В Антиохии образовалась первая община из обращенных язычников и «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» Деян.11:26. Существуют мнения, что жители этого языческого города с иронией стали называть верующих христианами и это прозвище закрепилось за ними. С иронией или нет, спорить об этом нет смысла, однако факт остается фактом, что с тех пор они были прозваны христианами. Сами верующие не назвали бы себя так, между собой они называли друг друга учениками или братьями.
Иначе говоря, мир прозвал их людьми Христовыми, а это говорит нам о том, что проживающие в Антиохии люди заметили в этом недавно образовавшемся сообществе что-то совершенно новое, необычное, так как они всегда говорили о Христе, пели о Христе и для Христа жили. Они не могли причислить последователей Христа ни к какой другой категории, это был какой-то новый сорт людей. Они вдруг появились в Антиохии и местные жители должны были придумать для них соответствующее название.
Но кто они такие, эти христиане? Часто мы необдуманно и небрежно используем слово «христианин». Например, ту или иную страну мы называем христианской страной, потому что со дня рождения там причисляют своих граждан к церкви. Порой, спросив человека, христианин ли он, в ответ слышишь резкий, возмущенный ответ: а что, разве я похож на какого-то язычника? К сожалению, среди миллионов людей, считающих себя христианами, не все на самом деле таковы. Может быть, они принадлежат к церкви или даже крещены, но этого недостаточно.
По всей вероятности, вы спросите: кого же тогда можно называть христианином? Во-первых, христианин - это человек, имеющий новую, сверхъестественную жизнь, которую дает Бог. Когда по своему возвращению в Иерусалим Петр пересказал апостолам и братьям о том, как язычник Корнилий и все его домашние приняли Слово Божие, сказано, что «выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» Деян.11:18.
Дорогие друзья, быть христианином - значит иметь совершенно иную жизнь. Эту жизнь может дать только Бог, ибо она от Бога, это Божия жизнь. Притом, христианин - это человек, который верой обращается к Господу, верой принимает этот дар и жизнь. Только верой в Господа Иисуса Христа человек может стать христианином и получить эту сверхъестественную жизнь. Человек должен сознательно принять Христа, как личного Спасителя.
Апостол Иоанн говорит: «...тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» Ин.1:12, 13. Так что из этого ясно: человек не может унаследовать христианство, одного желания недостаточно, он должен принять Иисуса Христа, он должен веровать во имя Его и тогда Бог даст Ему эту новую жизнь.
В данном случае, название деноминации не имеет никакого значения. Ты можешь называться баптистом, методистом, пятидесятником, адвентистом, православным или еще как-то, но если ты жизни Христовой не имеешь, то ты не христианин. Должно тебе родиться свыше! И если ты родился свыше, ты принадлежишь к этому особому обществу людей, которые отличаются от всех остальных и которым жители Антиохии дали прозвище «христиане».
Люди мира сего заметили, что христиане - это люди из иного мира. Однако, как узнать христианина? Какие отличительные черты или признаки присущи ему? Как можем мы узнать, что человек стал новым творением, получив жизнь Божию? Какими доказательствами располагает человек, родившийся свыше? Ведь были, наверное, какие-то видимые признаки, по которым их узнавали в языческом городе Антиохии?
Конечно же, у истинного христианина много признаков, которыми он отличается от мира. В разбираемой нами 11-ой главе книги Деяний мы встречаемся с христианами, обращенными из иудеев, а также из язычников, у всех у них проявляются признаки этой новой жизни.
Во-первых, всем христианам, всем детям Божьим присуще неудержимое желание говорить о Христе. Если мы нашли Христа, у нас непременно будет желание рассказать о Его любви другим. Глубокие и реальные убеждения всегда ищут выражения. Если мы испытываем сильный порыв, ревность по Богу и любовь к Нему, то все это выразится так же естественно, как слезами выражается скорбь, а смехом радость. При таком состоянии сердца человек всегда будет иметь желание поделиться с другими тем, что сам имеет.
Познав Христа, как своего Спасителя, какой христианин сможет удержать это в себе, не думать о том, знают ли Его, как Спасителя, другие? Чтобы мы подумали о людях, сидящих в спасательных лодках в безопасности, которые и пальцем не хотят пошевелить, чтобы спасти утопающих, гибнущих у них на глазах? А тем паче, что сказать о человеке, который удерживает Хлеб Жизни, и говорящий, что он последователь Христа, отдавшего Свою плоть и кровь для спасения мира? Слово Божие говорит: «Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ» Пр.11:26.
