Ярл Николаевич ПейстиПритча о горчичном зерне

Наша сегодняшняя беседа основана на разборе притчи о горчичном зерне. Она записана в 13-ой главе Eвангелия от Матфея, в 31-ом и 32-ом стихах. Давайте прочитаем эту притчу: "Иную притчу предложил Он (Христос) им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда выростет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так-что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его."

Наша сегодняшняя беседа основана на разборе притчи о горчичном зерне. Она записана в 13-ой главе Eвангелия от Матфея, в 31-ом и 32-ом стихах.

При разборе притч нашего Спасителя, мы должны учитывать одну опасность, а именно думать, что общепринятое истолкование притчи обязательно верно. Мы не имеем права подходить к той или иной притче, или вообще к какому-либо месту из Слова Божия вслепую, считаясь только с обычно принятым его толкованием. Необходимо это подчеркнуть, так как необязательно общепринятое истолкование какого-нибудь текста правильно. Безусловно, что многие истолкования верны, но мы не всегда имеем эту гарантию. Не забывайте, что общепринятое ошибочное толкование Иудеев о приходе Мессии и установлении Царствия Божия привело к тому, что когда Мессия, Сын Божий, Иисус Христос воочию пришел на землю, они Eго не узнали и не приняли, что привело к распятию Господа.

Много раз я говорил вам и еще раз напоминаю, что во всем учении нашего Господа существует полная гармония. Обратите внимание, что в каждой притче о Царствии Божьем Христос указывает на то, что в этом веке, то есть во время пребывания Церкви Христовой на земле, будут затруднения, ограничения и противодействия. Те, кто утверждают, что этими притчами Христос хотел сказать, что Евангелие будет проповедано до тех пор, пока весь мир не обратится, сильно ошибаются. Христос никогда этому не учил и ни в одной из притч такого учения вы не найдете! Он велел нам евангелизировать весь мир, но не обещал, что весь мир обратится.

В качестве примера, обратим внимание на согласованность тех мест Библии, где упоминается зерно. Ни в одном из них вы не найдете противоречий. Например, во всех притчах сеятель, сеющий семя, является образом Сына Человеческого. Семя означает Слово Божие, которое человек принимает и в результате, становится сыном Царства. Поле, на котором посеяно семя, представляет мир, а птицы символизируют злых духов, похищающих доброе семя. Сравнения символических образов с их настоящим значением согласуются во всех притчах.

Итак, оставив всякого рода предубеждения, подойдем к прочитанной притче с одним желанием – почерпнуть из нее именно то, что Господь хочет передать нам посредством примера о горчичном зерне. Я уверен, что это станет поучением и назиданием для нас.

Наша сегодняшняя беседа основана на разборе притчи о горчичном зерне. Она записана в 13-ой главе Eвангелия от Матфея, в 31-ом и 32-ом стихах.-2

В этой притче Христос говорит, что горчичное зерно, которое меньше всех семян, превратилось в растение, достигшее размера дерева. Kак правило, горчичное зерно не вырастает до таких размеров. Горчица – травянистое растение, но отнюдь не дерево, и, если случается, что оно достигает размеров дерева, это не естественное явление. Этой притчей Господь хотел сказать, что в последнее время будет наблюдаться неестественный рост и развитие горчичного зерна. Оно достигнет размеров дерева.

Отметив аномалию в развитии и росте горчичного зерна, которое превзошло свои естественные размеры, давайте посмотрим какие должны быть качества, присущие христианству. Среди них кротость, смирение, благость, служение. Это плоды и признаки подлинного христианства. Они всегда сходны со Христом, сказавшим: "Я кроток и смирен сердцем" и еще "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Eму служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" Марк.10:45.

Каждой Своей притчей Христос опровергает распространенное мнение, будто для того, чтобы совершить что-либо великое и сильное для Бога и Его царствия, требуется нечто необычное, грандиозное, могущественное. Заметьте, начало Царствия Божия подобно зерну горчичному, меньшему из всех семян. Наилучшим примером является Сам наш Спаситель. Он пришел на эту землю подобно зерну горчичному, родившись крошечным младенцем в Вифлееме. Тридцать лет Он прожил в незначительном городке, Назарете, в полнейшей неизвестности. Иисус Христос начал Свое служение с двенадцатью простыми, необразованными Иудеями и, как пишет апостол Павел: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Eго и дал Eму имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" Фил.2:6-11. Это и есть путь Божий. Малое, незначительное, но всецело отданное в распоряжение Божие, Бог Сам вознесет. Иисус Христос избрал именно такой путь – путь смирения, путь послушания и, наконец, путь крестной смерти. Но зато Бог Отец превознес Eго и дал Eму имя выше всякого имени.

