Ярл Николаевич ПейстиОдного тебе не достает

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21. Не удивительно было бы, если бы Христос сказал: многого тебе еще недостает. Но то, что Господь сказал «одного тебе недостает», заставляет нас серьезно задуматься.

Известный евангелист Кэмбел Морган, посещая в начале 20-го века церкви Америки, в одной из них до начала богослужения предложил пастору, чтобы спели гимн. Объявив номер гимна, он услышал слабые звуки ручной фисгармонии, несмотря на то что в этой церкви был огромный орган.

- Что случилось с большим органом? - спросил Кэмбел у пастора.

- Ничего! - ответил пастор.

- Почему же тогда на нем не играют?

- Друг мой, недостает одного, - ответил пастор, - у нас нет органиста!

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21.

Единственный недостаток? Замечательный инструмент, хорошо настроенный, который мог бы издавать прекрасные звуки. И вот, он безмолвствует, потому что недостает одного единственного - рук музыканта!

Другой случай. Человек зашел в автосалон, в котором были представлены новые автомашины. Осмотрев самые разные модели, он все никак не мог решить, на какой остановиться. Ведь не каждый день покупаешь новую машину, такая возможность представляется один-два раза в жизни, да и то не каждому.Посоветовавшись с женой по телефону, а это забирает немало времени, покупатель наконец-то сделал свой выбор на хорошей машине. Но перед тем, как подписать договор, он попросил разрешения немножко проехать на ней. Но уже подходило время к закрытию салона. «Я очень извиняюсь, - сказал менеджер, — но уже конец дня и наш механик ушел, а нужно подсоединить аккумулятор, подлить бензин, проверить шины и сделать кое-какие другие регулировки». Покупатель и продавец стояли рядом с совершенно новой автомашиной и на первый взгляд казалось, что все в порядке. Прекрасная машина, но недвижимая. Недоставало одного - мастера, который мог бы сделать все необходимое,чтобы привести машину в рабочее состояние.

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21.-2

Одного тебе недостает! О, как весомы эти слова и вместе с тем в них столько трагизма! Одного тебе недостает! Для того, чтобы лучше понять смысл этих слов нашего Господа, необходимо поближе познакомиться с молодым человеком, с которым Иисус разговаривал. Мне прежде хотелось бы обратить ваше внимание на отличительные черты характера этого юноши.

Прежде отмечу чуткую душу юноши, привлекающую нас к нему. Мы замечаем это в том, с какими словами он обращается к Христу: «Учитель благий!» Мк.10:17. Он отзывчив ко всему доброму, чистому, святому. Нет, это не был какой-нибудь легкомысленный юноша. Он обнаружил в Иисусе что-то не присущее нашему миру, что-то сверхъестественное, божественное, святое.

Помимо этого, юноша был мужественным человеком. Он относился к разряду высокопоставленных израильтян, среди которых Христос не был популярен. С самого начала служения Иисуса они не просто критически относились к Нему, но пошли на открытый конфликт с Господом. И несмотря на это, увидев святость, доброту и благость Христа, юноша мужественно говорит: «Учитель благий!»

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21.-3

Невозможно также отрицать и того, что этот юноша был человеком глубокого смирения. Сказано, придя к Иисусу, он, подбежав, пал на колени пред Христом. А ведь даже в восточных странах, знатные люди не снисходили до того, чтобы приветствовать простолюдина. Христос же был обычным бывшим плотником, ставшим странствующим учителем, и притом из Назарета. Об этом поселении говорили: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Ин.1:46. И тем не менее, этот богач юноша, занимавший высокое положение в обществе, падает пред назаретянином Христом на колени и говорит: «Учитель благий!» Да, он обладал и мужеством, и смирением. И тем не менее, взглянув на него, Иисус сказал: «Одного тебе недостает...».

Тут следует отметить, что этот юноша не просто был хорошим человеком, честным, скромным, мужественным. Он был человеком с безупречной репутацией и с незапятнанным прошлым, когда Христос перечислил заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать, то юноша мог ответить: «Учитель! все это сохранил я от юности моей» Мк.10:19,20.

Может некоторые отнесутся к его словам скептически и скажут, что в данном случае он решил похвастаться, приукрасив себя. Я лично убежден, что он не преувеличивал, но сказал так как было. Заметьте, что сказано сразу же после этого: «Иисус, взглянув на него, полюбил его...» Христос не сказал ему «ты лжешь», нет, Он полюбил его. Перед Христом стоялвысоконравственный, мужественный, искренний человек и необычно кроткий.

Однако, это отнюдь не означает, что Христос не любил бы его, окажись он нарушителем всех шести перечисленных заповедей, ничего подобного. Христос любит и таких, и может спасать их. Но Он полюбил юношу за его искренность и чистоту, за святой порыв к вечной жизни, за его мужество, за его жажду вечного и прекрасного.

