«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» Иоан.7:37-39.
Неоднократно в наших беседах мы отмечали, что в великом деле нашего спасения участвуют все три лица святой Троицы: Бог-Отец инициатор нашего спасения, Он возлюбил грешника; Бог-Сын умер и воскрес ради нашего оправдания; Бог-Дух Святой возрождает грешника к новой жизни. Жертва Христова как умилостивление за грех, совершенная на Голгофе раз и навсегда. Христос совершил ее для каждого из нас, она полностью удовлетворила справедливость Бога и дает верующему в Него окончательное спасение, к которому добавлять ничего больше не нужно. Это дело Христа. Дух Святой, с другой стороны, имеет Свое определенное служение в деле спасения.
В первом послании Петра мы читаем, что «во дни Ноя… немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (3:20). Вернее сказать, не «от воды», а «посредством воды.» Таков правильный перевод греческого слова «диа». Воды, которые потопили непокорных, безопасно несли Ноев ковчег. В спасении Ноя играли два фактора: вода и ковчег. Так, возлюбленные, и в нашем искуплении участвуют Дух Святой и Христос.
В нашей сегодняшней беседе я хотел бы взять один из многих символов, употребляемых в Писании, и говорящие прообразно о Духе Святом. Этим прообразом третьего лица святой Троицы является вода. Вода, помимо того, что она символизирует Слово Божие, тоже говорит нам о Духе Святом. «Кто верует в Меня, — говорит Христос, — у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого…»
Мы редко сегодня слышим в наших общинах здравое учение о Святом Духе, соответствующее тому, что говорит слово Божие о Нем и о Его функциях. С другой стороны, есть верующие, которые говорят, что они верят в Духа Святого, но или пренебрегают Им, или же их духовные глаза слепы к этой основной истине евангельской веры. Заметьте, что в третьей главе книги Неемии упомянуты десять ворот. Десять, это число совершенства, как например десять заповедей закона Божьего. Удалите хоть одну из этих заповедей и весь закон больше не будет совершен. Пренебрегая третьим лицом святой Троицы и Его суверенным действием в жизни христианских общин, мы лишаемся того необходимого елея, которого не хватило пяти неразумным девам, вышедшим на встречу Божественного Жениха. Грех неразумных дев был не убийство, не воровство или кощунство, но грех пренебрежения. Ни этот ли грех губит современную церковь? Потому, возлюбленные, я подчеркиваю еще раз значение Водяных ворот из книги Неемии, говорящих о служении Духа Святого, как в нашем личном хождении пред Богом, так и в жизни наших общин.
Пять разумных дев и пять неразумных.
Мы имеем в Ветхом Завете яркую иллюстрацию, которая говорит на эту тему. В 77-ом Псалме мы читаем: «Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи.» Здесь псалмопевец вспоминает случай, когда Бог удовлетворил жажду Израиля в пустыне. Апостол же Павел более ясно поясняет этот случай говоря: «И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» 1Кор.10:4.
Слово «ударил» в 20-ом стихе 77-го Псалма имеет более сильное значение в подлиннике. Это же слово мы находим в книге Исход, где сказано: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской…» (12:29) Это слово имеет двоякое значение: умертвить и навести суд. В книге Левит мы тоже читаем: «Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то Я пойду против вас, и поражу вас всемеро за грехи ваши.» (26:23-24) Когда камень в пустыне был поражен, тогда потекли воды и полились ручьи. Да, наш великий Пастырь был поражен, приняв на Себя осуждение, должное нам. (Зах.13:7) «…за преступление народа Моего претерпел казнь» безвинный Христос (Ис.53:8). Он был наказан, чтобы приобрести нам прощение, поражен, чтобы обогатить нас бесчисленными благословениями, чтобы «…потекли воды, и полились ручьи.»
Только после поражения камня потекли воды, так точно и после смерти Христа и Его воскресения верующие в Него стали причастниками Святого Духа. Псалмопевец говорит: «…потекли воды, и полились ручьи», это напоминает нам о том факте, что в начале, при уверовании, потекли воды Духа Святого и при исполнении Духом Святым полились ручьи. Мой друг, как обстоит дело с тобою, полились ли ручьи Духа Святого в твоем внутреннем человеке или же ты довольствуешься лишь каплями? Сегодня Господь предлагает тебе, а не только апостолам, полноту Духа Святого. Вам нет надобности жаждать, когда колодезь Христа полон живой воды. Вы помните тот случай, когда Авраам должен был выставить из дома служанку Агарь с ее сыном Измаилом. Встав рано утром, Авраам дал Агари и отроку хлеба с мехами воды и отпустил их. Прошло немного времени странствования в пустыне, мехи стали пусты. Думая, что сын ее умрет, она оставила отрока под кустом и пошла, села вдали, на расстоянии. Тут Агарь начала молиться и плакать. «И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, и наполнила мех водою, и напоила отрока» Быт.21:9-I9.
