Что значит отступничество? Когда я начал размышлять над этим вопросом и перелистывать страницы своей Библии в поисках ответа, то был просто поражен, как много Священное Писание говорит об отступлении от Бога. Если Господь столь многократно и многообразно напоминает нам об опасности падения и предупреждает об ужасной возможности отступничества, значит, мы должны постоянно держать в памяти слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” 1Кор.10:12. Рассуждая об отступничестве, я говорю не об искушении, потому что искушение ещё не является грехом. Впасть в искушение — грех, быть искушаемым — нет. Вот почему Христос повелевает нам всегда молиться и не унывать: “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна” Мк.14:38.
Коротко говоря, отступничество — это отказ от высшего в пользу низшего. Это и есть первая стадия падения, которая является самой опасной, так как часто сам человек даже её не замечает. Трагедия происходит не в конечном итоге отступничества, когда происходит открытое отрицании Христа, а уже в самом начале, при охлаждении ревностности в вере и любви к Господу. Потеря первой любви — вот роковой фактор. Остальное — лишь неизбежные последствия, и бывает, что на последних стадиях отступничества мы имеем больше надежды на обращение и покаяние человека, чем до этого.
Когда Петр, имея откровение свыше, сказал Спасителю: “Ты — Христос, Сын Бога Живого” Мф.16:16, вряд ли кто-нибудь мог предположить, что несколько минут спустя, в сердце апостола начнется пагубный процесс расхождения с Господом. Петру тогда был предоставлен выбор между тем, что человеческое, и что Божье. Он выбрал человеческое, и в результате уже через три месяца с клятвой отрекся от Христа, сказав: “Не знаю Человека Сего, о Котором говорите” Мк.14:71. Вчерашнее исповедание сегодня сменилось отрицанием. Поразительно, но так оно и есть!
И сейчас, с Божьей помощью, я хочу вместе с вами поразмыслить, о том, как зарождается, развивается и к чему приводит человека отступничество от Бога. Я искренне желаю, чтобы Господь остановил души, которые в тайнике сердца ощущают, что хождение пред Всевышнем не таково, каким должно быть, и уже начинает блуждать вслед иных кумиров, хоть это пока и неочевидно для других. Ещё раз напомню, что потеря первой любви ко Христу является роковым фактором в процессе отступничества. Дай Господь Духу Святому удержать души, вставшие на путь отступления. Об этом моя молитва!
Итак, давайте внимательней присмотримся к Петру, как яркому примеру перехода за короткое время от благословенного общения с Богом к ужасному отречению от Него. А также тому, что подобное духовное омертвение сразу явно не проявлялось, а незаметно вкрадывалось в сердце не бодрствующего человека.
При внимательном исследовании процесса падения Петра, мы обнаружим семь определенных ступеней отступничества. Пусть же пример апостола послужит предупреждением каждому из нас.
Самый опасный момент в духовной жизни Петра наступил не в тот миг, когда он, сидя у костра во дворе дома первосвященника, под напором обвинений какой-то служанки отрекся от Христа. Нет. Это произошло ещё в Кесарии Филипповой, когда, услышав слова Иисуса о кресте, о Его будущих страданиях, позорной смерти и грядущей победе воскресения, Петр сказал Ему: “…да не будет этого с Тобою!” Мф.16:22.
отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.
Христос говорит, что только посредством Его крестной смерти возможна победа над грехом. И что делает Петр? Он противоречит Господу! Христос призывал Петра к высшему — идти тем же путем, которым идет Он, сказав: “…Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою” Мф.16:25-26.
Однако Пётр выбирает низшее. В тот момент он отказался от насмешек людей, от преследований и мук, которые могли грозить ему в нашем мире, но также отверг и то, что от Бога. Он предпочел легкий путь и в конце концов должен был открыто, во всеуслышание отречься от Христа. Первый шаг отступления — отказ от божественного в предпочтение человеческому. Во втором послании к Тимофею апостол Павел упоминает о некоем Димасе, который оставил его, “…возлюбив нынешний век…” 2Тим.4:10. Так и Петр счел блага мира и плоти лучшими, более целесообразными и выгодными, чем Божьи благословения.
Пётр мог сразу же сойти с этого пагубного пути, ведь заметьте, Господь не оставляет его в неведении о том, что он сделал неправильный выбор, и говорит: ”Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” Мф.16:23. Увы, апостол не внял словам Христа, и прошёл все этапы отступничества, приведшие его к полному отречению от Спасителя. Мы читаем об этом в четырнадцатой главе Евангелия от Марка.
Сначала Пётр усомнился в том, что Христу для искупления человечества необходимо пройти путем страданий и смерти, а следующей ступенью вниз к падению для него стало хвастовство. “Если и все соблазнятся, но не я” Мк.14:29, — самоуверенно заявил он Господу.
Затем в час молитвы Христос вынужден был сказать Петру: “…ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?” Мк.14:37. Здесь мы уже можем видеть несостоятельность апостола в молитвенной жизни.
спящие апостолы в Гефсиманском саду
Спустя некоторое время, когда явится народ, чтобы взять Христа под стражу, Пётр, не рассудив, проявит ревностность — извлечёт меч и отсечёт ухо рабу первосвященника (Ин. 18:10), а потом, возможно, находясь в обиде на Господа за то, что Он не оценил его поступок, последует за Ним издали. Читая пятьдесят четвёртый стих четырнадцатой главы Евангелия от Марка, мы уже видим Петра сидящим у костра вместе с врагами Господа, когда, пытаясь отклонить обвинения какой-то девушки, он с клятвой трижды отрекается от своего Спасителя.