Поэтому, если мы верны Господу, то невольно, мы будем говорить о Нем. Мы обнаружим, что не сможем промолчать и не сказать о Нем, особенно там, где Его не знают и не любят. Возможно, вы скажете, что это должны делать проповедники, которые призваны к этому, что они приготовлены для этого служения.
Интересно отметить, что в 11-ой главе мы находим пять слов, которые характеризуют разные методы распространения Благой Вести. В нашем русском переводе, в 19-ом стихе сказано, что рассеявшиеся от гонения проповедовали слово. В подлиннике, вместо слова «проповедовать» использовано другое слово, мы возвратимся к нему позже. Затем, в 20-ом стихе мы читаем, что некоторые благовествовали Господа Иисуса. В 23-ем стихе о Варнаве сказано, что он убеждал или вернее поощрял всех держаться Господа. В 26-ом стихе сказано о том, что Варнава и Савл учили Слово Божие и в 28-ом стихе, что некий Агав предвозвещал Духом, то есть он пророчествовал. Не все могли учить или пророчествовать. Это особые дары, которые Дух Божий разделяет особо, как Ему угодно.
Вы заметили, что здесь упомянуты методы распространения Евангелия, доступные каждому христианину. Первый и третий метод: проповедовать и поощрять других держаться Господа, первый - касается влияния христианина на неверующих, а второй - его влияние на верующих.
Сказано, что рассеявшиеся от гонения, проповедовали слово. «Слово», переведенное в русском тексте словом «проповедовать», в подлиннике означает обычный разговор или беседу между людьми. Это не значило проповедь, когда человек говорит приготовленную и обдуманную духовную речь, нет. Это был самый обыкновенный разговор между собеседниками. Верующие, которые из-за гонения рассеялись по самым разным местам, естественно и непринужденно говорили или беседовали о Христе. И в новых местах, в которые они поневоле попадали, они говорили о том же самом, о чем говорили в Иерусалиме.
В 19-ом стихе мы читаем: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя (или никому не говоря) слова, кроме Иудеев». В этом стихе мы видим намек на большой недостаток первых христиан-иудеев. Они еще не понимали плана Господня о распространении Благой Вести язычникам. Они рассказывали о Христе только своим соотечественникам иудеям, довольствуясь тем, что имели в Иерусалиме. Там Бог благословлял их и души обращались к Господу, Иерусалимская церковь росла и укреплялась. В ней было уже несколько тысяч членов. Но дальше Иерусалима они не шли. А ведь Христос повелел: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» Мк.16:15, «...и будете Мне свидетелями в Иерусалиме...». Заметьте, Он сказал: «...и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» Деян.1:8.
Как медленно они исполняли поручение Иисуса! Они не торопились приводить в действие Божий план евангелизации всего мира. И Господь допускает преследование. Тем не менее, члены первоапостольской церкви в Иерусалиме были настоящими христианами. Они представляли собой огромную группу миссионеров. Не все они были проповедниками, евангелистами и пророками, но все они говорили о Христе, то есть были миссионерами. Об этих верующих можно сказать то, что сказал о себе пророк Иеремия, что Слово Господне было в сердце его, «как бы горящий огонь, заключенный в костях моих» Иер.20:9.
Как горящие угли, члены Иерусалимской церкви были разбросаны железной рукой преследования. Враг не мог погасить этого огня, а только разбросал угли. И в тех местах, куда они падали, разгоралось пламя. Они не были проповедниками, они были рядовыми членами Иерусалимской церкви, зажженными огнем Духа Святого. Они веровали и поэтому говорили о Христе. Они не могли не говорить о любви, пламенеющей, в их сердцах. Здесь мы видим чудный промысел Божий.
Недавно нам прислал свое свидетельство бывший преступник, который обратился ко Христу в лагере строгого режима через свидетельство находившихся там христиан. Вот что он пишет: «Среди всеобщего отчаяния, когда такие преступники, как я, проклинали себя, лагерь, начальство и все на свете, вскрывали себе вены, полость живота, вешались и тому подобное, - христиане не отчаивались. Их не смущала лагерная жизнь и суровые условия. Они сияли духовной красотой. Их чистая правдивая жизнь, их глубокая вера и преданность Богу, их кротость и удивительное мужество стали ярким примером настоящей жизни для многих тысяч заключенных. На их лицах отображался Христос! Вот именно такой чистой жизнью с ее высокой целью и мне захотелось жить! Их узы и страдания обратили внимание многих на Христа. Преобразующая сила Христа, сила Евангелия покорила не только мое преступное сердце, но сотни подобных мне, отравленных безбожием и пороком».
