«Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.» Лук.2:9–11.
В этом отрывке из второй главы Евангелия от Луки записано свидетельство о первом подлинном Рождественском богослужении, происшедшем две тысячи лет тому назад в Вифлееме. Всё, что касается этого богослужения настолько поучительно и назидательно, что сегодня мне хотелось бы поразмыслить с вами об этом.
Явление ангела пастухам, Карл Генрих Блох
Во-первых, отметим время, когда происходило это богослужение; далее посмотрим, где оно происходило и познакомимся с участниками этого собрания. Затем узнаем, кто был проповедником и выслушаем его проповедь; и, наконец, посмотрим, каковы были результаты этого чудного богослужения. Обо всем этом записано во второй главе Евангелия от Луки.
Когда речь идет о времени богослужения, то обычно мы имеем ввиду час, в который оно должно состоятся. Однако, в данном случае следует отметить год в хронологии истории человечества, когда произошло это великое событие. Лука говорит об этом в первых двух стихах 2–ой главы: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Kвириния Сириею.» То был период, когда во дни кесаря Августа Римская республика перестала существовать, и на ее месте была провозглашена Римская империя, которой стал управлять единовластный диктатор, кесарь Август. Это означало, что вся власть в государстве была сосредоточена в руках одного человека, и народ уже не допускался к управлению. Вот в такой период истории родился Иисус Христос.
Тот факт, что вся империя покорилась декретам одного человека, указывает на полное порабощение народа этой системой. Да, дорогие мои, если не слышен голос протеста, если народ молчит против тирании, тогда действительно настал мрачный час в истории такой страны!
Но благодарение Богу, что нет такого положения, в котором Бог не знал бы как поступить. Когда мир полон греха и мрака, когда человек продал себя неправде и злу, как раз тогда время проявить Богу Свою благодать и силу. Пророк Исаия выразил эту истину следующими словами: «Если враг придет как река, дуновение Господа (т.е. Дух Божий) прогонит его.» Ис.59:19. А апостол Павел так говорит об этом: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать…» Рим.5:20.
Да, та ночь, в которую пастухи сидели и стерегли своё стадо, была темной не по одной только причине. И вот, именно в эту темную ночь, Господь Бог назначил богослужение, в котором слава Господня осияла стерегущих своё стадо пастухов. Какое это было чудное богослужение в полночь! Оно оказалось поворотным событием в истории человечества! Второе, что следует отметить – это место, где происходило первое Рождественское богослужение. Оно происходило ни в храме, ни в синагоге, ни в царских чертогах, а в поле, под открытым небом, под сиянием небесных звезд. Случилось это всего лишь в шести километрах от центра Иудейской религии, от города Иерусалима.
Бог обошел столицу и избрал маленький городок Вифлеем, который не отличался ни величиной, ни славой, ни богатством, ни населением, но о котором Бог еще за 600 лет до рождения Христа заявил: «И ты, Вифлеем – Eфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.» Мих.5:2.
Да, для рождения Спасителя мира был избран маленький город! Несмотря на то, что Иосиф и Мария идут в Вифлеем по приказу, изданному кесарем. В итоге, это стало исполнением пророчества Писаний, и кесарь поневоле выполняет декрет Божий!
Итак, в самое необычное время, и в необычном месте, в открытом поле, Сам Бог созвал первое евангельское богослужение! На этом богослужении не было ни богословов, ни священников, ни богачей или знаменитых людей, но были простые пастухи, труженики, занятые своей работой. Именно они услышали проповедь, сказанную Ангелом на первом Рождественском собрании. Тот факт, что, в первую очередь, Бог возвестил о рождении Христа простым людям, имеет важное значение. Если бы Господь предпочёл избрать богатого, знатного человека, то, что тогда было бы делать бедняку?
Но Спаситель должен быть доступным для любого человека – бедного и богатого, для мужчины, женщины и ребенка, для белого и черного. Каждый должен иметь доступ к Господу и приходить к Нему как недостойный грешник, лишь уповая на милость Божью, будь он богач или бедняк, образованный или неграмотный.