Давайте с Божьей помощью попробуем более глубже осмыслить стадии развития ужасного отступничества апостола. Боль, возникшую при появлении разногласий с Иисусом, Петр пытался заглушить громкими и хвастливыми заявлениями, как написано: “Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды” Ин.13:36-38.
“Если и все соблазнятся, но не я”, Пётр выделял себя, как бы показывая, что он лучше других. Он понадеялся на свои силы, а дальше произошло то, что обычно следует за хвастовством. Всегда одно и то же — несостоятельность в молитве. Друг мой, помнишь начало своей христианской жизни? Помнишь, с каким постоянством ты ожидал назначенного для молитвы часа, и как тебя терзали муки совести, когда впервые пренебрег этим временем? Может быть, разорвав все связи с грехом, ты даже боялся ходить по каким-то улицам, избегал их, чтобы вновь не впасть в искушение, но теперь опять вступаешь на эту дорогу. Ты уже не так бодрствуешь, как раньше, и у тебя нет времени молиться.
Мой дорогой, не забывай, что молитва является барометром духовной жизни христианина и взаимоотношений с Богом. Молитва возникает и усиливается, когда мы чувствуем бессилие, нужду и ограничения. А понадеявшись на собственные силы, свою мудрость и способности, мы начинаем пренебрегать молитвой.
Вот почему в Гефсиманском саду в то время, когда необходимо было бодрствовать и молиться, Пётр спал. “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна”- говорит Господь. Проверь свою молитвенную жизнь!
В одном из своих посланий апостол Павел говорит о ревности “…не по рассуждению” Рим. 10:2. Подобный поступок, как мы уже упоминали, совершил и Пётр, попытавшись тем самым доказать правомочность своих предыдущих высказываний. Апостол проявил готовность, несмотря ни на какую, пусть даже смертельную, опасность защитить своего Спасителя.
Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
Он продемонстрировал свою ревностность и преданность Христу, но не рассудив. Отсутствие духовной силы, бдительности и молитвы Петр прикрывал жалкой имитацией духовной жизни, но Господь сказал ему: “Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” Ин.18:11.
Вполне понятно, почему, как сказано ниже по тексту, Петр издали следовал за Иисусом. Вероятно, он был обижен. Его не поняли. Он хотел помочь, а получил за это только упреки. Если так, то не лучше ли держаться в стороне? Он, возможно, подумал, что теперь уже не так важно иметь общение с другими детьми Божьими. Проверь себя, может быть, и для тебя малейшее препятствие является удобным поводом к тому, чтобы не идти на собрание верующих, чего ты никогда раньше не делал. Ты следуешь издали. Следуешь, да, я не отрицаю, но издали. Ты имеешь вид благочестия, силы же его отрёкся (2 Тим. 3:5).
Если ты далеко отстал от Иисуса, тебе будет холодно, поверь, ты потянешься к огням этого мира.
В нашей жизни есть множество «огней», которые только на вид таковы. Прежде ты не искал утешения в мире, не предавался мирским развлечениям, но сейчас тебе так зябко, что ты изо всех сил ищешь способы согреться. В таком состоянии пребывал когда-то Пётр. И на улице и в душе апостола было холодно, ему тоже хотелось тепла. В тот момент враг подвёл его к своему костру, к своему огню.
И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
Осмотревшись кругом, Пётр обнаружил, что очутился в окружении врагов Христа, в странной и совершенно неприемлемой для истинного ученика Господа, атмосфере. Пётр грелся у чужого огня и, разумеется, в такой обстановке даже девчонке-прислужнице было легко превратить апостола в хулителя, клятвенно доказывающего, что он вовсе не друг Иисусу.
На примере Петра становится очевидным, что падение возможно для каждого из нас, если мы не готовы следовать за Христом как должно. Отступничество от Бога начинается с того момента, когда мы, теряя духовное зрение, перестаём быть способны идти за Ним смело и доверчиво, как дитя идёт за своим отцом. Отступничество начинается в тот страшный час, когда человек вдруг оказывается не готов отречься от самого себя, взять крест и последовать за Господом, повинуясь Его призыву.
Друг, возможно, ты тоже находишься на подобном распутье? Что же ты выберешь: путь Христа или путь человеческий. Воззови к Господу, чтобы Он помог тебе избрать Его дорогу. Только Христос может привести тебя к победе и к счастью. Даже если ты пребываешь уже в третьей стадии отступничества, которая проявляется несостоятельностью в молитве, холодом в сердце и чувством пустоты в душе, знай — ты можешь вернуться на путь истинный прямо сейчас. Во имя Христа, с Его помощью, покайся скорее, пока враг не увлек тебя к своему огню. Помни, что именно у вражьего костра легко отречься от Спасителя и своего Друга. Сатана прекрасно знает, чем украсить свои манящие огни, чтобы ты не понял, что они не согреют твою озябшую душу.
Из евангельского повествования мы знаем, что чудная любовь Христа нашла Петра на дне его ужасного падения, и из заблудшей овцы он превратился в стойкого и верного раба Господня. То же самое произойдёт и в твоей жизни, только доверься Господу полностью.
Оставь дорогу, ведущую к погибели, и следуй за Спасителем. Да поможет тебе Бог сделать это сейчас.
Склоним свои головы и будем молиться: «Господь дорогой, ради Иисуса Христа помоги каждому человеку, находящемуся на ужасном пути отступления, полностью довериться Тебе, ведь Ты сказал: “Приходящего ко Мне не изгоню вон” Ин. 6:37. Ты и сегодня зовешь: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” Мф. 11:28. Помоги всем заблудшим найти мир и покой у Твоей груди, прошу ради имени Твоего. Аминь».