Все религии практикуют молитву! Вера в Бога неразделима с молитвой. В Библии мы читаем: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» Евр.11:6. Верующему в Бога так же естественно молиться, как человеку дышать. Молитва – это его жизнь, его дыхание.
Как Ветхий, так и Новый Заветы полны примеров молитв. Вся Библия дышит молитвой. В Писании даны нам не только примеры молитв, но и повеления, призывы к молитве. Возьмите жизнь Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина, псалмопевца Давида, Соломона, Езекии, Даниила, Неемии, Ездры, Петра, апостола Павла, Иоанна и т.д. Разве их жизнь не является чудом? Почему? Потому что они были мужами молитвы, они верили в Бога.
А наш Спаситель, Сам Иисус Христос, разве Он не является лучшим примером молитвенной жизни? Вся Его земная жизнь была наполнена непрерывным общением со Своим Небесным Отцом. Его учение всегда подчеркивало значение молитвы и давало уверенность молящемуся. Он и положил основу для побеждающей молитвы Своею смертью, дав ею доступ всякому войти в молитве во святое святых, то есть в самое присутствие Бога.
Подлинная молитва там, где молящийся может иметь полную уверенность, что Бог его слышит и возможна только тогда, когда молящийся сроднен с Богом верою в Сына Его, Иисуса Христа. Иными словами, право молиться и ожидать ответы на свои молитвы, может только тот, который принял Христа как своего личного Спасителя. Такой имеет право не только молиться, но и ожидать ответ на свою молитву. А единственная молитва, на которую имеет право грешник, это: «Будь милостив ко мне грешному!»
Однако, и вы и я знаем случаи, быть может вы сами это переживали, что, еще не будучи детьми Божьими, а чуждыми Богу, тем не менее, Он отвечал на ваши молитвы. Это Он делает по Своей великой милости. Но, друг мой, если ты чадо Его и возложил всю твою надежду на Божьего Сына, как своего Спасителя, то знай, что ты имеешь бесчисленное множество обетований, которые Бог дает молящемуся Ему. Слава Ему вовек!
Так же как ребенку свойственно просить у своего родителя, а родителю выслушивать просьбы своего ребенка, то и Богу естественно слушать твою молитву и подать тебе просимое. Для того, чтобы поощрять молящегося, Христос сказал: «…если вы, будучи злы, умеете даяния благиедавать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» Матф.7:11.
Какое значение придает Бог молитве или что думает Бог о молитве? Будем помнить, что мысли Бога не наши мысли, и Его пути не наши пути. «Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» – говорит Господь (Ис.55:9). Многое о молитве нам не понятно, и многое остается для нас тайной, но значение ее мы видим из того, что о ней думает Бог.
Бог не скрыл Свои мысли о значении молитвы.В связи с обращением Савла Тарсянина мы обнаружим интересное откровение по поводу того, что думает Бог о молитве. Слушайте! Бог с удивлением говорит о молящемся Савле Тарсянина, преследователя церкви: «Он теперь молится» Деян.9:11. До сих пор Савл не молился, несмотря на то что был религиозным человеком, по крайней мере он не так молился, чтобы обратить на себя внимание Бога. Но что-то с ним произошло, какой-то переворот, столь потрясающий, что теперь, когда он начал молиться, то Бог должен о нем сказать: «Он теперь молится».
Анания боялся Савла, зная его как ярого гонителя последователей Иисуса Христа, и для того, чтобы убедить его, что он теперь больше не ее враг, Бог прибегает к сильнейшему аргументу, что он действительно чадо Божие, рожденный свыше, а именно, что он молится. Молишься ли ты, мой дорогой друг. Не говори, что ты чадо Божие, если ты не молишься. А если ты когда-то молился, а теперь не молишься, то может в тебе погас огонь молитвы, потому что ты допустил грех в свою жизнь? И грех этот тебя лишает радости и веры в Бога. Враг этим грехом сковал тебе ноги и руки, и ты как несчастный раб под его волей.
Мне припоминается один маленький, но поучительный случай, происшедший в Нигерии, в Африке. Один мальчик работал в доме одного администратора, и его служба состояла в прислуживании за барским столом. Однажды мальчик пошел на базар и увидел на продажи кусок резины внутренней камеры. У двенадцатилетнего мальчика сразу появилась идея: купить эту резину и сделать себе рогатку. Вскоре он сделался отличным стрелком и всегда имел это оружие при себе.
