На страницах Библии величайшими по своему значению являются слова, которые повторяются четыре раза: "Праведный верою жив будет". Впервые мы их читаем в Ветхом Завете, в книге пророка Аввакума. Чтобы утвердить факт спасения в Иисусе Христе посредством веры, апостол Павел ссылается на слова, произнесенные этим ветхозаветным пророком.
Путь спасения во все века, начиная с Эдемского сада, был тот же, что и сейчас. Никто никогда не спасался своими добрыми делами и стараниями как в прошлом, настоящем, так и в будущем. Спасение человеческой души происходит неизменно и не иначе как верой в обещанного Спасителя мира, Иисуса Христа, ибо Он Начальник и Совершитель нашего спасения. Он вчера, сегодня и вовеки тот же, так говорит Слово Божие.
Когда Аввакум услышал сказанные ему слова Господом: "...праведный своею верою жив будет", вряд ли он мог понять их полное значение. Наверное, воспринял их как слова утешения во время тяжелых испытаний.
В каких обстоятельствах и условиях жизни пришло это слово пророку Аввакуму? Это было тяжкое время Израильского народа, пророк жалуется Богу: "Для чего даешь мне видеть злодейство, и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор" Авв.1:3. Так мрачно описывает положение своего народа пророк Аввакум и так оно было в действительности. Дальше мы читаем, как Бог ответил пророку. Увы, ответ Божий показался пророку хуже молчания. Все это было ему непонятно.
Аввакум жаловался, что Бог ничего не делает, что Он безразличен, видя насилие, злодейство и грабительство. И теперь Бог ему отвечает такими поразительными словами: "...Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали. Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он... Весь он идет для грабежа" Авв.1:5,6,9.
Иными словами, Бог говорит, что им только кажется, что Он ничего не делает, но это совсем не так. "...Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали". Он поднял самых злейших и необузданных из народов, Халдеев, как орудие для исполнения Его судов. На что Аввакум, возражая, говорит, что это хуже, чем было.
И вот тут Аввакум принимает важнейшее решение, послушайте: "На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет Он во мне..." Авв.2:1. Не понимая услышанного, пророк прибег к единственно оставшемуся выходу, а именно: свое недоумение сложить к Божьим ногам. В этом была проявлена мудрость. Какой это хороший пример для нас! Когда он так поступил, Бог ему ответил.
Как часто в наши дни мы слышим от людей: "А что делает Бог? Почему Он не остановит зло? Почему, почему и почему?" А Бог сегодня дает нам тот же ответ: "...Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали".
Не спорь, мой друг, с Богом! Остановись и вслушайся, что Он скажет тебе. Так именно поступил Аввакум. Он закрыл свои уста и открыл свои уши, чтобы узнать, что скажет ему Бог: «Пойду на стражу мою и узнаю, что скажет Он во мне». Он не только пошел на башню, но он ожидал, пока не получил ответ от Бога. Когда он решил ожидать, то Бог ответил ему. Дальше мы читаем: "И отвечал мне Господь и сказал..." Как ответил ему Бог? Здесь мы впервые встречаемся со словами нашего текста: "Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет" Авв.2:4.
В этом стихе два портрета: надменный человек и праведный. Обычно мы делим людей на различные национальности, расы, социальные, интеллектуальные и экономические группы, но у Бога только две категории людей: грешные и праведные, третьей группы нет. В основе жизненной философии первой группы лежат надменность, гордость, самолюбие и высокомерие. В основе же второй - вера в Бога, верность Иисусу Христу.
Гордость - главный грех падшей человеческой натуры. Грехопадение человека началось с того, что он поддавшись искушению диавола, что он может сам стать как бог, вкусил запретный плод. И вот с того времени гордость проявляется везде, где ее только ни найдешь! Пойдите к сильным и высоким мира сего, и там вы найдете ее; пойдите к нищим и самым несчастным - и там она есть. Библия говорит, что "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" Иак.4:6.
А теперь, как насчет веры? Что значит верить? Верить, значит всем своим существом положиться на Божию милость, на Христом совершенное дело искупления. Такой человек просто и безоговорочно надеется на Его Слово, ему достаточно, что сказал Бог. Только вера может сделать человека праведным пред Богом и как результат — счастливым человеком.
Эти слова "праведный верою жив будет" цитируются три раза в Новом Завете. В послании к Римлянам апостол Павел говорит как человек может чрез веру получить спасение (Рим.1:17). В послании к Галатам он говорит о том, что верой человек освобождается от рабства греха, повторяя слова: "Праведный верою жив будет" (Гал.3:11). И в послании к Евреям он указывает, что вера является основным принципом жизни христианина, дает ему победу во всех обстоятельствах жизни: "Праведный верою жив будет" (Евр.10:38).
Дорогой друг, тут не играют роль твои чувства или эмоции. "Праведный своею верою жив будет"— это и есть Евангелие. Оно очень просто. Все, что ожидает от тебя Бог — это твою веру в Его Сына Иисуса Христа, больше Бог ничего не требует от тебя; Он все остальное сделает. Он оправдает, Он даст жизнь и силу служить, следовать за Ним. Только верь, и Он Сам преобразит тебя.
Если ты это еще не сделал, мой дорогой друг, то сделай это сейчас. Верой прими Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Да поможет тебе в этом Сам Господь.