В одной из книг Библии — четвертой книги Царств, читаем:«Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам. И человек сей был отличный воин, но прокаженный. Сирияне однажды пошли отрядами, и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» 4Цар.5:1-3.
Услышав это, Нееман отправился к царю Израильскому, думая, что он и есть тот пророк, который снимет с него проказу. Царь Израильский, однако, сильно смутился прочитав рекомендацию сирийского царя, поданную ему Нееманом. Мы читаем, что он разодрал одежды свои и сказал: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу» 4Цар.5:7-11.
Для Неемана это было слишком унизительно и поэтому сказано, что он оборотился и удалился в гневе. «И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он, и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился». Вернувшись к Елисею, он сказал эти знаменательные слова: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля...» 4Цар.5:13-15.
Сегодня обратим внимание на три выражения прочитанного текста: первое – «но прокаженный», второе – «вот, я думал» и третье – «вот, я узнал».
В первую очередь, познакомимся с этим человеком – Нееманом. Сказано, что он был военачальником. Вся Сирия смотрела на Неемана с особым уважением, у царя он был в почете, а враги трепетали пред ним, так как он был отличным воином. И вот, несмотря на его высокое положение и популярность, в нем был один недостаток: он был прокаженным. Ни один врач не был в силах ему помочь. Ни его богатство, ни слава, ни доблестные успехи не могли купить ему здоровья. Ему завидовали все, но в то же время, я уверен, что самый ничтожный раб не поменялся бы своим положения с ним. Ведь он был прокаженным.
Не знаю, видели ли вы когда-нибудь человека с таким заболеванием? Давно, в детстве, когда мы еще жили в Китае, неоднократно там приходилось видеть прокаженных. Почти все они были нищими. Общество от них отворачивалось, родные не хотели их знать, посторонние на улице обходили стороной. Таков жалкий удел прокаженных.
Вспоминаю одного такого прокаженного, который сидел на улице недалеко от нашего дома, прося милостыни. Неоднократно приходилось нам проходить мимо него. К каждому проходящему он бросался к ногам, бился головой о тротуар и жалобным голосом просил подать ему монетку. Жаль было смотреть на этого несчастного человека, но хуже всего было наблюдать отношение к нему людей. Люди или пересекали улицу, отворачиваясь от него, или, если проходили мимо него, затыкая платками свои носы, чтобы не дышать тем же воздухом, которым дышал нищий. Другие бросали ему монеты через улицу и прокаженный, как голодная собака бросался за копейками, подбирая их губами, так как нижние части его рук у него давно отпали. Вид его был ужасный. Части его рук, которые еще остались, казались обрубками сырого мяса, которыми он махал, прося милостыни. Ноги были покрыты открытыми ранами и гноились. Такова картина прокаженного.
Проказа тела ужасна. Те, которые ее видели, знают, что она собою представляет, но проказа греха человеческой души несравненно хуже. Она губит человека не только в этой жизни, но и в вечности. В этом трагедия проказы греха.
Следует отметить, что проказа – опасная болезнь. Ветхозаветный закон требовал, чтобы прокаженный при виде приближающихся людей кричал: нечист, нечист. Кроме того, они должны были жить вне города, как выброшенные из общества. Почему? Потому что проказой можно заразится. Таков и грех. Священное Писание, прообразно рисуя грех, представляет его именно как проказу.
Посмотрите, как человек всякими путями старается прикрыть грех, скрывая его за разными благовидными предлогами, даже религией. За ширмой величия, популярности, богатства и даже общего уважения, таилась проказа Неемана. Именно таковым видит Бог каждого человека без Христа, без Его оправдания. Бог говорит в Слове Своем: «Нет праведного ни одного... нет делающего добро...» Рим.3:10,12, все нечисты пред Ним, начиная с начальствующего в стране до последнего преступника в тюрьме.
Помимо того, в те времена проказа была неизлечимой. Точно также ни культурой, ни образованием, ни наукой, ни каким другим способом, человек не может изменить свою, грехом испорченную, натуру. Да, физически быть прокаженным – это большая трагедия, но быть морально прокаженным – в тысячи раз хуже. Вы можете быть богатыми, знатными, иметь уважение у окружающих, быть в почете у общества, даже в своей церкви и все же, если вы не омыты кровью Иисуса Христа, то ваша греховная проказа приведет вас к вечной погибели, к вечному аду без Бога и без надежды.
Но заметьте, Нееману представилась чудная возможность. В его доме оказалась молодая девушка-служанка, которая верила в Бога и в Его силу. Она сказала жене Неемана, что есть пророк в ее стране, который может помочь ее хозяину. Нееман, услышав это, отправился в Израиль. Когда же он пришел к пророку Елисею, то пророк сказал ему через своего слугу: «Пойди, омойся семь раз в Иордане...». Это слово не понравилось гордому военачальнику и разгневавшись он развернулся, говоря: «Вот, я думал...». Что же он думал? Видите, у него были свои представления. Он думал, что пророк выйдет и устроит особый ритуал для него, возложит свои руки и помолится над ним, а вместо этого, Нееман услышал, пойти омыться семь раз в Иордане.
Однако, одно похвально в этом человеке – искренность и настойчивость. По слову служанки он преодолел триста километров, чтобы встретиться с пророком. У него была вера. Но в то же время в нем была помеха. Он был готов принять совет девушки, но не готов был подчиниться слову пророка. Камнем преткновения была его гордость. Средство, предложенное ему пророком, стало ужасным ударом по его самолюбию. Он ожидал почетного приема, а вместо того, пророк говорит через слугу чтобы он окунулся семь раз в Иордане. Какое унижение! Негодуя, он говорит: «Вот, я думал, что он выйдет, станет, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу».
