Господь Иисус Христос начинает свою Нагорную проповедь словом «блаженны». Выражаясь современным языком, мы бы сказали «счастливы». «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Мф. 5:3. Какие поразительные слова! Такими словами Христос начинает Свое служение народу. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Как понять это? Кажется, что «нищие» и «Царство» не совместимы. Если ты гражданин Царства, о котором говорит Христос, то возможно ли быть нищим? И тем не менее Христос именно так начинает Свое служение, заявляя, что счастливы нищие духом, ибо им принадлежит Царство Божие. Что Он хочет этим сказать?
«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.» Мтф.5:1
Христос говорит, что Мое Царство, Царство Моего Отца основано на следующем принципе – тот, кто хочет войти в него, пользоваться его привилегиями, тот должен стать нищим. Помните слова Девы Марии, матери Господа нашего Иисуса Христа, когда душа ее величала Господа? Она говорит, что Бог «низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем» Лк.1:52,53. Воистину, богат тот, кто нищ в своих глазах, ничем не может похвалиться, и не считает себя достойным пред Богом. Во всей Библии вы обнаружите эту истину. Бог в Своих отношениях с человеком всегда руководствуется этим принципом. Нищим духом принадлежат богатства Божьи, вот они-то, обладающие истинными богатствами – блаженны!
Сегодня я хочу показать, как эта истина проиллюстрирована в истории ветхозаветного пророка Илии. Во время всеобщего голода Бог повелел пророку пойти в Сарепту. «Встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» 3Цар.17:9.
«По прошествии некоторого времени этот поток (Хораф) высох, ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне…» 3Цар.17:7,8
С человеческой точки зрения это было немыслимо. Как можно ожидать от бедной вдовы во время голода, чтобы она кормила чужого человека? Даже закон требовал особого отношения к вдовам и сиротам, как сказано в Библии: «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» Втор.24:19. Вдовам следовало оказывать снисхождение и щедрость, а не использовать их. Так что повеление, данное Богом Илии, пойти к вдове и просить, чтобы она его кормила – было вопреки всем общепринятым нормам даже среди язычников.
Как вы думаете, что переживал Илия, когда, подойдя к селению, увидел Богом определенную бедную истощенную женщину, собирающую дрова, чтобы приготовить себе и своему сыну последний обед? Он не решается сразу заявить о Божьем повелении, а зовет ее и просит напиться. И лишь когда вдова отправляется исполнять его просьбу, то Илья кричит ей в след: «Возьми для меня и кусок хлеба…». Из ее ответа он понимает, что нищета ее была гораздо больше, чем он мог предположить. Послушайте, как она ему ответила: «Жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это, и умрем» 3Цар.17:12.
Услышав такие слова отчаяния этой женщины, как ни странно, Илия вовсе не смутился. Он отвечает: «Не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня, и принеси мне; а для себя и для твоего сына сделаешь после». Можно сказать, что какой эгоист этот пророк! Разве Божий человек может так поступать? Но посмотрите, что дальше Илия сказал этой бедной женщине, и тогда мы поймем, что он руководствовался именно божественным принципом «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Он говорит вдове: «Ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю». Женщина поверила слову. «И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию» 3Цар.17:14-16. В том, что у женщины никогда не оставалось больше горсти муки и немного масла, виден чудный промысел Божий. Бог делает так, чтобы мы надеялись не на видимое, но на Невидимого. Иногда людям так хотелось бы иметь большой запас, чтобы не беспокоиться о завтрашнем дне. А Христос говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» Мф.6:25. Это сказано членам Его Царства, тем, которым Он сказал: «Блаженны нищие духом…» Как мудро поступает с нами Господь! Когда человек живет в изобилии и имеет успех, как склонен он забывать своего Бога, он надеется больше на свое богатство и удачу, чем на Бога.
Поэтому, мой друг, радуйся даже когда ты, уповая на Бога, располагаешь всего лишь одной горстью муки и несколькими каплями масла. Эта мука и масло никогда не истощатся. Перед твоими глазами будет Божие чудо благословения и умножения. Ты будешь бедным для твоего личного блага, целиком завися от Бога, живя верой в Него. Но в тоже время ты будешь удивительно богатым наследником Царства Божьего, обогащающим других. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» Мф.6:33. А псалмопевец Давид говорит: «Я был молод, и состарелся, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» Пс.36:25.
Мой друг, разреши мне задать тебе вопрос: являешься ли ты гражданином Царства Божия? Если нет, то ты должен прийти к Иисусу Христу с покаянием во всех твоих грехах, ты должен с верой обратиться к Иисусу Христу и принять Его дар спасения. Нищий ничего не имеет, когда он приходит и просит. Он только ожидает милостыни. Так и ты приди к Богу нищим и тогда ты увидишь, что сделает для тебя Бог. Он даст тебе как раз то, что для тебя сейчас непонятно, но в чем ты очень нуждаешься. Да благословит тебя Господь!