Дорогой друг, кем бы ты ни был, но если ты хочешь присоединиться и участвовать в обществе этих пастухов, ты должен стать нищим духом. Благая весть не изменилась, и сегодня она та же! Она предназначена для всех, в том числе и для тебя! Да, Иисус Христос – друг грешников и мытарей! Он пришел взыскать и спасти погибшее! Слава Ему вовек!
Но перед тем, как обратить внимание на главную часть этого богослужения, на проповедь, давайте вначале познакомимся с проповедником. Им на этом необычном, чудном собрании оказался Ангел! Мы не знаем ни его имени, ни того, как он выглядел, и всё это несущественно; главное – это весть, которую он провозгласил! Многое можно сказать об Ангелах и их служении, но не о них тема нашей сегодняшней беседы. Отметим только, что при рождении Иисуса Христа Ангелы проявили особую активность. После долгого молчания Божия вдруг всё оживляется присутствием Ангелов. Через них Бог провозглашает самую чудную весть о том, что родился Иисус, Сын Божий – Спаситель мира!
И вот, первое, что делает Ангел в эту замечательную ночь – он проповедует. Да, дорогие мои, Бог избрал посредством юродства проповеди упразднить значащее в этом мире и спасти верующих, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. План Божий не изменился. Царство Божие в сердцах людей будет установлено не политической и социальной перестройкой, но именно юродством проповеди.
Обратимся теперь, дорогие друзья, к этой чудной проповеди, сказанной Ангелом две тысячи лет тому назад в эту тихую, незабвенную, святую Вифлеемскую ночь. «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» Лук.2:10–12.
Проповедь эта коротка, состоит из трех частей, как и полагается проповеди: вступления, главной части и заключения. Каждое слово, сказанное Ангелом, полно значения. «Не бойтесь» – это первые вступительные слова Благой вести. Долой страх, не надо бояться, человеку открыт путь к Создателю! Вспомним, что впервые страх появился у человека, когда он согрешил. Об испуге, о страхе, мы читаем на самых первых страницах Библии, когда на вопрос Бога: «Где ты?» – Адам ответил: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся…» Быт.3:10. Первое чувство страха и угрызения совести было прямым результатом греха.
Каждый из нас знает, что такое чувство страха. «Не бойтесь», – это вступительные слова Евангелия, Благой вести! Затем Ангел раскрывает причину, почему нам не нужно бояться: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям…» Лук.2:10.
Возлюбленные, эта весть была радостью для людей, живущих две тысячи лет тому назад в безрадостном мире, погруженном во мраке тирании и господстве диктатуры. Но и в современном атомном веке, в мире, которому угрожает уничтожение атомными и водородными бомбами, это единственная весть для спасения и радости. «Не бойтесь, – говорит Господь и нам, – Я и сегодня возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям.»
Далее, Ангел возвещает саму Благую весть. Вот она, причина этой радости, слушайте: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.» Лук.2:11.
Издревле Бог многократно и многообразно посещал нашу землю, применяя для этого разные способы. Но ни разу не посетил Он эту греховную землю как Спаситель. Когда Бог сошел в Содом, город разврата и греха, то Он осудил его на уничтожение огнем и горящей серой. Сойдя на гору Синай, Он пришел, чтобы дать людям Закон, который требовал от них Божьей святости, тогда Его приход сопровождался огнем и молниями.
Но в великую ночь Рождества Бог сошёл на землю, как Спаситель, не для того, чтобы взыскать с человечество за их грехи, но чтобы уничтожить грех; не для того чтобы наказать, но чтобы помиловать, не для того, чтобы погубить, но чтобы спасти! Если бы Христос пришел на землю лишь как учитель, или реформатор, или политический деятель, то не было бы для нас надежды на спасение. Но благодарение Богу, что Христос пришел на землю, чтобы спасти людей от грехов их! О, какая это чудная и радостная весть! Слава Ему вовек!