В этом именно и заключается главное препятствие у большинства ищущих спасения. Они имеют свои предрассудки о том, как Бог должен их спасти. Я еще не встречал ни одного человека, который бы встретился с Богом таким способом как он думал, что спасется.
Человек, желающий обратиться к Богу, должен оставить свои пути и свои предрассудки, и принять без условий Слово Божье, Божьи мысли и Божий путь таким, каким он есть. Благодарение Богу, что разгорячившийся Нееман одумался и послушался совета своего раба, который сказал ему: «Отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист"».
Если бы Елисей сказал ему: поползи обратно в Сирию на руках и коленях, он наверно это сделал бы без колебания. Или, если бы пророк сказал: вернись домой, обойдя всю страну пешком, и будешь здоров, то, несомненно, он бы так и поступил. Или, если бы потребовал большую сумму денег, скажем десять тысяч сиклей золота, то он охотно бы заплатил. Но, чтобы лишь окунуться в реке Иордан семь раз? Это абсурд!
Разумный слуга посоветовал своему господину попробовать это простое средство. Но Нееман еще колебался, думая, не лучше ли окунуться в одной из рек Дамаска, ведь в них вода лучше всех вод Израильских. Но слово слуги все же преодолело, и он наконец решается поступить по слову человека Божия.
Именно тут начала проявляться его вера. До тех пор, пока он оставался на берегу и мерил глазом глубину реки и глубину своего унижения, он оставался прокаженным. Но как только он исполнил слово Господне, его проказа была снята и его тело стало как малого ребенка.
Как часто приходилось слышать людей, говорящих, что, мол, человек не может спастись лишь верой. Вера не достаточна, мы должны что-то сделать. Они считают, что Бог не может принять грешника, пока он не принесет Богу какие-то добрые дела. Бог говорит о наших добрых делах, что они как запачканная одежда, которую Бог должен отвергнуть. Когда Христа спросили, что нам делать, чтобы творить дела Божии, то Иисус сказал им в ответ: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» Ин.6:29.
Я представляю себе, как окунувшись один раз и не видя никакой перемены, Нееман говорит: нет изменения, каким я был таким и остаюсь. Если бы мое положение улучшилось хотя бы на седьмую часть, но, нет, я такой же. Второй раз погрузился и тоже без перемены. Третий раз. Неверие шепчет: чудак, что ты делаешь, ты видишь, все бесполезно. Но вера заставляет его окунуться четвертый раз, пятый и даже шестой раз, а результат все с тот же. Он такой же прокаженный, каким вошел в воду. Люди, стоящие на берегу, наверно, улыбаясь, говорили между собою: видно наш военачальник на старости лет с ума сошел, смотри, что он делает?!
Но Нееман не утратил свою веру, несмотря на отсутствие результата, без улучшения после шестого погружения в воду он в седьмой раз погружается в воду и что же? Он чист. Проказа как рукой снята, на нем новое тело, как тело малого ребенка. Теперь, я думаю, был и смех, и плач, и крик: я чист, я чист! Благодарение Богу! Я чист. Видите, если бы он постепенно очистился, понемножку за каждым разом погружения в воду, то мог бы сказать, что все-таки заслужил свое выздоровление своим старанием. Но получил обещанное не по своим заслугам, а по вере. «Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал», то есть в Иисуса Христа.
И наконец, заметьте, вернувшись к пророку, Нееман говорит: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля...». Да, он узнал, но только тогда, когда верою поступил по Слову Божию. «Не сказал ли Я тебе, - говорит Христос каждому из нас, - что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Ин. 11:40. Сперва нужно веровать в то, что Бог сказал, а потом увидишь.
Ты говоришь, что этот путь слишком легок. Да, но, чтобы исполнить это спасение Богу пришлось отдать Своего единородного Сына, чрез Которого и совершилось это великое дело. Для Него не просто было перенести осмеяние и поругание людей, которых Он пришел спасти. Нелегко было быть оплеванным, избитым и распятым. Нелегко было в момент наивысшего уничижения быть оставленным Отцом Небесным, когда на Него был возложен грех всего мира, включая твой и мой грех.
О, мой друг, что ты можешь еще добавить к этому спасению? Оно было добыто слишком дорогой ценой и потому ты не можешь его заслужить. Бог же его предлагает тебе даром, потому-то Слово Божие и говорит: «...а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» Рим.4:5.
Почему многие продолжают сомневаться, и не имеют уверенности в том, что грехи им прощены? Они не поступают по простоте Слова Божия. Как Нееман, они думают, что есть лучшие воды, чем воды Иордана. Они думают, чем сложнее им покажут путь спасения, тем он будет более правильным.
"Ночь на Голгофе" В.П.Верещагин, 1869г
Взгляни оком веры, мой друг, на Голгофу и там ты увидишь Страдальца, висящего на кресте, на том месте, где должен висеть ты за свои прегрешения. Все, что Он просит тебя сделать — это принять Его дар любви, готовое для тебя спасение. Просто, не правда ли? Но, если ты не примешь его во всей его простоте, то останешься в твоей проказе греха на всегда. О, пусть Господь Сам тебе поможет открыть твое сердце и дать Ему место в нем.