Любимая многими притча из всех притч – это притча о блудном сыне. Так мы обыкновенно ее называем, хотя в Библии этого названия нет. Притча эта без названия, начинается она просто: «У некоторого человека было два сына...» Лк.15:11. И дальше мы читаем о том, как младший сын, выпросив свою часть имения, оставляет родительский дом и отправляется в дальнюю страну. Расточив там все свое состояние, нужда заставляет его пасти свиней, и он почти умирает с голода. Тогда он вспоминает своего отца, вспоминает обилие отцовского дома, и говорит: «…пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою...» Лк.15:18.
И дальше в притче говорится, как отец с любовью принял своего сына, сделал большой ужин и стали все веселиться, только не старший сын, он вместо того, чтобы радоваться, сильно обиделся на то, что отец с такой любовью и заботой принял его брата. Вот вкратце содержание притчи о блудном сыне.
Возвращение блудного сына, Мурильо
В проповедях, основанных на этой притче, обыкновенно говорится о младшем, то есть о блудном сыне. И нельзя сказать, что это неправильно. Сколько назидательного и полезного мы находим в этой притче, когда разбираем ее с этой точки зрения. На примере блудного сына Господь так ясно и последовательно прослеживает путь грешника к покаянию, и как Бог принимает грешника. Но есть и другая сторона этой притчи, которую мы подчеркиваем не так часто. Я имею в виду то, что говорится в притче об отце. Каким изобразил Иисус в этой притче отца? Ведь чрез отца этого блудного сына Иисус изображает Бога! На это и хотел Христос главным образом обратить внимание своих слушателей.
В первых двух стихах этой замечательной 15-ой главы Евангелия от Луки сказано, к кому Христос обратился с этой притчей. Правда, в этой главе три притчи, а в основном - одна, только представлена тремя иллюстрациями.
Мы читаем: «…Он сказал им следующую притчу...» Лк.15:3, то есть в единственном числе. И затем в этой притче Он приводит три примера: о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. Так кому же Христос сказал эту притчу в трех рассказах? Прочитаем начало главы: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу…» Лк.15:1-3. Он сказал ее кому? Сказал книжникам и фарисеям. Это не значит, что, рассказывая эту притчу, Он не имел в виду и мытарей, и грешников. Вне всякого сомнения, что он говорил и для них, но главным образом Христос обратился с этой притчей к книжникам и фарисеям. Это им Он хотел показать? Каким является Бог! У них было совсем неверное понятие о Боге несмотря на то, что они были религиозными вождями и богословами.
Согласно их понятию, Бог любит только тех, которые были хорошими людьми, а хорошими они считали тех, кто подчинялся их традициям, правилам и обрядам. А остальные попадали под Божий суд и гнев. И вот Христос этой притчей показывает, насколько ошибочны их мнения о Боге. Богу дороги все заблудившиеся, потерянные и пропавшие! Бог подобен пастырю, который оставляет 99 и идет искать одну пропавшую овцу. Он подобен женщине, потерявшей одну драхму из десяти, которую она ищет тщательно, пока не найдет. Он подобен отцу, который с радостью принимает заблудшего сына.
И вот вновь прочитав эту притчу, меня буквально поразил тот факт, с какой тщательностью и любовью Иисус говорит о роли отца! Именно отца! Какое большое значение придает Христос отцу! На него указывал Христос в этой притче слушающим Его. Желание Господа, чтобы мы увидели и познали отца, ибо в нем изображен Бог.
Блудный сын, Эжен Бюрнан
Мы хорошо знакомы с блудным сыном, и каждый из нас в той или иной мере видит себя в блудном сыне. А вот видим ли мы, кем является отец, каков он, кто он? Хотя, несомненно, мы видим в отце Бога! Но знаем ли мы Его, правильно ли наше представление о Боге? Перемена в жизни человека произойдет тогда, когда у него образуется правильное мнение о Боге. Вся проблема человека в том, что у него создалось ложное мнение и понятие о Боге.
