию Павлу, так сатана пристает к пробужденной душе и предлагает ей свою бесовскую мудрость. Сперва, однако, он попытается своей ложью отвратить такую душу вообще от спасения. И он отлично знает какую ложь внушить данной душе. Одному человеку он подскажет, что тот слишком большой грешник, Бог не может его простить. Твой грех слишком велик, говорит он, и настолько ужасен, что не входит в сферу искупительной жертвы Христа. Другому он скажет, что ты согрешил против Духа Святого и потому нет тебе прощения ни в веке сем, ни в будущем. Третьему человеку он будет внушать, мол, твоей религия достаточна, ты унаследовал христианство от родителей, зачем тебе нужна другая религия. Иной душе он скажет, что невозможно, чтобы спасение было так просто, только верить в Иисуса; должно быть что-то помимо этого: спасение следует заслужить, нужно стать достойным. Итак, диавол всегда готов подсунуть свою ложь.
Сколько душ врагу удалось отвлечь от спасения подобными аргументами. Но Сергий Павел, как мы уже отметили, был человек разумный. Не даром Слово Божье его так определяет. Он был честен с самим собой. Он не дал себя обмануть. То, что Вариисус ему предлагал, не удовлетворило его, сказано, что он призвал Варнаву и Савла, чтобы из уст этих служителей Божьих услышать глаголы жизни Слова Божьего. В результате их свидетельства и видя своими глазами разоблачение лжепророка проявлением силы Духа Святого, он уверовал. Его мудрость проявилась в упорстве, во что бы то ни стало узнать правду. «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно…» или нет, сказал Иисус Христос (Ин.7:17). Дух Божий никогда не пройдет мимо такой души. Такая жаждущая, ищущая душа как магнит притягивает к себе своего Спасителя.
В 4-ой главе Евангелия от Луки Иисус Христос напоминает нам о таком случае. Он может послужить хорошим примером для разбираемой нами истины. «Много также было прокаженных в Израиле…, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» Лк.4:27. В Ветхом Завете мы читаем об этом Неемане, что он был великий человек у господина своего и уважаемый. Имел авторитет, влияние, силу, богатство, как новозаветный Сергий Павел, но он был прокаженный.
Иисус сказал, что в Израиле было много прокаженных, но не один из них не очистился, кроме язычника Неемана Сириянина. Только он получил благословение. Об этом прокаженном сказано, что «обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» 4Цар.5:14.
Возлюбленные, то, что произошло с Нееманом в сфере физической, Господь готов совершить каждому в области духовной. Каждый из нас в своей жизни соприкоснулся с проказой греха, которая гораздо хуже чем физическая проказа. И нам Христос говорит, если «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» Мк.10:15.
Цель нашей беседы помочь душам подобным Сергию Павлу и Нееману, осознающим, что они прокаженные грехом и нуждаются в помощи. Как новозаветный Сергий Павел, так и ветхозаветный Нееман, чтобы получить Божье спасение, должны были уподобиться малым детям. В этом заключается их мудрость, нисходящая свыше. Только когда Нееман смирился и стал этим ребенком, тогда он очистился и обновилось его тело.
Спаситель говорит, что были и другие прокаженные в Израиле, из детей Божьего Завета. Люди, которые имели особые права и приоритеты на Божье благословение и тем не менее ни один из них не очистился! Какая трагедия! Народ особо привилегированный, имеющий прямой доступ к Богу и Его обетованиям, но которому это достояние не принесло пользу. А этот язычник, военачальник врагов Божьего народа, не имея доступа к глаголам Божьим, не зная Всевышнего, получает благословение от Бога.
Возлюбленные, недостаточно, что нас осенила истина, что мы вошли в сферу благословенного света Христова. Многие сегодня знают и слышат Благую Весть, но это еще не все. Ее нужно лично себе присвоить. Сколько таких прокаженных сидят, годами слушая Божье Слово, а Господнего благословения не получают. Поэтому Господь и говорит, что «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» Лк.13:29, а дети чертога будут изгнаны вон. Дорогие мои, мудрость Сергия Павла и Неемана заключалась в том, что они тверды были во чтобы то ни стало преодолеть все преграды, которые ставил враг и получить обещанное благословение.
Вспомните, какие препятствия ставил враг Нееману. Вникните в его историю, и вы убедитесь, что тот же враг, маскирующийся в лице чародея-мудреца Елиму, пытался отвлечь Неемана от получения Божьего благословения. Вы припоминаете эту историю, как маленькая девочка израильтянка, служившая жене Неемана, рассказала своему господину, что есть пророк в Самарии, который может снять его проказу? Нееман решает, что это конечно сам царь, только он один во всем Израиле может совершить такое великое дело, и никто иной? Когда он узнает, что ни царь, а пророк Елисей может его исцелить, то тут же у него возникают свои предрассудки, как его должны исцелить. Слушайте: «Вот, я думал, что он выйдет, станет, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу». А Елисей через своего слугу велит ему пойти и семь раз омыться в Иордане. «Разве, - продолжает он, – Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» 4Цар.5:11,12. Так мудрствовал Нееман, но то была мудрость земная, душевная, бесовская, которую внушил ему диавол. Да, это мудрость мира сего, которая, якобы, знает лучше Всевышнего! Но Нееман тогда стал воистину мудрым, когда обратился в ребенка и послушался своих слуг.
