«Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» Деян.1:8. Эти слова знаменательны не только потому, что они были сказаны Христом, и относятся к каждому верующему человеку, но и потому, что они были последними словами, сказанными нашим Спасителем здесь, на земле, и потому они заслуживают особого внимания. Это не значит, что они, мол, более вдохновенны, потому что Господь сказал их в последнюю минуту Своего пребывания на земле, но мне кажется, что Он придал им заветное значение. Безусловно, все Писание равно боговдохновенно, однако, в последние Свои слова Христос вложил особый смысл.
Воля Божия состоит в том, чтобы каждое Его чадо стало свидетелем. Притом, чтобы Его посланники имели сверхъестественную силу для возвещения о спасении во Христе. Это было обещано не только апостолам, проповедникам, евангелистам и пресвитерам церквей, но каждому дитяти Божьему в силе Духа Святого для успешного свидетельства о Христе. И если мы этой силы не имеем, то вина не Божья, а наша. Потому что обетование Христово, перед тем как Он оставил землю, было: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.» Лук.24:49 «…вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями…»
Невольно спрашивается, где же эта сила Духа Святого, сила, которая проявляется в свидетельстве Христу? Разве Господь дал это обетование лишь первой церкви, а нам велит без этой силы вести Его дело?
О, возлюбленные, нет, тысячи раз нет. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что в наше время, когда враг особенно свирепствует против истины, мы как никогда нуждаемся в силе Духа Святого. Собственными силами мы не в состоянии исполнить поручение Христа, не можем жить святой жизнью и не можем приводить человеческие души ко Христу. Бог это лучше знает, чем мы, и потому Он желает, чтобы каждый верующий имел полноту силы Святого Духа. Однако, взглянем на факты и признаемся, что в наше время, действительно немного общин и отдельных верующих, которые имели бы силу Духа Святого. За последние годы, что-то весьма серьезное произошло с Христовой церковью. В ней развился, проникающий во все ее члены, духовный паралич, лишая ее главной функции – приводить душу ко Христу.
Если бы меня просили коротко и ясно обобщить причину, почему церковь Иисуса Христа и большинство отдельных верующих, духовно парализованы, бессильны и не имеют устремленности свидетельствовать о Христе другим, я бы ответил очень кратко: мы огорчили Духа Святого. Да, мы огорчили Его тем, что не приняли всего того, что Он желает нам дает; мы Его огорчили неправильным использованием Его силы и даров; мы огорчили неправильным учением о Нем ине меньше, огорчили своим компромиссом с миром. Незаметно, сначала как будто безвинно, даже думая, что этим приведем друзей к Господу, мы согласились на ту или иную уступку, оправдываясь, что это дескать ради дела Божия. В наши общины вкрались люди, которые никогда не имели подлинного опыта рождения свыше, и как Израильтяне когда-то навлекли на себя гнев Божий, допуская компромисс с миром, с грехом и с дьяволом, так и каждая церковь и каждый верующий в отдельности, терпящие зло, навлекают на себя проклятие, становясь бессильными и бесплодными в деле приведения душ ко Христу.
Ярко отмечу отсутствие страха Божия. Как прекрасна и духовно сильна была первая апостольская церковь! О ней сказано, что «был же страх на всякой душе». То есть был страх Божий не только на верующих, но и на тех, которые приходили в соприкосновении с ней, так что «из посторонних никто не смел пристать к ним…, верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин».
Возлюбленные, мы живем в день благодати, в период действия Святого Духа, и в виду того, что в наше время Дух Святой является единственным источником силы для церкви, каждому верующему весьма важно понять, Кто это благословенное лицо Святой Троицы, каковы Его действия и служения, и каково должно быть наше отношение к Нему. Мы только тогда можем преуспевать в духовной области и в Божьем деле, когда наши действия будут подчинены водительству Духа Святого. Поэтому, постараемся углубиться в сущность предмета и, в первую очередь, ответить на вопрос: обитает ли Дух Святой в каждом рожденном свыше человеке? Иными словами, начнем с начала, чтобы понять служение и действие Духа Святого.
Прежде чем ответить на вопрос, обитает ли Дух Святой в каждом возрожденном чаде Божьем, важно отметить то, что действие Духа Святого начинается в человеке еще до его обращения. Слушайте: «И Он (Дух Святой) пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде» Иоан.16:8. Перед тем, как человек раскается, Дух Святой должен обличить его о грехе, ибо только Он может открыть человеку весь ужас совершённого греха. Показав человеку его грех, Дух Святой должен открыть грешнику Иисуса Христа, как единственный путь спасения, открыть ему, что прощение и омытие его грехов может совершить только один Христос, и наконец Дух Святой открывает грешнику, поверившему во Христа, что Христос является его оправданием. Это если коротко говорить о служении Святого Духа в человеке, рожденном свыше.
Таким образом, рождение человека свыше производит Дух Святой и только Он один. Дело Духа Святого – прославить Христа, указать на Христа и совершить дело спасения в душе человека, которое совершил Христос на Голгофе.
Никодим, будучи учителем Израиля, или как бы мы его назвали на языке нашего времени религиозным лидером, совершенно не понял значения духовного рождения. Когда Иисус ему говорил о рождении свыше, то Никодим это понял как повторение плотского рождения и тогда Христос сказал ему: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…» и чтобы еще раз подчеркнуть, что рождение свыше происходит от Духа Божьего, Христос добавляет: «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» Иоан.1:5,6. Никодим и каждый из нас должен знать, что для того, чтобы наследовать Царство Божие, мы должны родиться от Духа Святого, ибо «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» Иоан.6:63.