Поэтому я хочу прочитать только часть притчи, и в основном стихи говорящие об отце. «И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его». «…Отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться…» Лк.15:20,22,23. Читая эти стихи, я пережил как бы новое откровение, обнаружив, какое важное место в этой притче занимает отец. Мне показалось, что я прочел ее впервые! До этого мне всегда виделся больше блудный сын: вначале его гордая независимость и самонадеянность, потом его жалкое униженное состояние, и наконец, – выстраданное покаяние. Это все было верно. Но на этот раз я увидел отца! И как это меня обрадовало! Какое новое, сильное благословение пережил я! О, хвала и благодарение Ему!
Поэтому я так хочу, чтобы мы сегодня сосредоточили наше внимание и духовным зрением увидели отца! Чтобы мы таким образом познали еще больше и лучше нашего Бога, ибо отец в этой притче представляет Всевышнего.
Что побудило сына вернуться домой? Конечно, трудные, почти невыносимые условия, в которые он попал после того, как расточил все свое имение. Нужда и голод заставили его заняться самой унизительной работой для еврея – пасти свиней. В добавок к этому, никто не давал ему поесть, и он мечтал напитаться рожками, которые ели свиньи. И вот тогда-то он пришел в себя, тогда-то он вспомнил своего отца: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю с голода!» Лк.15:17.
Да, когда он вспомнил о своем отце, об обилии хлеба в отцовском доме, где самый незначительный наемник обильно насыщается со стола отца его, вот тогда он сказал: «Встану, пойду к отцу моему...» Лк.15:18. Поворотный момент в нем произошел тогда, когда он вспомнил отца. Он был готов быть даже наемником у отца. Посчитал бы за счастье быть принятым на таких условиях, – так думал блудный сын. Но правильно ли он оценил своего отца?!
Первое, что сказано об отце, – это то, что отец увидел сына, когда тот был еще далеко от него. Да, таков наш Бог, Он видит грешника издалека. Когда человек думает, что он далеко от Бога, Бог его уже видит, Бог всегда видит нас! Возможно, что сейчас твое положение кажется безнадежным, ты не видишь никакой возможности исправиться. Ты говоришь себе, что никогда не сможешь быть тем человеком, которым следует быть. Жизнь твоя слишком запутана, никто и ничто не может изменить ее. Знай, мой друг, что Бог видит тебя и на таком расстоянии от Него!
Спасение принадлежит «и всем дальним», как сказал апостол Петр в своей первой проповеди в день излияния Духа Святого (Деян.2:39). А апостол Павел напоминает верующим: «…вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» Еф.2:13. Христос для того и пришел, чтобы объявить мир нам, дальним и близким. Будем помнить, что то, что для нас кажется проблемой, вовсе не проблема для Бога. Для Бога не проблема, как глубоко человек согрешил, как далеко он находится от Него! Бог всегда готов принять и способен спасать!
Когда блудный сын был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним! Что побудило отца к этому? Не просто жалость! Но жалость, побуждаемая любовью! Ничто так сильно не сокрушает сердце Божье, как грех. Он сжалился, увидев своего сына в таком состоянии. Так велика любовь Бога к нам, что, видя безвыходное наше состояние, Он отдал Сына Своего на крестную смерть, чтобы спасти нас.
Мы видим на первых страницах Библии, как Бог сжалился над Адамом, когда он согрешил. Увидев его издалека, скрывающегося среди деревьев рая, что делает Бог? Он взывает к нему: «Адам, где ты?» Быт.3:9. Это наш ищущий Бог! Он видит тебя и знает все о тебе, и имеет только добрые намерения о тебе, во благо, а не на зло. Какие бы ни были у тебя чувства, как бы ни казалась безнадежной твоя ситуация, милосердие Его простирается до тебя, до места, где ты сейчас находишься.