Дорогой друг, если ты чувствуешь себя покинутым, потерянным, то не бойся, ибо Спаситель здесь, Он зовет тебя! Если бы ты на грани гибели, то все богатства мира не спасут тебя, учения самых добрых людей не помогут тебе и не принесут никакой пользы. Только Господь, Он Один может спасти тебя! О, если бы только люди понимали, что они тонут в море греха, то какую великую радость принесла бы им эта чудная весть: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»! Да, дорогой друг, в этом заключается Рождественская весть, что пришел Спаситель отыскать и спасти погибшее!
Далее обратите внимание, что Ангел указывает на то, Кем был этот Спаситель. Он говорит: «Который есть Христос», т.е. Помазанник Божий, Мессия. Это был не самозванец, назвавший себя Спасителем. Нет! Он был избран, провозглашён, помазан и послан Богом для спасения грешников. Он был последним Адамом, совершенным Человеком без единого греха. Он был Единственный, Кто мог пролить Свою невинную святую кровь и стать заместительной жертвой умилостивления за грехи мира.
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам – открытие темницы…» Ис.61:1. Так мог сказать только Иисус Христос, Бог, пришедший во плоти, Еммануил, Создатель мира, лежащий в яслях Вифлеемский Младенец, семя женщины, Который должен поразить в голову диавола-змея. Да, Иисус Христос не был бы Спасителем мира, если бы не воплотился в человека и как человек не жил бы святой, непорочной жизнью. Но благодарение Богу, Иисус принял облик человека, чтобы предоставить Себя в совершенную жертву за грех. Это было исполнением Божьего пророчества, сказанного через пророка Исаию: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что означает: с нами Бог)» Ис.7:14.
Но Ангел не закончил на этом свою проповедь. Он сказал, что ныне в городе Давидовом родился не только Спаситель и Христос, но и Господь! Господь, Который обитает во вселенной; Тот, Который Своим Словом держит в Своей руке весь мир; Тот Который заполняет вечность, Который есть Альфа и Омега, Начало и Конец – Сам Господь Бог.
Да, дорогие мои, рожденный в Вифлееме Младенец был не только Спасителем и Христом-Помазанником, совершенным Человеком и последним Адамом, но Он также был Богом. Если бы Он не был Богом, то Он не мог быть ни Спасителем, ни Христом!
Чудная радостная Рождественская весть состоит в том, что Бог с нами, сильный, чтобы спасать! Дорогой друг, если Христос взялся за дело спасения твоей души, то будь уверен, что Он доведет его до конца!
И наконец, обратите внимание на заключительные слова Ангела. О чем он говорит пастухам? Он указывает им на Младенца. Он не послал их в храм, или к Марии, или к Иосифу. Нет, он послал пастухов прямо к Младенцу Христу.
Да, дорогие друзья, празднование этого Рождественского дня ничего не значит, если мы не приходим к святому Младенцу Иисусу. Бог теперь стал доступным через Его Сына. Это и есть Рождественская весть – Агнец Божий родился! Наша проповедь и все наши старания тщетны, если мы не будем приводить человеческие души ко Христу Спасителю.
Дорогой друг, если ты ищешь Иисуса, то ты не найдешь Его в красивых храмах и соборах, или в роскошных дворцах. Ты найдешь Его в хлеве, в яслях, на Голгофском кресте. В Рождественской вести нет даже намека на царство мира, богатства и славу сего века. Нет! Христа можно найти только веруя в Евангелие, в простую евангельскую весть о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Иоан.3:16.
Это и есть Рождественская весть для тебя, мой друг – Божий дар жизни вечной во Христе Иисусе. Эта Рождественская весть стала радостной и для меня, когда в первый день Рождества, 7 января 1935 года, я верою принял этот чудный дар Божий и Христос родился в моем сердце. С тех пор я пою: «О чудный день, о дивный день, когда Господь меня простил!» Слава и благодарение Ему!
Дорогой друг, если ты еще этого не сделал, то почему бы тебе не принять Христа сегодня, теперь, чтобы чудный Рождественский день стал лучшим днем в твоей жизни, днем принятия самого великого дара спасения, который предлагает тебе Господь?!