Что сказал слуга Неемана? «…Если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист» 4Цар.5:13. Иначе говоря, он сказал ему: ты ничего не потеряешь, если попробуешь. Какой разумный совет! Как разумно он поступил, что попробовал.
Мой друг, попробуй и ты. Даже, если ты слаб и не уверен, и полон сомнений, положись на твоего Бога. Решись сейчас. Одно ясно, ты ничего этим не потеряешь.
Помните того прокаженного, который пришел к Иисусу? Заметьте, с какими словами он подошел к Нему: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» Мф.8:2. Он не был вполне уверен, что Господь хочет, но он тем не менее пришел ко Христу. Он пришел к Иисусу хромая на костыле «если»: «Господи, если хочешь».
Другой человек, отец бесноватого мальчика, тоже пришел к Христу на костылях «если»: «но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» Мк.9:22. И как ответил ему Господь? Не могу тебе помочь, у тебя нет достаточно веры? Разве так ответил Иисус? О, нет, дорогие мои, как бы ты не пришел к Нему, мой друг, Он тебя примет! Если ты должен прийти на этих костылях: «если хочешь» и «если можешь», то приди так. Лучше так, чем вовсе не прийти. И ты, грешник, приди к Иисусу хотя бы так, если иначе не можешь прийти.
Нееман чуть не потерял обещанного благословения. Он чуть не промахнулся, почти поддался на искушения врага. Первое, что чуть не погубило его веру, это его «а я думал» – предвзятое мнение о том, как Бог должен поступить с ним. Второе, «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?» – его попытка диктовать Богу, как Он должен его исцелить.
Сколько душ потерпело крушение на этих камнях преткновения, которые сатана подставляет ищущей Бога душе. «Я думал». Что ты думал? Что Бог даст тебе какие-то особые чувствования или ослепляющее откровение? Если ты так думаешь, то наверняка этого не будет. Он требует послушания. В Иордан! – приказано, и окунуться семь раз. К Иисусу Христу, мой друг, с полной безоговорочной отдачей! Только так получишь ты благословение. Не на твоих условия, не тобой предначертанным путем. Нет, но, когда ты скажешь от всего сердца: О, Господи, Твоя воля пусть будет, не как я думаю, а как Ты хочешь! Все отбрось в сторону, откажись от мудрствования, которое не свыше, а из преисподней, противящегося и превозносящегося выше Божьего.
Вторая опасность – диктовать Богу условия, на которых Он должен тебя благословить. Мой друг, когда ты так делаешь, Бог ничего не может для тебя сделать. Бог никогда не пойдет на твои условия. Ты спрашиваешь: не могу ли я так спастись, чтобы об этом никто не знал? Я спокойно приму Христа в сердце, и никто не должен об этом знать. Ты можешь быть спасен, но не на твоих условиях. Что говорит Слово Божье? Неважно как ты думаешь, а важно, что говорит Писание! Слушайте: «…если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» Рим.10:9,10.
Невозможно быть христианином, так чтобы никто не знал об этом. Ты может быть думаешь, что можешь на цыпочках прийти ко Христу, чтобы никто не услышал и не увидел. Невозможно, мой друг, пока ты говоришь, что не нравится тебе Иордан, слишком невзрачный, журчащий, быстрый, напорный, мне больше по душе тихие, спокойные и сладкие воды Авана, потому ты не в состоянии принять Божьи благословения.
Но когда ты скажешь: чтобы Бог мне не сказал, куда бы Он меня ни послал, любой крест, который Он вручит мне, я возьму, лишь бы достичь Его. Да, много было прокаженных в Израиле, и ни один из них не очистился, кроме Неемана! И он был очищен потому, что он принял Божьи условия.
Тернистый путь спасения
Сколько страдают сегодня от проказы греха! И только те получат очищение, прощение и жизнь вечную, кто готов отринуть свои предрассудки, предвзятые мнения о том, как Бог должен их спасти. Приди, мой друг, сегодня, не диктуй ничего Богу, но со словами гимна:
Таков как есмь, во имя Крови,
За нас пролитой на кресте,
Во имя Божьих призываний,
Христос, я прихожу к Тебе!
Таков как есмь, слепой и бедный,
Добра не находя в себе,
За верой, зреньем и прощеньем,
Христос, я прихожу к Тебе!
И когда ты так придешь к Христу, тогда ты сможешь воспеть всем твоим сердцем, с радостью и уверенностью:
Таков как есмь, Твоей любовью
Низвергнул Ты преграды все.
Я Твой отныне и вовеки, –
Христос, я прихожу к Тебе!
Путь Сам Господь поможет тебе прийти к Нему сегодня именно так.