В земной жизни Иисуса Христа можно выделить семь наиболее значимых событий: Его рождение, крещение, искушение дьяволом в пустыне, преображение, распятие, воскресение и вознесение. Сегодня с Божьей помощью я хотел бы порассуждать о преображении нашего Спасителя, отметив некоторые важные истины, которые послужат всем нам в назидание.
Да поможет нам Господь в смирении подойти к святой горе Фавор, взирая на Того, Кто там был преображен, дабы Он Сам открыл и изъяснил значение этого удивительного события. В семнадцатой главе Евангелия от Матфея сказано: "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" Мф.17:1-2.
Слова "по прошествии дней шести" связывают этот текст с предыдущей главой Писания. Давайте припомним, что происходило незадолго до преображения Христа.
"Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" Мф.16:13-19.
Петр получил божественное откровение о том, что Христос – никто иной, как долгожданный Мессия, Сын Божий. К познанию этой истины человек не может придти путем рациональных умозаключений, свидетельство Петра было результатом сверхъестественного откровения от Бога. И "с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" Мф.16:21.
Услышав слова Христа о предстоящих Ему страданиях, Петр стал противиться, говоря: "…Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" Мф. 16:22.
Здесь мы можем наблюдать восстание человеческого «я желаю» против божественного «должен», столкновение, сопротивление, да, если хотите, вражду между двумя принципами, сосуществование которых так же невозможно, как сотрудничество дьявола с Богом. Иисус является олицетворением божественного, а Петр, в данном случае – противоположного. Один заявляет, что без Бога нет правды, нет истины, нет добра, а другой предполагает, что человек может найти добрый путь и самостоятельно. На подобной идеологической почве сосуществование невозможно. И тому же Петру, которому Он только что сказал: "Блажен ты, Симон", Христос теперь говорит: "…отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" Мф.16:23.
Неудивительно, что разбираемый нами текст начинается со слов "по прошествии дней шести". Что происходило в течение этого времени, в Писании не сказано. Между случившимся в Кесарии Филипповой и днем, когда, Иисус взошел на гору вместе с Петром, Иаковом и Иоанном и преобразился перед ними, мы видим лишь полную тишину, молчание! Действительно, какое может быть общение между Христом и учениками, которые готовы были следовать за своим Учителем лишь до тех пор, пока это не противоречило их личным земным выгодам и интересам?
Когда Спаситель начал говорить о необходимости принятия креста, человеческие сердца тут же исполнились сомнениями – неужели, подобные страдания действительно могут быть столь необходимы. Не имея полного доверия Господу, ученики пытались проявить свою земную мудрость: "...да не будет этого с Тобою!"
Возлюбленные, наше недопонимание Бога начинается в моменты, когда нам кажется, что следовать за Ним сейчас невозможно, и мы не соглашаемся довольствоваться одной лишь верой. Обычно это происходит в период какого-то кризиса в жизни, когда Господь призывает нас к высшему, а поскольку, путь к духовному возрастанию вымощен страданиями, нередко мы просто малодушно отказываемся двигаться вперед.
Заметьте, с какой строгостью Христос упрекает Петра за его противление кресту: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое". Петр не только сам отказывается от креста, но и пытается помешать Иисусу идти верным путем. Так начинается мучительный разлад между учениками и Спасителем, наступает гнетущее молчание. Какая тяжелая атмосфера всегда царит там, где нет согласия. Молчаливая борьба может длиться неделями, месяцами и даже годами. Люди ждут друг от друга смирения и просьбы о прощении, но, чем больше времени проходит, тем труднее сделать первый шаг.
В той ситуации первый шаг к возобновлению общения сделал Сам Господь. Как написано: "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие" Мф.17:1-3. Евангелист Лука уточняет, что, "явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" Лк.9:31.
Следует обратить внимание что ученики Христа были ортодоксальными евреями, которые питали надежды на приход Мессии, обещанного в ветхозаветных обетованиях. Однако они ошибались, акцентируя свое внимание на пророческих изречениях, говорящих о Христе грядущего в славе, и совершенно пренебрегая пророчествами, которые указывали на смирение, страдания и смерть Божьего Сына. Читая Ветхий Завет, евреи и до сего дня так же ошибаются. Они изучают Писания лишь частично.
Тогда на горе Фавор два представителя Ветхого Завета, закона и пророков – Моисей и Илия, в присутствии учеников вели беседу со Христом о Его исходе. Господь, по великой милости Своей, желая восстановить общение с учениками, призвал Моисея – представителя закона и Илию – представителя пророков, чтобы напомнить и подтвердить тот факт, что и они некогда предсказывали то же самое, о чем Христос говорил в Кесарии Филипповой – Мессия должен пострадать за грехи мира и воскреснуть в третий день.
Но и это ещё не всё, возлюбленные. "...Се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте"Мф.17:5. Только подумайте, Сам Бог Отец явил Себя, чтобы утвердить заблудших учеников!
Свое благоволение к Сыну Отец высказал при крещении Иисуса Иоанном в Иордане, и теперь три года спустя, за три месяца до Его исхода, вновь был слышен глас Божий с неба.
Христос говорил, что Ему "должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть". Слово "должно" исключает иной путь, оно совершенно безапелляционно указывает лишь на одно направление. Необходимо выполнить порученное, так постановил Сам Отец Небесный, и другого выбора нет.
Христос должен был идти в Иерусалим, в самый центр противления, ибо такова была о Нем воля Божия. Следуя человеческой логике, нужно всячески избегать столь страшной опасности, однако, Иисус уверенно шел именно этим путем, и Бог Отец сказал: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Иисус направлялся в Иерусалим, чтобы спасти нас с вами, друзья. Единственный способ избавить грешника от вечного наказания за грех – жертва Сына Божьего на Голгофском кресте.
Возлюбленный верующий брат мой, пребываешь ли ты в общении с Господом? Находишься ли в согласии с Ним? Если нет – слушай Его, Он укажет причину расхождения между вами. Господь желает возвратить тебе радость спасения. Прими Христа во всей полноте. Если ты сейчас не все понимаешь, позволь Ему объяснить. Если Бог Отец благоволит к Сыну, то кто мы такие, чтобы быть в несогласии с Ним? “Его слушайте!”
Это слово обращено также и к тебе, дорогой грешник, еще не принявший Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Приняв крестную смерть, Христос исполнил волю Божью, Он совершил искупление всего мира, "дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" Ин.3:15.
Для учеников Христа эта истина не была ясна. Только после воскресения Господа они поняли необходимость Его смерти на Голгофе.
Умоляю тебя, друг, покайся в своих грехах и веруй в Евангелие, суть которого заключается в том, что "…Христос Иисус пришел в мир спасти грешников..." 1Тим.1:15. Эту самую Благую весть мы слышим и на горе Фавор, где преобразился Божий Сын, Который не остался на этой горе, а сошел в «долину», чтобы найти нас с тобой, взять в Свои объятия и перенести на Голгофу, где Он умер заместительной смертью, Праведник за неправедных, дабы мы имели в Нем оправдание и жизнь вечную.
Слушай Его, верь и живи – в этом воля Божия. Приди к Нему прямо сейчас, и ты будешь спасён. Да поможет тебе Сам Господь. Аминь.