Какая большая разница между сосудом и колодцем, и все же многие довольствуются мехами прошлых благословений. Помимо опыта спасения и крещения Духом Святым Господь имеет много других обетований и свершений для Своих искупленных детей. Многие из нас, как та женщина Самарянка, в неверии говорим Христу: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая?» Иоан.4:11. Брось сомнения и неверие, воздай Ему славу, веря, что Он, хотя колодезь и глубок, но может наполнить наши сосуды живою водою Духа Святого! Самарянка, которая пришла с ведром ко Христу, ушла с источником воды живой, текущей в жизнь вечную. Следует также отметить, что женщина оставила свой водонос, получив колодезь Христов. Слава нашему Господу!
Мехи нашего прошлого опыта и деяний со временем высохнут, но источник нашего Господа никогда не истощится. Род Израиля, который вышел из земли Египетской дальше пустыни не прошел из-за своего неверия. Им Моисей сказал: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал ее при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется» Втор.11:10-12.
Вошел ли ты в эту обетованную землю, мой друг? Заметь, что только следующее поколение наследовало обетованную землю: старая наша натура не способна наследовать обетования. Египет – прообраз мира сего и пьющий воду его, возжаждет опять, а кто будет пить воду земли Ханаанской, которая прообразно говорит о жизни в Духе, тот не будет жаждать вовек. Посмотрите, чем наполнена земля Ханаанская: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь» Втор.8:7-10. Всё обилие этой стране, имеет глубокое духовное значение, однако достаточно указать, что эта картина жизни верующего, исполненного Духом Святым. Христос сказал: «По плодам их узнаете их» Матф.7:16. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» Гал.5:22,23.
Как часто мы поем этот гимн не продуманно:
«Страны богатства я достиг: И мед, и хлеб в моих руках;
В стране той вечный день горит, Там ночи мрак навек забыт.
Спаситель мой идет со мной, Общенье мне дает с Собой;
Меня рукой ведет Он Сам Чрез край богатства к небесам.
Деревья в той стране цветут И аромат повсюду льют;
Везде журчит волной вода, Цветы не вянут никогда.
И ветерок, лаская слух, Несет с высот чудесный звук;
То песня ангелов святых, Поют о счастье душ людских.
Затем припев:
О, чудный край, приют сердец! Стою я на горе твоей,
Смотрю я в даль седых морей, И там в лучах блестит дворец;
Я вижу берег неземной, Свет неба и свой дом родной.
К сожалению, многие поющие этот гимн и другие подобные ему, не знают о чем они поют. Они не только не вступили в эту страну богатства, но даже издалека ее не видели. Когда Халев, один из верных соглядатаев, вернувшись с доброй вестью о Ханаанской земле, по прошествии многих лет спросил свою дочь, что ей дать, и она ответила: «Дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние» И.Нав.15:19. Так и наш Божественный Халев, Иисус Христос, предлагает нам Духа вдвойне: «источники нижние» – Его усыновление, которым мы взываем: «Авва отче», и «источники верхние» – Его силу над грехом и силу быть Его свидетелем.
На одной библейской конференции верующий брат, бывший адвокат, рассказал свое свидетельство: «Вскоре после моего обращения к Господу, спустя всего три недели, а это произошло тридцать лет тому назад, я проходил витрину одного магазина и остановился посмотреть на гравюру, изображающую пророка Даниила в львином рве. Пророк, стоя с обоими связанными руками, отвечал на вопросы царя.
В то время я одного смертельно боялся, – продолжал бывший адвокат в своем свидетельстве, – это вновь впасть в грех. Он рассказал, что раньше сильно пил без меры. Один вид пивной приводил его в такой страх, что он в таких случаях всегда пересекал улицу. Бывшая страсть к пьянству и страх впасть в этот грех мучили его день и ночь. Никто тогда ему не говорил о силе Христа, о силе Духа Святого, которые могли бы его удержать от падения.
Глядя же на эту гравюру, в сердце искушаемого вдруг вспыхнула надежда, и он сказал: ведь эти львы – мои старые привычки и грехи, но Бог, Который силен был «заключить пасти львов», может укротить и моих львов. Возле этой витрины, Бог дал ему чудную победу. Всего несколько часов до этого он отказывался идти на христианское собрание в другую часть города, боясь, что бары по дороге собьют его с пути. Теперь же, получив силу в Господе, он решительно пошел без всякого страха.«
Вода не случайно употребляется как символ Духа Святого, нет, но с определенной целью. Многое производится водою и ее необходимость каждому из нас известна. Только подумайте, что третья часть нашего земного шара покрыта водой и ее потребность неоспорима. Таким образом, заметьте, в первую очередь, что вода необходима для жизни человека, животного и растения. Отсутствие воды означает засуху и смерть. В духовной области Дух Святой играет ту же роль, что вода в видимой области. Посеянное семя в землю, которая не орошается водою, непременно умирает, так и в духовной жизни: буква убивает, а дух животворит. Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Иоан.3:5. Тут вода и Дух имеют одно и то же значение, а не как некоторые предполагают водное крещение. Такой оборот речи часто можно найти в Священном Писании, и это делается для того, чтобы подчеркнуть какую-нибудь истину.