Родившийся свыше человек, родившийся от Святого Духа, делается не только новым твореньем во Христе Иисусе, но становится тем самым храмом или сосудом, в котором теперь обитает Дух Святой. Конечно, то, что Бог вездесущ – является неоспоримой истиной, «ибо мы Им живем и движемся и существуем«, но смысл обитания Святого Духа заключается в том, что Бог присутствуя в ином образе, теперь непосредственно взаимодействует с человеком.
Дав Адаму физический облик, Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть тем самым наделил его также Духом Божьим, Которого он лишился при своем грехопадении, и не только он, но и все его потомство, весь род человеческий. Лишение же Духа Божия оставило человека в духовной темноте и смерти. Поэтому, невозрожденный человек не может принимать того, что от Духа Божьего. Не может покориться закону Божьему, не может Иисуса назвать Господом, не может угождать Богу, не может приносить духовный плод и не в силах принимать Духа истины, и все это потому, что Дух Божий отсутствует в нем, что делает его духовно мертвым.
Если так обстоит дело с невозрожденным человеком, тогда совершенно противоположно состояние человека, рожденного от Духа, ибо он сделался причастником Божеского естества, в нем обитает Дух Божий. «Соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)» и потому апостол Павел настойчиво напоминал каждому верующему в Коринфе, спрашивая их: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога и вы не свои?» 1Кор.6:17,19. Апостол обобщает здесь всех верующих Коринфа, не делая между ними различия, говоря всем, что они храм, в котором обитает Дух Святой. Этот факт относится не только к тому времени и к верующим Коринфской церкви, но и к нам. Ибо «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Новозаветный христианин отличается именно тем, что Дух Святой живет в нем.
Некоторые читающие Евангелие могут возразить этой истине, об обитании Святого Духа в каждом верующем, приводя в пример 19-ую главу Деяния Апостолов, где сказано: «Павел, прошед верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать«.
Первое и главное, что следует отметить относительно учеников, находящихся в Ефесе, это то, что, до прихода к ним Павла они не были верующими в новозаветном смысле этого слова. Они были крещены Иоанновым крещением и надеялись на закон, не зная о спасении по благодати, которое совершил Иисус Христос на Голгофском кресте. Поэтому апостол Павел и спрашивает их: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Апостол Павел, как это совершенно очевидно, не сомневался, что если они были бы верующими, то были бы причастниками Духа Святого. Они же ему ответили, что даже и не слыхали, есть ли Дух Святой, и тогда, в 4-ом стихе мычитаем, что апостол Павел указал им на Иисуса Христа и услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса.
Факт, что они в тот момент, то есть до крещения во имя Иисуса Христа, приняли Духа усыновления и были Им запечатлены, мы видим из послания апостола Павла тем же верующим в Ефесе: «В Нем (во Христе) и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (1:13). Они были запечатлены в тот самый момент, когда уверовали в услышанное о Христе. Запечатлевать означает наложение печати и является доказательством, что вещь принадлежит владельцу печати. Верующий является собственностью Бога, и Бог их знает потому, что Дух Божий живет в них.
Итак, возлюбленные, каждое дитя Божие имеет Дух Божий, ибо: «…кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» Рим.8:9. Однако Дух Божий, поселившийся в нашей храмине, теперь желает полностью в нем распоряжаться, Его задача восстановить в нас образ и подобие, которое мы лишились в Адаме.
С Божьей помощью я хотел бы продолжить начатую тему о Духе Святом в следующей беседе, однако, в заключение, для тех, кто еще не приняли дар спасения во Христе Иисусе, в которых еще не обитает Святой Дух, я хотел бы при помощи одного примера показать как грех меняет человека, как он выглядит пред Богом без Христа.
Великий художник Леонардо да Винчи в течение долгого времени работал над знаменитой картиной «Тайная Вечеря.» Ему необходимо было изобразить лик Христа, и он долго подыскивал подходящую для этой цели натуру. Наконец он встретил одного певца в большом соборе, чьи черты ему очень понравились, и пригласил его к себе в мастерскую. Прошли годы труда над этой картиной. Почти все апостолы уже были изображены, оставалось нарисовать Иуду-предателя. Ему снова понадобился соответствующий образ. Великий мастер ходил по улицам Рима и внимательно разглядывал встречающиеся лица прохожих. Наконец, он остановил свой выбор на одном человеке. Отвратительный нищий в грязных лохмотьях, с жестоким выражением лица, стоял на углу улицы. Он тотчас же согласился на предложение художника пойти позировать для картины. Когда Леонардо в своей мастерской начал внимательно всматриваться в черты лица незнакомца, кисть выпала из его руки, оказалось, это была та же личность, с которой он некогда рисовал лик Христа! Порочная жизнь исказила до неузнаваемости когда-то прекрасное лицо; грех наложил на него свою печать и превратил в жалкий образ жертвы развратной жизни.
«Тайная вечеря», фрагмент, 1498г, Леонардо да Винчи
Возлюбленные, такова картина жизни падшего человека. Теперь же Дух Святой желает положить Христову печать на тебя, мой друг, и восстановить Его образ и подобие в тебе. Прими Христа как своего Спасителя, Избавителя и в тот Самый момент, блаженное, третье лицо святой Троицы, Дух Святой, вселится в тебя, и ты станешь Божьим храмом. Это чудо возрождения – из падшего, извращенного грехом творения, уверовавший человек может верою стать в Иисуса Христа Его сыном, отражая Его образ и подобие. Прими мой друг, этот чудный дар Христова спасения.