Но, дорогие мои, это лишь начало действия его любви. Заметьте, что дальше делает отец? «И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился» Лк.15:20. И дальше что? Он побежал! Побежал навстречу сыну! Следовало бы сыну бежать, а выходит, наоборот, отец бежит! Представьте на минуту эту картину: отец в годах, далеко не молод, но бежит навстречу молодому своему сыну! Почему бежит? Да потому, что он увидел возвращающегося сына; он опасается, как бы что не смутило его, чтобы он не повернулся назад в последний момент: от стыда ли, от страха ли, может от сурового взгляда отца. И вот, чтобы снять все препятствия, отец бежит навстречу сыну! Да, сострадание Божье, Его любовь и жалость к грешнику всегда проявляется моментально, когда тот в покаянии только обращается к Богу.
И дальше, что делает отец? Подбежав к сыну, отец пал ему на шею и целовал его много! Так говорится в подлиннике – он покрыл его поцелуями. О, как велика Божья любовь, как полна она милости и всепрощения! И снова, не сын падает на шею отца, а отец на шею сына и горячо и ободряюще целует его!
Заметьте, как поступил отец? Нет места малейшему гневу, нет слова упрека, нет укора во взгляде отца. Нет, без единого слова, не дожидаясь, когда сын приведет себя в порядок: помоется, побреется, переоденется, и тогда он примет его. Нет! Он бросается сыну на шею, обнимает и целует неумытое лицо своего сына! Он принял его таким, каким он есть – в лохмотьях, грязного, еще с запахом свинарника. Если бы ни так, то это не было бы по благодати! Так изображая Божью любовь к грешнику, Господь ответил на ропот фарисеев и книжников. В то время, когда мытари и грешники жадно слушали Иисуса, эти религиозники сидели и ворчали, бормоча: «Он принимает грешников и ест с ними» Лк.15:2.
Слово «принимает» в подлиннике не просто официально, вежливо принять кого-либо, а горячо обнять, прижать к себе как любимого друга. Вот так Господь принимает грешников и участвует с ними в трапезе. И этой притчей Христос говорит: да, точно так принимает Бог грешников! Как велика любовь нашего небесного Отца! Не слышно ни слова упрека, угроз, никаких «посмотрим еще, насколько правдиво твое покаяние», нет, только одна любовь и милость! Грешник кается, просит прощения, плачет, а считающиеся себя праведниками, люди духа старшего брата, говорят: торопиться принимать тебя не станем, посмотрим, как ты будешь себя вести, тогда мы и примем окончательное решение.
А отец разве так поступил? Он не взглянул даже сурово, не грозил наказанием, а горячо обнял и поцеловал! Он не ставит сыну испытательных сроков, не укоряет и не отчитывает его. Нет! Вместо этого он его награждает, немедленно возвращает его в семью. Таков наш Бог! Вот так Бог поступает с грешником, который приходит к Нему верой в покаянии.
Но помимо такого любвеобильного приема, Бог еще и награждает грешника. Воистину «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс.144:8). Таков характер Божий! Он не просто дает, но Он щедр в даяниях Своих. Он не только терпелив, но Он долготерпелив. Нет, Бог не только милостив, но Он многомилостив!
Даяния Божьи всегда следуют за Его прощением, но не так у человека. Мы считаем, что поступаем очень великодушно, когда прощаем кому-нибудь, да еще при этом устанавливаем для него определенные условия. Но когда Бог прощает, то Он в добавок награждает еще и множеством благ. Простив и восстановив сына горячей встречей, отец велит слугам принести не просто чистую одежду, но лучшую одежду. Перед ним стоял сын в тряпье, грязный, с отвратительным запахом свинарника, и отец велит слугам: снимите это все с него и оденьте его в лучшую одежду.