Спустя несколько дней, в обеденное время, когда он закончил свою работу, он вышел на двор освежиться. Обыкновенно в это время, в жарком климате, другие засыпали на час или другой. А как двенадцатилетнему мальчику спать днем? С рогаткой в одной руке, и с камушком в другой, он пошел бродить по двору, как вдруг увидел утку за углом дома. А это была наилучшая утка его господина. Не подумав, он поднял рогатку и пустил камушек прямо в эту птицу. Со страхом он увидел, как утка беззвучно упала мертвой. Виновный испугался, думая, что теперь хозяин его за это строго накажет. Озираясь кругом, он быстро выкопал яму, похоронил утку, и оставил место своей проказы.
На следующее утро повар позвал мальчика и сказал: «Мне нужно дров. Пойди и принеси мне три вязанки дров». «Нет, – ответил мальчик, – я тебе не обязан, это не моя работа, а твоя». «А хочешь, чтобы я сказал хозяину про утку, которую ты вчера убил?» – спросил его повар. «А, что ты знаешь об утке?» – в страхе воскликнул мальчик. «Ты, дорогой мой, не видел, но когда ты убил утку и прятал ее в землю, я в то время сидел на дереве и резал ветки». Услышав это, мальчик побежал за дровами, и с того времени он сделался не только служителем хозяина, но и повара. Его жизнь стала незавидной.
Через две недели, ему полажен был отпускной день. Он оделся в лучшее свое платье и уже направившись к себе домой в деревню, вдруг услышал ненавистный голос повара: «Мальчик, я только что купил некоторые продукты на базаре и хочу, чтобы ты за ними пошел и принес их сюда немедленно». Сколько не протестовал бедный мальчик, что это его долгожданный свободный день и он хочет идти домой, но повар настаивал на своем, грозя: «Хочешь, чтобы я сказал хозяину?» И, разумеется, в тот день мальчик побежал на базар, а не в свою деревню.
Вечером мальчик грустно сидел в своей комнате и оплакивал свою печальную судьбу. Утром он решил пойти к своему хозяину. Придя, он упал на колени и с плачем сказал: «Господин мой, я должен сознаться, что сделал нечто ужасное». «В чем дело?» – строго спросил хозяин. «Я убил твою лучшую утку». И тогда он рассказал, как это случилось и как он ее похоронил. Хозяин был очень тронут его покаянием и сказал мальчику, что, если он действительно сожалеет о своем проступке, то он его прощает.
С легким сердцем мальчик возвратился к своей работе. Скоро он опять слышит ненавистный голос повара: «Мальчик сбегай-ка за дровами!» Мальчик продолжал свою работу, не обращая внимания на приказание повара. Повар рассердился и опять начал ему грозить убитой уткой. Тогда с радостью мальчик повернулся в сторону повара и рассказал, что господин все знает, и его уже простил, а следовательно, он освобожден от притязаний повара.
Да, если я вижу беззаконие в сердце моем, то не услышит меня Господь, но, друзья мои, в то же время будем помнить, что наш Бог любит прощать, Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив. О, припадем к ногам нашего Господа в смирении, осознав наши грехи и Он нас простит и освободит от поработившего греха. «…Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» Иоан.8:36.
Цель врага нарушить твое общение с Богом и когда ему это удается сделать, заманив тебя в грех, он начинает нашептывать злые мысли о Боге. Бог тебя оставил, Он тебя не любит, Он тебя больше не простит. Враг начал клевету на Бога в Эдемском саду, и продолжает это делать до сего дня. Но, дорогие мои, мы имеем доброго и любящего Бога, готового простить в тот самый момент, когда грешник приходит с искренним покаянием к Нему. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его» Пс.31:5,6.
Итак, чтобы понять важность молитву, чтобы иметь дерзновение и непрерывное, сладкое общение с Богом в молитве, необходимо, во-первых, понять характер Бога, понять Кем является наш Бог. Для этого я хотел бы взять четыре общеизвестные слова, которые нам дадут лучшее представление с Кем мы имеем дело в молитве. Слова эти самые обыкновенные, самые употребляемые в нашей жизни.
Первое слово, каждому из нас известное, которое Сам Иисус Христос более всего употреблял, когда Он говорил о Боге, это Отец. Оно говорит нам о силе, связанной с любовью. Отец устраивает жизнь своих детей, он заботится о их нуждах, охраняет и защищает их. Правда, есть отцы не достойные этих качеств, но постарайтесь припомнить самого лучшего отца, которого вы когда-либо встречали в жизни. Представьте себе такого отца, и подумайте, что Бог есть Отец, но Отец бесконечно совершенней, чем тот земной отец, которого вы имеете ввиду. Несомненно, как и я, вы имеете ввиду вашего собственного отца.
