Насыщение пяти тысяч человек – единственное из чудес, совершенных Иисусом Христом, о котором повествуют все четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
В Евангелии от Марка сказано: "И собрались Апостолы к Иисусу, и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, - отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей" Мк.6:30-44. Это необычайная история описывается также в (Мф.14:14-21), (Лк.9:10-17), (Ин.6:5-13). Внимательно изучив все евангельские повествования об этом чуде, мы заметим, что по ходу развития событий Христос дает Своим ученикам шесть определенных повелений. И в этих повелениях совершенно ясно прослеживается конкретный божественный план, процесс, путь, по которому Дух Святой ведет каждого верующего к кульминационному моменту его жизни, когда он перестает жить для себя и искать славы себе, и вместо этого полностью отдается в распоряжение Господа - становится орудием истины в Его руках, благословляя и поддерживая окружающих.
Итак, Христос говорит ученикам:
1. "Пойдите вы одни в пустынное место..." Мк.6:31
2. "Вы дайте им есть" Мф.14:16, Мк.6:37, Лк.9:13
3. "...пойдите, посмотрите" Мк.6:38
4. "Принесите их Мне сюда" Мф.14:18
5. "Велите им возлечь" Ин.6:10
6. "Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало" Ин.6:12
Давайте постараемся более детально представить, в каких обстоятельствах происходили описываемые события. Для этого прочитаем из девятой главы Евангелия от Матфея: "…ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" Мф.9-35-38. Заметьте, Дух Святой особенно подчеркивает тот факт, что Иисус видел и жалел народ.
Каждый публичный лидер в какое-то определенное время приносил своему народу пользу или вред. К примеру, Адольф Гитлер, используя особый момент в истории своей страны внедрил жуткую политику нацизма, погрузив в кровавое море не только Германию, но и весь мир. Много других ложных героев, вместо исполнения данных ими обещаний, жестоко эксплуатировали и уничтожали людей, стремясь к обретению славы и удовлетворению свои нездоровые амбиции.
"Нарушение заповеди" Анри Камиль Данжер, 1892
Христос же, увидев народ, сжалился над ним и пролил Свою святую кровь ради их искупления.
Господь видел, что люди были “изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря”. Слово «изнурены» в подлиннике Писания несёт в себе значение - постоянно страждущие, изможденные, искалеченные, раздираемые, подобно жертве, терзаемой хищным зверем. Перед всевидящим взором Христа люди предстали в истинном свете: терзаемые и раздираемые грехом, демонами и болезнями. Слово «рассеянны» в греческом подлиннике означает - брошены ниц, повержены, как смертельно раненые воины на поле битвы. Они беспомощны, бессильны что-то изменить, рабы собственных грехов, жертвы дьявола.
Понимая все это, Господь говорит ученикам: "Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою".
Я ничуть не сомневаюсь, что ученики, глядя на ту же самую толпу, видели совершенно другое. Для них, ожидающих восстановления могущества Израиля, популярность Христа была явным признаком начала Его земного царствования. Они не в силах были осознать истинные нужды народа. Но Господь призывает их к молитве, и уже в следующей главе Евангелия мы читаем: "И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь" Мф.10:1.
Позже, совершив весьма плодотворное служение, которое сопровождалось множеством чудес, "…собрались Апостолы к Иисусу, и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили" Мк.6:30. Вероятно, в восторженных речах учеников Господь усмотрел заметное проявление их личного человеческого «Я».
Несмотря на то, что последователи Христа верили в Бога и, будучи научены Самим Великим Учителем, имели довольно основательные духовные знания и чудные результаты в служении, им многого ещё недоставало. У них не было той духовной зрелости, которую верующий человек постепенно обретает в течение всей своей жизни. Чтобы стать истинным благословением для народа, ученики нуждались в смирении, они должны были быть сокрушены духом и «преломлены» в руках Господних, как те пять хлебов. Они были призваны Богом, спасены и одарены силой, однако лишь в «преломлении» происходит божественное умножение. Только тогда, когда человек полностью отдаёт себя в распоряжение Господа, Бог может искоренить в нем своеволие и гордыню, и сделать его способным утолять духовную жажду и голод других людей.