О чем это говорит нам? О ризах Христова оправдания, в которые облекает нас Бог, в «виссон чистый и светлый», как сказано в книге Откровения (19:8). Эта белая одежда – праведность святых. Когда Бог прощает нас, Он покрывает нас праведностью Сына Своего. Теперь Бог больше не видит нашего греха, Он видит праведность Сына Своего. С прощенного грешника снята греховная одежда, и он теперь стоит пред Богом в новой, чистой, белоснежной одежде, без которой мы не будем допущены на брачную вечерю Агнца! Воистину, «блаженны званные на брачную вечерю Агнца» Отк.19:9!
Возвращение блудного сына, Джованни Франческо Гверчино
Блудный сын думал довольствоваться малым, тем, что будет среди наемников своего отца. Но что он слышит? «…Дайте перстень на руку его…». Перстень – это эмблема почета, богатства и принадлежности к роду, украшение, авторитет. Обо всем этом символизировал перстень, данный отцом своему сыну.
Казалось бы, зачем так возвышать сына, который когда-то оставил родительский дом и многие годы жил распутно? Разве не следовало бы его наказать или, по крайней мере, отчитать за такой поступок? Нет! Человек, который сейчас получил перстень на свою руку, вчера или может час тому назад жил со свиньями, смердел, мечтал о рожках, которые ели свиньи. Да, это тот самый. Следовало бы наказать того, кто посмел довести себя до такого состояния. Но, видите ли, мы имеем дело с милосердием и с любовью, а не с правосудием! Другой принял на себя должное блудному сыну правосудие и наказание. Да, другой принял наказание за каждого из нас, поэтому Бог может так поступать с нами – грешниками. Цена за грех полностью уплачена! И кто же этот другой!?
Это Иисус Христос, Он умер за каждого из нас! Праведник за неправедных! Слава и благодарение Ему! Мы так и поем:
Хоть как пурпур грех мой плотской,
Хоть вина горы тяжелей,
Кровь Христа стекает струей,
Ей я сделан снега белей.
Но еще! Отец велит дать и обувь на ноги сыну. Не говорит ли это о том, что когда Господь прощает грешника, покрывает его Своей праведностью, дает ему печать собственности, то Он делает грешника способным ходить Его путями! В этой обуви чадо Божье может проходить и по тернистым, скалистым местам следования за Господом. И притом, он будет наступать на змей и скорпионов, на всю силу вражью, и ничто не повредит ему! Но эта обувь также дана чаду Божьему для того, чтобы он шел и благовествовал мир.
Дальше отец велел выбрать лучшего, откормленного теленка, заколоть и приготовить его, устроить пир в честь сына своего, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся! По этому случаю следует веселиться!
Да, чтобы нас помиловать, чтобы принять нас в Свою семью, чтобы усыновить нас, Бог принес в жертву Своего Сына. Чтобы спасти нас, Бог сделал Сына Своего, не знавшего греха, грехом ради нас. То есть, Иисус Христос, пречистый Агнец Божий, выпил до дна чашу яда греха всего человечества, чтобы в Нем, чрез Него сделались мы праведными пред Богом! Слава и благодарение Ему!
И сегодня Бог приглашает всякого грешника, обремененного грехом, придти к Нему. Он обещает, что примет, простит и сделает его новым творением! И к тебе, мой друг, Бог уже пошел навстречу, Он видит тебя издалека, Он хочет тебя обнять и прижать к Своей груди, Своими поцелуями уверить тебя в Своей любви к тебе! Он примет тебя таким, каков ты есть.
Сделай так, как поступил блудный сын. Он сказал: «Встану, пойду к отцу моему...» Лк.15:18. Он не только намеревался встать и пойти к Отцу своему, но он пошел! И издали увидев его, отец побежал ему навстречу! И к тебе Он уже идет навстречу. Прими сейчас Его дар любви там, где ты находишься, он услышит твою молитву: Отче, я согрешил против неба и перед тобою, прости меня. Пусть Дух Божий поможет тебе в этом!