Будучи отцом сам, я не мог бы себе представить, чтобы я разрешил какому-нибудь злу коснуться моих детей. Конечно, я ограничен, и не всегда это в моих силах сделать, но тем не менее я буду делать все для меня возможное, чтобы охранять их от зла. Для своих детей я желаю самого лучшего. Но я не могу предвидеть их будущее, я не располагаю средствами, чтобы дать им все лучшее. Я ограничен знанием, что именно полезно для каждого из них, так как все они имеют разные характеры, разные способности и дарования. Я даже ограничен своей любовью, хотя я их безумно люблю. Но, дорогие мои, наш Небесный Отец ничем не ограничен. Его сила, знание, забота о нас, Его терпение, милосердие и любовь не знают предела. Благодарение Ему! Псалмопевец говорит: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» Пс.102:13.
Однако, второе слово еще лучше первого – это слово «мать». Если слово «отец» говорит о силе, о защите, о попечении, то мать есть олицетворение любви – любви высшего рода, долготерпеливой, чуткой, нежной, неизменной. Подумайте, на что готова мать ради своего ребенка? Ведь она уже должна была пройти «долину тени смертной» чтобы дать ему жизнь. И она прошла эту долину с любовью и радостью, и если бы понадобилось она готова была бы пожертвовать собою для сохранения этой жизни. Такова мать.
Теперь подумайте о самой идеальной матери на свете. Большинство из вас, безусловно, думаете о своей родной матери. Да, я имею ввиду мою мать, которая для меня является несравнимой, идеальной, насколько это возможно человеку. На страницах Священного Писания неоднократно Бог сравнивается с матерью, но скажите, разве можно сравнить Бога с самой идеальной матерью во всем мире? Бог бесконечно превосходит земную мать в любви. Он пожертвовал Своего Единородного Сына, дабы вырвать нас из пучины греха и вечного мучения. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» – говорит Господь. «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною» Ис.49:15,16. В Боге соединена сила отца с нежной любовью матери. Он желает для нас более, чего хочет любящая мать своему ребенку.
Третье слово, говорящее нам о Боге, это слово «друг». Тут, конечно, не имеется ввиду то, что часто называется другом. Мы привыкли называть всех наших знакомых друзьями, тут разумеется под словом «друг» иной смысл, тот, кто искренно тебя любит, ни в чем тебя не подозревает, во всем тебе доверяет и всецело предан тебе. Истинный друг любит нас со всеми нашими недостатками, любит неизменно, при всяких обстоятельствах, он верен. Говорят: «Знакомых хоть пруд пруди, друзья наперечет».
Если у вас есть один или два друга, истинных, преданных, то это большое богатство. Сколько есть одиноких людей на свете, которые не знают любви друга. Я слышал об одной организации «Одинокое сердце» которая разыскивает друзей для одиноких. Рассказывают, как один человек заявил им о помощи и выслал свою фотографию. Скоро ему по почта вернула фотографию с подписью: «Мы не так одиноки». Да, есть в мире люди, которых никто не хочет иметь в друзьях.
Но я все же хочу, чтобы вы опять попробовали вспомнить идеальнейшего друга, которого или вы сами знаете, или о котором слышали, имеющего необходимые качества друга, но и в этом случае Бог является бесконечно лучшим Другом. Как Друг, Он желает всего наилучшего тебе. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» 1Кор.2:9.
И последнее слово, раскрывающее нам качества Бога, оно подразумевает еще более тесное общение, чем слово «друг», а именно – слово «супруг». Оно включает самое близкое, интимное общение между людьми, установленное Самим Богом.
Правда, у некоторых людей слово «супруг» искажено, но супруг, как оно должно быть в плане и намерении Божьем для человека, превосходит лучшего друга. Он еще нежнее, заботливее, вернее. Два человека сходятся, и приобретают один план, одни мысли,одну цель. Взяв во внимание самого идеального супруга, представьте, что наш Бог превосходит его. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его…» – говорит пророк Исаия (54:5).
Вдумайтесь в значение всех этих слов, и вы будете иметь более верное представление о Боге, насколько это возможно человеку. Мы сравнили Бога, если вообще возможно Его сравнивать, с тем, что дороже всего для нас здесь, на земле. Но в конечном итоге, наш язык, наши понятия настолько ограничены, что мы не в силах вместить в себя всё представление о Боге. О, возлюбленные, этот Бог ищет общение с тобою и со мною. Какая благодать, чтобы Он искал общение с нами. Станем молиться чаще, ревностнее; будем постоянно пребывать в Его присутствии. Он желает нашего молитвенного общения.
А для тех, которые еще не познали Его, Он желает и с вами иметь общение. Вы можете придти к Нему чрез Его Сына, Иисуса Христа. Мой друг, Он ожидает, когда ты сам придешь к Нему и сознаешься в твоих проступках. Тебе надо сделать, как сделал блудный сын, когда он пришел в себя, то сказал: «Встану, пойду к отцу моему…» Лук.15:18. Сделай это ради Христа.