Вникая в Библию и историю церкви, мы обнаружим одну закономерность, а именно, что перед всяким начинанием, предпринимаемым Богом, происходил особый период молитвы со стороны Его детей. Бог избрал именно молитву быть преддверием Его благословения. Он находил людей, готовых откликнуться на это таинственное действие Святого Духа, побуждавшего к молитве, затем раскрывал им небеса и изливал дожди благословения. Побуждаемые к молитве люди часто сами не осознают, особенно в начале, почему у них такой порыв, но своей молитвой они приготовляют дорогу для божественного действия. Когда такая молитва рождается в наших сердцах, то это верный признак, что Бог готовит нас к особому Своему посещению.
В книги Деяния Апостолов, мы видим, что десятидневная молитва в иерусалимской горнице предваряла сошествие или излияние Святого Духа и обращению к Господу около 3-х тысяч набожных иудеев. Сто двадцать первых учеников единодушно вместе молились и «внезапно сделался шум с неба» и «исполнились все Духа Святого» Деян.2:1-4. Так началось самое могущественное движение в истории человечества и зародилось оно в сердцах молящихся людей.
Сегодня коснёмся подобного периода истории церкви. Первые три стиха 13-ой главы являются важнейшим местом этой книги. Здесь говорится о начале величайшего миссионерского движения. Антиохия делается новым центром евангелизации язычников. И перед тем, как первые ее миссионеры будут посланы в новые территории для Божьего Царства, мы видим опять эту молитвенную подготовку и действие Святого Духа. Наш текст начинается такими словами: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учителя: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Кирениянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл». И теперь слушайте: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян.13:1-3).
Церковь стоит накануне новых, важных событий и Господь находит людей, которых Он может употребить для раскрытия этой великой и широкой двери благовестия. Их было пятеро, служители Божьи или как тут сказано пророки и учителя, которые нашли время для поста и молитвы.
Дорогие друзья, братья и сестры, обратите внимание, какое значение придавали первые христиане служению Господу в молитве и даже в посте. Посмотрите, какое место занимал Дух Святой в администрировании церкви. Как не похожи они на современное христианство. Они не торопились без молитвы браться за какое-нибудь новое предприятие для Царства Божьего. Не было у них проработанных планов или уполномоченных комитетов, которые решали бы важные дела. Но то, что для них было главным – поиск водительства и руководства Святого Духа, у нас сегодня почти совсем отсутствует.
Сегодня без молитвы, без поста, без искания воли Божьей назначаются церковные служители и организуются союзы. И когда все приготовлено и сделано, тогда мы совершаем громкую торжественную молитву о том, чтобы Бог одобрил все наши планы и немедленно приступаем к делу! Приходится ли удивляться, что такой большой, так называемый духовный труд так мало дает результата. Мы пренебрегли главным: Духом Святым и молитвой – служением, которое так необходимо и приятно Господу.
Я хочу, чтобы мы сегодня обратили внимание на два определяющих фактора, указанные в нашем тексте. Первое, центральное и главное, это служение Духа Святого. Оно абсолютно необходимо для успешного проведения Божьего дела, слушайте: «…Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Вторым фактом является то, что именно молитва детей Божьих сделала возможным такое действие Духа Святого.
Итак, первое, что следует отметить, – это действие Духа, Его водительство и указание Его воли для церкви. Водительство Духа Святого для этих христиан апостольской церкви было очевидной реальностью. На каждой странице книги Деяния мы это наблюдаем, начиная со дня Пятидесятницы вплоть до последней страницы этой книги.
Отметьте, как конкретно это действие Духа: «Дух Святой сказал…» Он дал знать Свою волю этим людям так, что у них не было ни малейшего сомнения как нужно им поступить.
Вы заметили, что тут не сказано, что церковь избрала этих кандидатов для миссионерской работы, что после обсуждения о их профпригодности для такого труда она решила уполномочить Варнаву и Савла и послать их на миссионерское поле. Можно смело сказать, что церковь не имела голоса в избрании своих служителей. Не церкви поручено было их назначить, нет, решение церкви было сделано на основании того, что Дух Святой ей указал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Что может быть яснее? Я их призвал, отделите их Мне.
