Во все времена мужи Божии непрестанно пребывали в молитве, полностью сознавая её значение и силу, и понимая, что она столь же необходима для души, как вода и пища для тела. Молясь, человек тем самым свидетельствует, что в смирении признает собственные немощи и доверяет свою жизнь Богу.
Молящийся Христос
Всякое дело во славу Господа непременно нужно начинать с молитвы. Читая Священное Писание, мы видим, что Сам Сын Божий, Иисус Христос, будучи здесь, на земле, находился в постоянном молитвенном общении со Своим Небесным Отцом. После крещения в водах Иордана, когда Дух Святой почил на Нем, Христос отправился в пустыню, где, готовясь исполнить великую миссию, на протяжении сорока дней оставался наедине с Богом в посте и молитве. Накануне избрания двенадцати апостолов Иисус также молился всю ночь. И в Гефсиманском саду в преддверии самого грандиозного события в истории вселенной – Своей заместительной смерти за грехи людей на кресте Голгофы – Он «…находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» Лк.22:44.
В дальнейшем примером Христа руководствовались Его преданные последователи, по молитвам которых Бог сотворил множество чудес. Перед сошествием на них Святого Духа ученики Иисуса молились в течение десяти дней. Когда же наконец наступил день пятидесятницы, они стали единой Христовой Церковью, получившей от Бога силу стать безбоязненной свидетельницей Его любви к грешному миру.
Некоторое время спустя, в ответ на молитвы новорождённой церкви, Господь послал ангела, чтобы спасти апостола Петра из темницы. Нечто подобное произошло и с апостолом Павлом, когда он вместе со своим соратником по имени Сила был заключён под стражу.
«Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» Деян.16:25-33. Так по молитвам верующих другие люди приходят к Богу.
обращение темничного стража
Апостол Петр однажды, пребывая в молитве, увидел отверстое небо и спускающееся к нему большое полотно, на котором находились различные животные, в том числе и считавшиеся нечистыми.
Повелев Петру заколоть их и есть, Господь сказал: «…что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» Деян.10:15, давая понять, что отныне Евангелие должно быть благовествуемо не только сынам народа израильского, но и язычникам.
Пророк Даниил, прочитав слова пророка Иеремии о том, что по прошествии семидесяти лет, проведённых во вражеском плену, иудеи вернутся в родной Иерусалим, взял пост и начал молиться об осуществлении этого Божьего замысла. И вскоре первые сорок тысяч иудеев возвратились на родину.
Те немногие представители еврейского народа, которые жили тогда в разрушенном Иерусалиме, подвергались постоянным нападкам со стороны соседей. Весть о бедственном положении иудеев дошла до их соплеменника Неемии, который в то время был виночерпием персидского царя Артаксеркса. Неемия писал: «И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился пред Богом небесным» Неем.1:2-4.
На страницах Библии записано великое множество молитв верующих, которые следует брать за образец, и да поможет нам Господь сегодня вдохновиться примером Неемии, молитва которого стала предзнаменованием великого дела – восстановления разрушенных стен Иерусалима.
Неемия молился так: «…Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: «если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; когдаже обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое». Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною. Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего (Артаксеркса)…» Неем.1:5-11.
Первое слово в молитве Неемии: «Господи…». Везде, где в Ветхом Завете встречается слово «Господь”, в подлиннике Писания сказано «Иегова». Имя, которое ни один ортодоксальный еврей не смеет даже произнести. Оно слишком свято. Впервые Бог открылся под этим именем Моисею, подтвердив завет, который Он заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом, обещая дать Ханаанскую землю их потомкам. Для того, чтобы это обетование исполнилось, Моисей должен был вывести израильтян из Египта, где они находились в порабощении. Бог открылся с именем Иегова лишь Своему народу, потому что только с Израилем был заключен завет. Исх.6:2-4.
Этим именем Неемия называет Бога, а я убежден, что Иегова Ветхого Завета – это Христос Нового Завета. Иисус Христос – новозаветное имя нашего Господа, и только через Него человек может познать Бога Отца. В Библии сказано: «Он (Христос) есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили, обетованное. Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови«Евр.9:15-18. «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное«Кол.1:19-20. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех…» 1Тим.2:5,6.
Именно Он – тот единственный путь, следуя которым всякий грешник может иметь доступ к Богу. Сейчас Господь готов заключить вечный завет с каждым, кто обратится к Нему в покаянии. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон«Ин.6:37 – говорит Христос. Чтобы прийти к Богу, необходимо принять Его возлюбленного Сына как Спасителя, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» Деян.4:12. Лишь выполнив это условие, мы можем быть уверены, что Бог услышит наши молитвы. Христос обещает: «…если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» Ин.14:13.
О, как должно быть радостно нашему Небесному Отцу, когда Он слышит имя Сына Своего из уст кающегося грешника. Сегодня Дух Святой напоминает нам слова Спасителя: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» Ин.16:24.
Размышляя об этом, я вспоминаю весьма поучительный рассказ времен американской Гражданской войны.