Да, таким образом, в тех странах, где верующие преследуются за имя Христово, тюрьмы и лагеря стали местом духовного возрождения и встречи со Христом. Дальше этот человек говорит, что он полностью порвал с преступным миром, своим прошлым и стал христианином. О, благодарение Богу за тех христиан, которым Он смог доверить такие тяжелые миссионерские поля, где они остались верными Христу и распространяют благоухание Христово!
Заметьте, что Благая Весть распространилась еще дальше - она пересекла границы предрассудков и предубеждений, которые были у первых христиан иудеев. «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» Деян.11:20. Эти первые христиане не были официальными проповедниками, они просто распространяли весть об Иисусе Христе, благовествуя Господа Иисуса. Это новозаветное выражение подразумевает все доступные методы провозглашения Благой вести. Слово, написанное в письме другу, сказанное в разговоре, урок, преподанный ребенку на коленях матери, молитвы за столом - словом, любой метод, с помощью которого можно передать слушателю весть о распятом и воскресшем Христе. Благовествуя Господа Иисуса, или еще ближе к греческому тексту: «благовествуя Иисуса Господом».
Сущность их Благой Вести заключалась в возвещении о личности Спасителя, о том, Кто Он и что Он совершил для них лично. Они нашли Иисуса, как своего Господа, Спасителя и Друга, и этой радостью они хотели поделиться с язычниками-греками, которые поклонялись мертвым идолам. Для этого не нужно было быть ни проповедником, ни евангелистом, ни учителем, ни пророком.
Не все имеют дар проповедника, но все, вкусившие как благ Господь, могут рассказать об этом. Первая христианская проповедь была очень коротка, но весьма эффективна. Результатом этой проповеди была сто процентная удача. Вот она: «Мы нашли Мессию...» Ин.1:41. Это свидетельство из трех слов сказано человеком, которого мы можем назвать человеком с одним талантом. Человек этот не отличился ни одним особым даром: он не был оратором, он не написал ни одного послания, он не совершал чудес, но каждый раз, когда мы читаем о нем, мы узнаем, что он приводит людей ко Христу.
Андрей нашел своего брата Петра и его проповедь состояла из трех слов: «Мы нашли Мессию». Это все. Но этого было достаточно, чтобы убедить Петра стать христианином.
Все мы можем сказать также, если мы действительно познали Христа. Мы будем искать любую возможность засвидетельствовать также, если сами нашли Его. В этом смысле, все мы можем быть проповедниками и евангелистами. О, помог бы нам Господь быть Его верными свидетелями! И сказано, что «была рука Господня с ними». Это несомненный признак верного христианина, провозглашающего Благую весть.
Дорогой мой брат или сестра, если ты хочешь чтобы рука Господня была с тобой, то займись этим священным делом: сей слово жизни. Господь не велит нам трудиться в одиночестве. Как бы ни были слабы наши руки, Его всемогущая рука будет направлять нас, поддерживать и благословлять. Не наши слова обеспечат успех, а Его присутствие, Его помазание приведет к тому, что уверовав, люди обратятся к Господу.
Мой друг, если ты чувствуешь, что слаб и думаешь, что в одиночестве сражаешься со множеством врагов, то утешайся чудным знанием того, что даже один человек, со Христом - всегда будет в большинстве. Тогда мы можем вверить результаты и исход нашей работы в руки Господа. Его рука будет охранять каждое зерно, в немощи посеянное нами, и Его благословение даст плод в свое время.
Мой друг, проверь себя, христианин ты или нет? Имеешь ли ты эту сверхъестественную Божию жизнь? Принял ли ты уверовав Божьего Духа? Свидетельствует ли Дух Святой твоему духу, что ты Божие чадо? Радуешься ли ты, когда говорят о Христе Спасителе?
Если ты искренно и честно можешь положительно ответить на все эти вопросы, тогда рука Господня с тобой - ты христианин. А если ты не можешь от всего сердца сказать «да», тогда, мой друг, должно тебе родиться свыше. Не отходя от своего места, ты можешь принять Христа, как своего личного Спасителя. Сделав это, на основании непреложного Божьего Слова, ты можешь быть уверен, что ты - Его дитя, ты перешел от смерти в жизнь.
Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» Ин.5:24. Благодарение Ему! Сегодня Он обращается ко всем нуждающимся и обремененным грехом: придите ко Мне и найдете покой душе своей! Да поможет Дух Божий многим сделать это сейчас.