Эту же истину мы находим в 15-ой главе. Когда в Иерусалиме были созваны на совещание руководители церкви решить, каким должно быть отношение обратившихся язычников к закону Моисея, то в своем официальном письме они так выразились: «Ибо угодно Святому Духу и нам…» Деян.15:28.
Как ясно эти слова указывают на доминирующее место, которое занимал Дух Святой в первой христианской церкви. Вы заметили, что эти руководящие братья церкви в Антиохии не сказали: ибо угодно нам и Духу Святому. Они не себя поставили на первом месте, а Духа Святого. «Ибо угодно Духу Святому и нам…». Это были люди, которые всецело отдали себя Христу и потому Дух Божий был у них на первом месте.
В каком мы отношении к Духу Святому? Имеет ли Он первое место в наших общинах и в наших личных жизнях? Если нет, то строим мы не «из золота, серебра и драгоценных камней», но из дерева, сена и соломы. Да, придет день, когда обнаружится как мы вели наше дело для Господа. В этот день, говорит Слово Божье, будет огромный костер, и в этом огне откроется все, ибо «огонь испытает дело каждого, каково оно есть» 1Кор.3:12,13.
Совершенно возможно, что церковь была бы иного мнения. Вряд ли она избрала бы своих лучших проповедников, самых талантливых и сильных лидеров и послала бы их в далекие страны на миссионерскую работу. Ведь они им самим нужны. Наши церкви должны иметь лучших, самых выдающихся тружеников дома у себя, а не посылать их на какие-то отдаленные и новые миссионерские поля. Но Дух Святой иначе решил. Он избирает самых одаренных, закаленных, сильных и способных тружеников: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» Деян.13:2. И они посылаются на новые, далекие нивы.
Скажите, кто знает лучше всего, кого послать и куда, как не сам Господь? Поэтому, возлюбленные, если мы желаем видеть результаты в деле Божьем, тогда первое, что мы должные сделать, это дать Духу Святому главное и передовое место, будь то в наших церквах или же в нашей личной жизни. Дух Божий должен руководить, избирать, назначать и указывать нам какова Его воля и что Он хочет, чтобы мы делали.
И это приводит нас ко второму выводу из нашего текста – как сделать реальным состояние, что бы Дух Божий занимал у нас первое место. Послушайте опять, что говорит наш текст: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал…»
Какое это было служение? Слово это в подлиннике включает молитву: поклонение, хвалу и славословие. Они приносили «Богу жертву хвалы, плод уст», как сказано в послании к Евреям, «прославляющих имя Его» Евр.13:15. Они пели, славили, благодарили, молились и это было служение, которое было приятно Богу.
Как вы думаете, это было потерей времени? Разве они не могли заняться чем-то более полезным? Возлюбленные, дьявол вот как раз эту ложь всегда внушает детям Божьим, что молитва – это трата времени. Если есть чего дьявол больше всего ненавидит, то это молитву.
Подобно сирийскому царю, приказавшему своим начальникам не сражаться ни с малым, ни с великим, а только с одним царем израильским, так силы ада концентрируют все свои усилия против духа молитвы, ибо диавол знает, что молитва веры во имя Иисуса Христа – самое сильное средство церкви Божьей, против него и его царства. Сатана знает лучше многих верующих, что молитва обладает силой ко спасению человеческих душ и покорения зла, и что нет ничего подобного здесь на земле. Вот почему он прибегает к любому способу, чтобы отвлечь нас от молитвы. Он даже убедит тебя, что ты должен трудиться для Господа более ревностно и быть настолько поглощенным работой для Него, что у тебя не будет ни времени, ни сил молиться.
Мы видим это вторжение церковных неотложных дел в молитвенную жизнь апостолов на первых страницах книги Деяния и как они приняли правильное решение оставаться в молитве и служении слова, передав избранным братьям эту ответственность. Апостолы ставили молитву на первое месте, считая ее высшим служением.