У одного очень богатого человека, банкира, был любимый, единственный сын, который записался в армию Северного Союза. Пока сын воевал, отец начал оказывать помощь молодым солдатам, приезжающим в город, ведь всякий раз, когда он встречал юношу в военной форме, сердце его трепетало. Однако, спустя некоторое время, мужчина стал замечать, что все его средства теперь уходят на благотворительность и совсем не приносят прибыли. Он решил сократить расходы и вернуться к своей основной деятельности. Когда однажды на пороге его кабинета вновь появился изможденный солдат в поношенном мундире, банкир сказал ему: «Друг мой, я очень занят и ничего не могу для тебя сделать. Обратись в соседнюю контору…»
Однако молодой человек продолжал стоять и что-то сосредоточенно искать у себя в кармане. Наконец он передал банкиру засаленный клочок бумаги, на котором простым карандашом было написано: «Дорогой отец! Парень, который придёт к тебе с этой запиской — один из моих лучших друзей. Он был ранен в недавнем бою и отправлен в госпиталь. Прошу, прими его, как самого меня.»
Лицо мужчины в миг просветлело, от равнодушия не осталось и следа. Он отвёз юношу в свой особняк, поселил в комнате сына и обеспечил всем необходимым до полного выздоровления. Ещё раз подчеркну: только приняв в своё сердце Сына Божьего, Иисуса Христа, мы получаем доступ к Богу.
Следующий важный факт, который стоит отметить, возвращаясь к обсуждению молитвы Неемии, заключается в том, что его молитва была буквально «пропитана» Словом Божьим. Неемия употребляет такие выражения: «…Боже великий и страшный, хранящий завет… помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря…», и далее цитирует обетование.
Друзья, во время молитвы, находясь наедине с Богом, вы можете открыть Библию и, если так можно выразиться, как бы напомнить Господу Его обещания. Такой подход дает молящемуся смелость. Апостол Иоанн говорит: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему (к Богу), что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него» 1Ин.5:14-15. Свою волю Господь выразил в Священном Писании, соответственно, и молитва, основанная на гранитной скале Слова Божьего принесёт наилучший результат.
«Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – я и дом отца моего.» Здесь мы видим постоянство Неемии в молитве: «… я теперь день и ночь молюсь пред Тобою…» Бог поощряет терпеливое ожидание, усердие и неотступность человека.
Христос, убеждая Своих учеников, что «…должно всегда молиться и не унывать» Лк.18:1, рассказал им притчу о вдове, которая, проявив настойчивость, смогла получить помощь даже от неправедного судьи «…который Бога не боялся и людей не стыдился» Лк.18:2.
Помимо настойчивости Неемия явил и смирение. Он исповедовал грехи народа своего, причисляя к ним и себя самого. Во всей Библии мы не найдём ни одного слова о грехах Неемии, и все же он говорит: «…согрешили – и я и дом отца моего.»
Пророк Даниил, молясь за иудеев, также говорил: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво…»Дан.9:5. Не приходится удивляться, что Бог щедро благословлял этих столь преданных Ему людей, ведь Он «…гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак.4:6.
Эта истина также находит отражение в одной из притч Иисуса Христа: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей (представитель одного из религиозных течений того времени), а другой мытарь (сборщик податей). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится«Лк.18:10-14.
Молящиеся мытарь и фарисей
Друзья, если мы желаем, чтобы наши молитвы были услышаны, нам необходимо смириться перед Богом. Мытарь вышел из храма оправданным, потому что, не считая себя достойным, надеялся лишь на Божью благодать и милость. Тогда как фарисей, который гордился своими добрыми делами, лишь добавил к собственным грехам надменность и самолюбие. Господь говорит: «Если Я заключу небо, и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровою язву на народ Мой, и смирится народ Мой, (заметьте — это самое первое условие) — который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» 2Пар.7:13-14.
Вместо того чтобы критиковать сложившееся положение вещей, поступим, как повелевает Слово Божее, и, присоединившись к молитве Неемии, скажем: «Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей, и уставов, и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему.» Увидев наше искреннее покаяние, Бог даст нам духовное пробуждение, в котором мы все так нуждаемся.
Ведь грех непослушания Божьему Слову является главным препятствием в молитве. «…если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то, хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас, и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое» — говорит Господь. Грех разлучает нас с Богом, а покаявшись, мы можем вновь воссоединиться с Ним. Псалмопевец Давид утверждал: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» Пс.65:18.
Когда-то моя мама получила письмо от одной женщины, которая писала, что у нее появилось сильное желание приблизиться к Господу, однако после долгих и настойчивых молитв, ей стало казаться, будто бы она, наоборот, все дальше отдаляется от Него. В отчаянии женщина решила спросить Бога, нет ли у неё какого-нибудь неисповеданного греха, и тут же вспомнила, что однажды солгала своей матери. Как видите, Господь ответил, показав ее грех. Христос говорит: «…если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» Ин.15:7.
В заключение хочу напомнить. Неемия имел совершенно определенную нужду, которую четко изложил в своей молитве: «благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего”. Он желал на время получить свободу от занимаемой при дворе должности, и отправиться в Иерусалим, чтобы помочь своим собратьям вновь отстроить разрушенные стены города. Казалось невероятным, что правитель может его отпустить, но Неемия обратился к Богу, Который силён совершить любое чудо, и получил просимое. Да, Господь отвечает нам, когда наши просьбы четко определены.
Однажды, когда Христос, сопровождаемый большой толпой народа, подходил к городу Иерихон, Он услышал, как кто-то кричит: «…Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» Лк.18:38-43. Конкретная просьба – получение исцеления – прославление Бога.
Может быть, кто-то из вас, друзья, подобно этому слепому, мечтает прозреть? Если так — просите Бога, чтобы Он открыл ваши духовные глаза, и вы взором веры смогли увидеть Иисуса Христа, распятого за ваши грехи, и принять Его как личного Спасителя. Пусть это будет ваша первая определенная молитва, на которую вы получите ответ.
Распятие Христа, Джеймс Тиссо