Помимо уже перечисленных добрых качеств в характере юноши, следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство в жизни этого молодого человека. Он был объят добрыми порывами и стремлениями к самым высоким целям. Посмотрите, с каким вопросом пришел он к Иисусу: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Мк.10:17. Несомненно, он стремился к жизни духовной, к жизни Божьей!

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21.-4

Ясно, что этой жизни он еще не нашел. Он ее искал. Он ощущал какую-то пустоту, чего-то ему недоставало. Он был богатым человеком, но все, что он имел на земле не удовлетворяло его внутреннюю жажду. Все, что было ему доступно, не удовлетворяло его. Он искал жизнь с избытком, он искал Бога!

Даже его безупречная репутация не приносила ему того удовлетворения, которого жаждала его душа. Юношачувствовал какое-то мучительное чувство вакуума, сознавал, что он не животное, которое удовлетворяется пищей. Понимал, что он человек - существо вечное, созданное по образу и подобию Божью, что не хлебом одним он живет, но и тем, что Божье. По этой-то причине он и обращается ко Христу: «Все это сохранил я от юности моей;чего еще не достает мне?» Мф.19:20.

Да, он признавал, что несмотря на обладание этими добрыми качествами, которыми немногие могли похвалиться, и большим богатством, и популярностью, он все же ощущал отсутствие чего-то очень важного и поэтому спросил Иисуса: «Чего еще недостает мне?» Он искал того, что не могли дать ни деньги, ни образование, ни власть, ни популярность, ни высокоморальный образ жизни, ни религия. Он искал жизнь, он искал Бога! Иисус знал это, и потому сказал ему: «Одного тебе недостает...».

Попытаемся понять значение этих слов. Заметьте, что когда Христос спросил юношу об его отношении к закону, то он упомянул лишь часть заповедей из десяти. Эти шесть заповедей непосредственно касаются отношений между людьми, и тут юноша мог сказать, что «все это сохранил я от юности моей». Но именно после этого он переспрашивает: «Чего еще недостает мне?»

Христос не упомянул первые четыре заповеди, которые отражают отношение человека к Богу. Но что сказал Христос юноше? «Одного тебе недостает...» Великий Врач направил Свой перст на то единственное, чего недоставало - живого и правильного отношения к Богу. Чаще всего, недостаток или преграда выражены в каком-либо внешнем обстоятельстве. У юноши этот недостаток выражался в его богатстве. Оно мешало ему не потому, что богатство, само по себе, является злом, нет. Оно может послужить и к добру, в зависимости от того, кому мы служим. Если богатство властвует над тобой, тогда оно непременно погубит тебя, а если твое богатство находится под Божьим контролем, оно может принести много пользы. Здесь встает самый главный вопрос: кому мы служим? Кто или что является нашим властелином?

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21.-5

В случае с юношей, не он властвовал над богатством, а оно властвовало над ним. Он поклонялся богу богатства, мамоне. Золото и серебро обеспечивали ему популярность и положение в обществе, оно оказалось его богом. И Христос выявляет, в чем заключался его недостаток. Молодой богач не служил истинному Богу, не поклонялся Ему, не следовал за Ним. Как опытный врач Христос ставит верный диагноз. В последних словах, обращенных к юноше, Господь говорит именно о том, чего ему недоставало: «...следуй за Мною» Мф.19:21. Служи Мне, дай Мне быть твоим Господом, твоим Властелином! Иными словами, этот юноша еще не нашел своего Вождя, своего Царя. Он не имел истинного Начальника. Он служил ложному богу, мамоне.

Возвратившись к началу, мы обнаружим, что, когда юноша пришел к Иисусу, он сказал: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Христос ответил ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» Мф.19:16,17. Кажется, непонятно, почему Христос задал такой странный вопрос? Этот вопрос кажется нам странным и потому, что задал его Иисус Христос, а ведь Он Сын Божий. Смысл этого вопроса может быть двояким. Одно из двух: или же Христос сказал: Я не благий, или же Он сказал: Я Бог! Это не праздный вопрос, и ответ на него мы найдем в том случае, если внимательно проанализируем происшедшее. Заметьте, что всякое лжеучение начинается с того, что люди вырывают из контекста какой-нибудь стих. В данном случае, для того чтобы правильно понять слова Христа, необходимо рассмотреть их в контексте всего того, что было сказано Господом при встрече с юношей.

Если бы Христос не был благим, если бы Он не был Богом, то Он не мог бы требовать, чтобы человек подчинился ЕмуПослушайте, что сказал Иисус юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» Мф.19:21. Пойди, раздай, приходи и следуй! Иначе говоря, оставь своего идола мамону и служи Мне!