Вы помните, как сказано о пророчице Анне, что она «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» Лк.2:37. С каким одобрением говорит о ней Божье Слово. Да, возлюбленные, молитва не только служение, угодное Богу, но она является лучшим служением, какое мы можем принести Ему. Результатом его всегда будет готовность повиноваться Святому Духу идти на дело, к которому Он призывает нас. Молитва, как ничто другое, делает нас восприимчивыми к голосу Духа Святого и способными исполнять Его волю.
Но тут следует сделать еще одно замечание относительно молитвы этих первых христиан. Наш текст ясно указывает на то, что ими было назначено определенное время для молитвы. Иначе говоря, чтобы молитва наша была эффективной, мы должны иметь определенные, назначенные часы для молитвы. Часто слышишь, что молиться следует все время, поэтому не важно иметь назначенное время для молитвы. Параллельно этому можно сказать, что физическое здоровье не зависит от завтрака, обеда и ужина, а только от движения тела и вдыхания им свежего воздуха. Попробуйте пожить без регулярного питания и скоро узнаете, как долго вы так выдержите.
Наш Господь не только наш первый и наивысший учитель относительно молитвы, но Он наш лучший пример. В Евангелии от Луки сказано: «Но Он уходил в пустынные места и молился» Лк.5:16. Вникните в эти слова. Во-первых, Иисус уходил, то есть Он постоянно, регулярно и систематически это делал, у Него была привычка уединяться в пустынные места, где Он молился. И обратите внимание на то, что слова «пустынные места» в множественном числе, значит у Него было не одно такое место для уединения. Не без значения тот факт, что эти слова сказаны о Нем как раз в то время, когда наш Господь был особенно занят в служении. Толпы народа следовали за Ним, их Он учил, исцелял, кормил, проповедовал. Даже не было времени самому поесть. И вот как раз тут сказано, что Христос уходил в пустынные места и молился.
Возлюбленные, если Тот, который с такой ревностью искал уединения для молитвы и будучи Сыном Божьим, не имея ни греха, который нужно было бы исповедовать, ни каких-либо других недостатков, чтобы их оплакивать, если Он, Сын Божий счел нужным систематически уединяться для молитвы и общения с Богом, то что скажем мы, грешные, разбитые пороком и всевозможными недостатками, недугами и ограничениями, насколько больше следует нам быть в присутствии Божьем и регулярно прибегать к Нему в молитве.
О, дал бы Господь уразуметь нам насколько важно, нет, необходимо пребывать много и часто в молитве, чтобы Господь мог совершить Свое дело через нас. Есть души, которые никогда не услышат Благую Весть и не обратятся по той простой причине, что церкви не молятся.
Братья и сестры, придем к Господу, исповедуем Ему наш грех лености и пренебрежения молитвы. Отдадим себя всецело и безоговорочно на это славное служение, чтобы Дух Святой мог бы нам открыть Свою волю. Тогда воистину мы будем сотрудниками самого Бога, исполняя Его повеления и созидая Его царство. Почему сейчас, с Божьей помощью, не решиться, и не поставить молитву на первое место, принося Ему постоянно жертву хвалы и благодарения? Тогда воистину Христос будет прославлен и души найдут спасение через наше свидетельство. Посмотрите на этих первых христиан, куда бы они не ходили и не проповедовали, их служение сопровождалось Господним содействием и последующими знамениями. Почему? Потому что они были способны не только слышать Его голос, но и повиноваться Ему.
Я заканчиваю, но я должен напомнить о самом главном, то, что Христос сказал: «…без Меня не можете делать ничего» Ин.15:5, будь ты чадом Божьим или нет. Без Него ты и молиться не можешь. Но с Ним все возможно, как апостол Павел сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» Фил.4:13. Мой друг, не надейся на свои силы, на свою устойчивость, но надейся на Господа, и Он тебе поможет.
Грешник, и к тебе тоже относятся эти слова. Ты ни на капельку не можешь исправить свою жизнь без Христа. Ты должен придти к Нему таковым как ты есть, исповедовать Ему свои грехи, надеясь только на Его милость и когда ты так к Нему обратишься, то Он тебя спасет и примет в число Своих искупленных. Приди к Нему сейчас. Дай первое место Ему, и ты никогда об этом не пожалеешь.