Христос с учениками
Как часто, якобы служа Господу, мы не замечаем, что на самом деле преследуем свои личные интересы в желании достичь собственной славы. Мы радуемся, если Бог благословляет людей через нас, и равнодушны, а порой даже ревнуем, когда Он посылает Своё благословение через кого-то другого. Нам нужно всегда помнить слова Апостола Павла, который говорит, что “…если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" 1Кор.13:3.
Господь совершает Свое святое дело в душах верующих, следуя определённому плану. Бог Сам приводит нас в то особое состояние, когда в нашем слове и деле будет прославляться только Он, и мы действительно сможем стать благословением для страдающего человечества. "Пойдите вы одни в пустынное место..." – велел Христос ученикам, перед тем как явить чудо, насытив пять тысяч человек. В этом повелении открывается один из основных принципов, применяемых Богом в обращении со Своим чадом: любые перемены – будь то какие-то новые жизненные обстоятельства, переживания, испытания – играют весьма важную роль в духовном росте верующего.
Ученики только что возвратились, совершив великое служение, которое потрясло все окрестности: люди каялись в своих грехах и обращались к Богу, больные исцелялись, бесы изгонялись и, казалось, вот-вот настанет Царствие Божие…, и Христос вдруг говорит: "Пойдите вы одни в пустынное место...".
Изменение привычных обстоятельств, разрыв всех наших связей – подобные переживания нелегко перенести, но порой они нам необходимы. В сорок восьмой главе книги пророка Иеремии сказано: "Моав (родственное евреям семитское племя. Согласно Библии, моавитяне происходят от племянника Авраама – Лота) от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих, и не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его и запах его не изменялся" Иер. 48:11.
Здесь мы видим явную аналогию с процессом изготовления вина, который включает в себя несколько этапов. Вино необходимо неоднократно переливать из одного сосуда в другой, и в каждом из них, в совершенно разных условиях, при различных температурах и степени освещения, оно должно отстояться в течение определенного времени и дать осадок. С каждым переливанием вино становится чище, прозрачнее и вкуснее. А если оно застаивается в одной ёмкости, вкус и запах осадка заглушает всё остальное.
Испытания, тяжелые обстоятельства, неожиданные приключения – все это меняет, очищает и обогащает нашу душу. Это божественный метод воспитания человека. Вот в чем смысл первого повеления Господа ученикам: "Пойдите вы одни в пустынное место...".
Для того чтобы чада Божьи обретали духовную зрелость, Господь изменяет обстоятельства их жизни, ведет трудной дорогой, иногда даже позволяя врагам восторжествовать над ними. Таков был путь Иосифа, Иакова, Моисея, апостола Павла и многих других преданных Богу людей. Таким путём пойдёт всякий, кто искренне желает прославить Господа и стать благословением для ближних, выполняя Его благую волю. Верующий должен полностью отдать себя в святые руки Господа, и всегда помнить, что "… любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" Рим.8:28.
Но наверняка среди наших читателей есть и те, кто еще не пришёл к Богу, не пережил возрождения своей души – рождения свыше.
Друг мой, если ты не имеешь уверенности в том, что являешься чадом Божьим, и что твои грехи прощены и омыты кровью Иисуса Христа; если ты подошёл к самому «пустынному» моменту своей жизни, находишься в стеснённых обстоятельствах и не понимаешь, что делать дальше – значит, эти строки ты читаешь не случайно – так Господь стучит в двери твоего сердца. Впусти же Его! Как только ты это сделаешь, твоя жизнь обретёт смысл, ты увидишь перед собой четкую цель, и осознаешь, что впереди тебя ждёт счастливое будущее, ведь теперь ты навеки с Богом, под защитой Его могущества и Его великой любви! Да поможет тебе Господь откликнуться на Его призыв.