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21.-6

Вы поняли, что Христос ему говорит? Если ты действительно веришь, что Я благ, как ты сам это сказал, а благ только один Бог, то оставь ложного бога, мамону, которому ты сейчас служишь и служи Мне - следуй за Мною. Ведь ты сам признал Меня Богом, так свергни бога богатства. Сделав это, приходи, и следуй за Мною. Кто кроме Бога мог предъявить человеку подобные требования? Одно из двух: или же Христос был самым большим обманщиком из всех, каких только видел этот свет, или же Он был Богом.

Существует немало людей, которые говорят: да, вне всяких сомнений Христос был великим и добрым человеком, но это не значит, что Он был Богом. Какой абсурд! Как мог Он быть хорошим человеком и одновременно обманывать людей. Ведь Он Сам сказал, что Он Сын Божий. Кто, кроме Бога, мог заявить: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» Мф.11:28-30. Один только Бог, и никто другой!

Отвечая юноше, Христос сказал: «...последуй за Мною...» Мк.10:21. Именно в этом заключалось то единственное, чего тому недоставало. То есть начни служить Мне! Позволь Мне быть твоим Господом, если Я Бог, как ты это сам сказал.

Но как он должен был последовать за Христом? Не было ли у него препятствий на пути к вечной жизни? Да, таким препятствием был мамона – бог богатства. И Христос призвал его к покаянию, к свержению идола с престола его сердца. В его сердце должен был произойти переворот возрождения. Продай все, что имеешь, и раздай нищим! Потеря будет временной, зато награда будет вечной. Удали эту преграду, приди ко Мне, следуй за Мною, и ты найдешь то, что ищешь. Последовав за Мною, ты найдешь жизнь вечную!

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21.-7

История, записанная на страницах Евангелия о богатом юноше, заканчивается печальными словами. Сказано: «...юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» Мф.19:22. И все же, безнадежным назвать его нельзя. Мы не знаем и потому не можем точно сказать, что юноша так никогда и не последовал за Христом. Придя к Иисусу, и услышав голос, который так нежно касался егосердца, юноша, все же отошел с печалью. Обратите внимание: с печалью, которая явилась следствием его выбора - продолжать служение мамоне или свергнуть его и пойти за Иисусом. Правда, у него было большое богатство, с которым он никак не хотел расстаться. Но встреча с Иисусом глубоко его тронула.

Этот человек стоял в присутствии света и жизни, которую он искал. Никогда еще он не подходил настолько близко к тому, чего искала его душа. Он искал ее годами, с болью в душе тосковал по ней. Склонившись пред Христом, назвав Его Учителем благим, он был так близок к жизни вечной, он слышал ее зов, и все же, отошел с печалью! Однако, нельзя сказать, что на этом его история закончилась. Правда, она могла закончиться так, но могло быть и по-другому. Мы не можем сказать с определенностью, что произошло после. Могло произойти одно из двух. Возможно, придя домой, окинув взглядом роскошную обстановку, юноша особенно резко ощутил пустоту в своем сердце и стал смотреть на все другими глазами. Богатство могло утратить свой блеск и очарование. И, возможно, он принял то важное решение: не могу больше жить по-прежнему, услышав слова божественной истины, слова жизни вечной. Ничто больше не может удовлетворить меня. Продам все и раздам нищим, избавлюсь-ка я от этой тяжести, найду Христа и последую за Ним! Ведь так могло случиться. Не так ли?

Среди всего того, что было сказано Христом, пожалуй, нет слов более поразительных, чем слова, сказанные одному юноше: «Одного тебе недостает...» Мк.10:21.-8

С другой стороны, он мог сказать: что это сегодня со мной было? Какой странный поступок! Что толкнуло меня преклониться перед плотником из Назарета? Наверное, всему виной моя чувствительность и игра воображения. Чего я ищу? У меня все есть: богатство, власть, многочисленные друзья. Чего мне еще недостает?! Рассуждая так, юноша мог постепенно заглушить внутренний голос.

Мы не знаем как именно поступил этот молодой человек, но в одном можем не сомневаться, что с момента разговора с Иисусом, он не был больше прежним человеком. Он отошел от Христа с печалью. Возможно, что печаль заставила его вернуться ко Христу и позже превратилась в радостное следование за Господом. Но возможно, печаль ожесточила сердце юноши и привело его к смерти вечной, как Слово Божье говорит: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» 2Кор.7:10.

Мой друг, этот случай не требует особых толкований. Он говорит сам за себя. Сегодня пред тобой стоит Христос, и обращается к тебе: «Я есмь путь и истина и жизнь» Ин.14:6. Смысл своей жизни, жизнь с избытком, жизнь вечную, жизнь Божью, все, что ты ищешь, ты найдешь только во Христе! Доверься же Ему. Он желает, чтобы ты на собственном опыте испытал Его любовь и милость. Открой свое сердце для Него и всецело доверься Ему! Пусть Сам Господь поможет сделать это многим-многим моим читателям!

Ярл Николаевич ПейстиОдного тебе не достает