Отметьте также, что помимо того, что вода дает жизнь, она же дает возможность растениям расти. Вилдад спрашивал страдальца Иова: «…растет ли камыш без воды?» (8:11). Мы тоже можем спросить: как христианину расти без Духа Святого? Ответ каждый из нас знает, что христианину также невозможно расти без Духа Святого, как растению без воды. Апостол Петр пишет: «Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» 1Пет.2:1-3. Мы не можем отделить слово Божие от Духа Святого, также как невозможно отделить хлеб от воды. Одно необходимо другому, чтобы процесс возрастания продвигался вперед. Тот, который пренебрегает Словом Божьим, ссылаясь на якобы особые личные откровения, обязательно попадет на ложный путь, и если не смирится и не покается пред Богом, то это кончится духовным падением. А с другой стороны, тот, кто говорит, что ему одного Слово достаточно, пренебрегая Автором Слова – Духом Святым, высохнет как кустарник в пустыне. Мы тогда даем Духу Святому орошать нас самих и окружающую нас среду, когда сердца наши чисты и омыты кровью Иисуса Христа.
Помимо того, что вода дает жизнь, сохраняя и развивая жизнь, вода также поднимает. Дух Святой имеет двоякое влияние на человека: или человек под действием Духа Святого ожесточается, или же он смягчается. К примеру, воды, пролившись во дни Ноя, оказались ему и всему ковчегу средством спасения, так как вода их несла и подняла на горы Араратские. А люди, не поверив проповеди Ноя, погибли от воды. Я всегда боюсь за тех, которые откладывают постоянно свое спасение. С каждым днем их сердца все больше и больше ожесточаются, и наконец придет день, когда они больше не услышат нежного голоса Святого Духа.
Однажды в Японии перегружали большой медный колокол с небольшой баржи на корабль и произошла авария: у подъемного крана порвался канат и дорогой, исторический колокол, погрузился в воду. Всячески старались его оттуда поднять, но ни подъемный кран, ни другие машины не в силах были вытащить этот колокол из вязкого дна. Среди наблюдателей был один грузчик-японец, который предложил еще один способ. Его решили выслушать, так как все было безрезультатно.
«Мы используем ту же воду, в которую погружен колокол. Мы сделаем это таким путем: достаньте мне бамбуковые трости, и я буду их подкладывать под колокол.» Некоторые засмеялись, но другие, хотя и сомневались в практичности этого метода, нехотя принесли бамбуковые трости грузчику. Последний с двумя тростями в руках нырнул в воду. Через две минуты японец показался на поверхности воды, но без бамбуковых тростей. Он их подложил под увязший колокол на дне моря. До позднего вечера японец нырял с бамбуковыми тростями и подкладывал их под погруженный колокол. Все казалось безрезультатно. Следующий день грузчик опять начал нырять и так он продолжал пока не подложил свыше восемьсот тростей, как вдруг на поверхности воды начали появляться пузыри. Скоро за пузырями появилась верхушка колокола, а потом уже весь колокол.
Так, возлюбленные, и мы должны спасать погибающих в грязи грешников, стараясь постоянно достигать их своим свидетельством, Словом Божиим, любовью, вниманием, поднимая из пучины греха, полагаясь на Святого Духа. Да, Дух Святой может поднять грешника выше всего земного и греховного.
И последнее, что я хочу сегодня сказать, это то, что вода освежает и удовлетворяет жажду. Псалмопевец говорит: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (41:2,3). «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (б2:2). О, возлюбленные, я рад, что поток Божий полон воды. Он полон и для верующего и для грешника, и вполне может удовлетворить жажду каждого из нас. Христос сегодня тебе говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Который имели принять верующие в Него.»
Я хочу спросить тебя, мой верующий друг, довольствуешься ли ты только начатками, то есть залогом Святого Духа, или же Его полнотой? Слово Божие говорит: «…исполняйтесь Духом» Еф.5:18. Мы должны повиноваться сему повелению так же, как например: не кради, не убий и т.д. А тебе, мой друг, еще не познавший Христа, Он также велит придти к Нему и пить эту живую воду Святого Духа: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей…»
Приди, мой друг, сегодня, с простой, детской верой и пей, и ты больше не возжаждешь. Слава Ему вовек!