Сегодня мы будем говорить о первом в истории человечества рождественском богослужении, состоявшемся в городе Вифлееме, в ночь рождения на земле Сына Божьего. Отметим время, когда происходило это богослужение, далее посмотрим, где оно происходило, и познакомимся с участниками этого собрания; затем узнаем, кто был проповедником и выслушаем его проповедь; и, наконец, каковы были результаты этого чудного богослужения.
«Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» Лк.2:9-11.
Явление ангела пастухам, Карл Генрих Блох
Это великое событие произошло вовремя, когда Римской империей единолично управлял диктатор, кесарь Август. Вся власть в государстве была сосредоточена в его руках, народ уже не допускался к управлению. Тот факт, что вся империя покорилась декретам одного человека, указывает на полное порабощение народа этой системой. А если не слышен голос протеста, если люди смирился с тиранией, значит, настал мрачный час в истории такой страны!
Но благодарение Богу, что нет такого положения, в котором бы Бог не знал как поступить. Когда мир был поглощен грехом и мраком, как раз тогда Бог проявляет Свою благодать и силу — в столь непростой исторический период родился Иисус Христос.
Ночь, в которую пастухи стерегли свое стадо, стала необычной по нескольким причинам. В столь темную ночь Сам Бог назначил богослужение, в котором слава Господня осияла пастухов. Какое это было чудное богослужение! Оно оказалось поворотным событием в истории человечества!
Во-вторых, следует отметить место, где происходило первое Рождественское богослужение. Оно происходило не в храме, не в синагоге, не в царских чертогах, а в чистом поле, под открытым небом с сияющими звездами, на расстоянии всего шести километрах от центра их религиозного поклонения, города Иерусалима.
Бог обошел стороной столицу в эту ночь и избрал маленький городок Вифлеем, который не отличался ни величиной, ни славой, ни богатством, но о котором еще за шестисот лет до этого знаменательного события заявил: «И ты, Вифлеем — Eфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» Мих.5:2.
Итак, в необычное время, в необычном месте Сам Бог созвал первое евангельское богослужение! На этом богослужении не было ни богословов, ни священников, ни богачей или знаменитых людей, но были простые пастухи, труженики, добросовестно занятые своей работой. Именно они услышали проповедь, произнесённую ангелом.
Тот факт, что Бог возвестил о рождении Христа простым людям, имеет очень важное значение. Если бы Господь избрать богатого, знатного человека для принятия Благой вести, то бедняки остались бы в стороне? Но Спаситель должен быть доступен любому человеку — бедному и богатому, мужчине, женщине и ребенку, белому и черному. Каждый должен иметь возможность приходить к Нему как недостойный грешник, уповая лишь на Божью милость.
Дорогой друг, кем бы ты ни был, если ты хочешь присоединиться к обществу этих пастухов, ты должен стать нищим духом. Благая весть не изменилась, она и сегодня та же! Она прозвучала для всех, в том числе и для тебя! Да, Иисус Христос – друг грешников и мытарей, Он пришел взыскать и спасти погибшее! Слава Ему вовек!
А теперь познакомимся с проповедником. На этом необычном и чудном собрании им оказался ангел! Мы не знаем ни его имени, ни того, как он выглядел, и все это несущественно; главное – это сама весть, которую он провозгласил! Чрез этого ангела Бог провозгласил самую чудную весть о том, что родился Иисус – Спаситель мира!
Проповедь была короткой, но потрясающей: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» Лк.2:10-12.
Каждое слово, сказанное ангелом, полно значения. «Не бойтесь» – первые вступительные слова Благой вести. Долой страх! Человеку открыт путь к Создателю! Каждый из нас знает, что такое чувство страха.
Затем ангел раскрывает причину, почему нам не нужно бояться: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям». Эта весть стала радостью для людей, живущих в том безрадостном мире тирании. Но и в современном мире, которому грозит уничтожение изощрённым оружием, это единственная весть, несущая спасения и радости. «Не бойтесь, — обращается Господь к нам, – Я и сегодня возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям».
Далее ангел возвещает причину этой радости: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Издревле Бог многократно и многообразно посещал нашу землю, но ни разу Он не посещал эту греховную землю как Спаситель. Когда Бог сошел в Содом, город греха и разврата, то осудил его на уничтожение огнем и горящей серой. Сойдя на гору Синай, Он пришел, чтобы дать людям Закон, требующий от них святости.
Но в великую ночь рождества Бог пришел на землю как Спаситель, – не для того, чтобы взыскать с человечества за грех, но чтобы уничтожить грех; не для того чтобы наказывать, но чтобы миловать; не для того, чтобы губить, но чтобы спасти людей от грехов их! О, какая это чудная и радостная весть!
Дорогой друг, если ты чувствуешь себя покинутым, не бойся – Спаситель здесь, и Он зовет тебя! На грани отчаяния и гибели никакие богатства мира и учения великих мыслителей не принесут спасения, его может даровать только Господь. О, если бы люди понимали, что они тонут в море греха, то какую великую радость в них пробуждала бы весть: «Ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь»! В этом и заключается Рождественская весть, что пришел Спаситель отыскать и спасти погибшее!
Далее ангел указывает на то, Кем был этот Спаситель: «Который есть Христос» – Помазанник Божий, Мессия. Он был избран, помазан и послан Богом для спасения грешников. Только лишь Он один мог стать заместительной жертвой умилостивления за грехи мира. Да, Иисус Христос не был бы Спасителем мира, если бы не воплотился в человека и как человек не прожил бы святой, непорочной жизнью. Но Иисус принял облик человека, чтобы стать непорочной жертвой за грех. Это было исполнение Божьего пророчества, сказанного чрез пророка Исаию: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» Ис.7:14.
Но ангел не окончил на этом свою проповедь, он сказал, что в городе Давидовом родился не только Спаситель и Христос, но и Господь! Господь, Который Своим словом держит в Своей руке весь мир; Который наполняет вечность, Который есть альфа и омега, начало и конец – Сам Господь Бог!
Рожденный в Вифлееме Младенец был не только Спасителем и Христом –Помазанником, совершенным человеком и последним Адамом, но Он также был и Богом. Если бы Он не был Богом, то Он не мог быть ни Спасителем, ни Христом!
Чудная, радостная Рождественская весть заключается в том, что с нами вечный Бог, имеющий силу спасать! И будь уверен, мой друг, если Он начал дело спасения твоей души, то непременно доведет его до конца!
И, наконец, обратим внимание на заключительные слова ангела к пастухам. Он не послал их в храм, или к Марии, или к Иосифу. Нет. Он послал пастухов прямо к Младенцу Христу. Празднование Рождества ничего не значит, если мы не приходим к святому Младенцу Иисусу! Доступ к Богу Отцу открывается только через Его Сына. Наша проповедь и все наши старания тщетны, если мы не ведём человеческие души к Спасителю, Которого можно найти, лишь веруя в Евангелие.
Рождественская весть для всех нас – Божий дар вечной жизни во Христе Иисусе. Эта весть стала радостью и для меня, когда в первый день Рождества, 7 января 1935 года, верою я принял чудный дар Божий и Христос родился в моем сердце. С тех пор я пою: «Чудный день, дивный день, когда Господь меня простил!»
Дорогой друг, если ты этого не сделал, то почему бы тебе не принять Христа сегодня, чтобы чудный Рождественский день стал лучшим в твоей жизни – днем принятия великого дара спасения, который предлагает тебе Господь?! исцелен от этой ужасной болезни – проказы греха. Пусть Господь тебе в этом поможет.