Таков был путь Христа. А Христос сказал: "Kто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой" Иоан.12:26. Однако, номинальная или видимая церковь иной раз склоняется к другому пути: идя на компромисс, допуская человеческое, вместо того чтобы всецело последовать тому, что Божие. В видимой церкви бывают видны качества прямо противоположные Христовой кротости, смирению и служению. В ней заметно превозношение, само возвеличивание, надменность, желание властвовать. На всех этапах истории христианства, когда в церкви проявлялись эти чуждые характеру Христову качества, можно сказать, что развитие христианства было неестественным. Совершенно противоположное можно увидеть там, где есть признаки истинного Царства Божия. Христос сказал: "кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий" Лук.22:26.

Да, в погоне за величием, популярностью и могуществом, номинальная церковь пыталась гордо господствовать, вместо того чтобы в смирении служить. Сколько несправедливостей было сотворено во имя христианства! Вспомните, как в самом начале Своего служения Христос предупреждал учеников о подобной опасности. Помните Eго вопрос: "Kто больше в Царстве Небесном?" Уже тогда Христос обнаружил, что у учеников проявлялась склонность к самовозвышению и властвованию. На Свой вопрос: "Kто больше в Царстве Небесном?" Христос ответил чудной иллюстрацией. Он поставил перед учениками ребенка и сказал: "кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" Лук.18:1,4.

Иисус умывает ноги своим ученикам, Альберт Эдельфельт, 1898г.

Иисус умывает ноги своим ученикам, Альберт Эдельфельт, 1898г.

Учение Христа по этому вопросу становится еще ярче и яснее во время событий в Kесарии Филипповой. Именно там Христос начал открывать Своим ученикам, что Eму надлежит идти в Иерусалим и там много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть. Мы видим, что после этих слов Христа Петр начинает прекословить Господу, говоря: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" Послушайте, как ответил Петру Христос: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое." Матф.16:22,23. Иисус говорил о необходимости идти путем страдания, отречения от смерти и от себя. Таков принцип Божий любви, это единственный путь в плане спасения. "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" – это уже совершенно другой путь, другой взгляд, диаметрально противоположный. Один путь Божий, Христов, а другой – человеческий.

То, что Божие – это крестный путь, ведущий к воскресению, к окончательной победе, к жизни с избытком. И наоборот, то, что человеческое, неизменно ведет к поиску своих личных интересов, личных выгод, к нежеланию идти Божьим путем, и в конечном итоге, к безвозвратной утрате. Господь Иисус Христос сказал: "Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" Иоан.12:25.

Уже в апостольской церкви мы замечаем, что человеческое, подобно птицам небесным, укрывающимся и гнездящимся в ветвях дерева, вкрадывается в церковь. В одном из своих посланий апостол Петр предупреждает служителей: "пасите Божье стадо ... не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример" 1Пет.5:2-3. А что первое приходит на память, когда оглядываешься на многовековую историю правящей церкви? Господство, насилие, несправедливость, делающееся под вывеской христианства. Вместо смирения и кротости – стремление к власти и богатству, к славе. Вот вам и большое дерево, в ветвях которого гнездятся и укрываются птицы. Все это человеческое и отнюдь не Божие.

Во всех местах Писания дерево является символом величия и власти. В книге Даниила царь Навуходоносор уподоблен дереву – большому, высокому, достигшему до неба. Фараонова власть тоже сравнивается с деревом, высоким и ветвистым. Подобным образом и номинальная церковь разрослась в огромное дерево, стала влиятельной, политической и мировой силой, обладающей большой властью, так что с ней должны считаться мировые правители. В результате, в ветвях этого дерева стали находить убежище нечистые птицы.

Это дерево ясно предстает перед нами в описании Лаодикийской церкви, о которой мы читаем в книге Откровения Иоанна, которая хвалилась: я богата, разбогатела, и ни в чем не имею нужды. Богатая, популярная, влиятельная – так рекламирует себя Лаодикийская церковь. Но, увы, Иисус Христос – Свидетель Верный и Истинный, обращается к Ангелу церкви в Лаодикии с такими словами: "не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг" Откр.3:17. Таково мнение Христа о ложной славе, величии, надменности, богатстве и власти номинальной церкви, которая имеет вид благочестия, а силы же его отрекшиеся (2Тим.3:5).

Наша сегодняшняя беседа основана на разборе притчи о горчичном зерне. Она записана в 13-ой главе Eвангелия от Матфея, в 31-ом и 32-ом стихах.-4

Возлюбленные, заметьте, в чем трагедия Лаодикийской церкви – Христос был изгнан из этой церкви. В этой падшей, вероломной церкви Иисуса Христа выставили за дверь. Но Господь не отходит от этой двери и с любовью говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" Откр.3:20. Но здесь Христос не обращается ко всей церкви, а только к отдельным ее членам: "Если кто услышит голос Мой..." У этой церкви было все: и богатство, и слава, и власть, и популярность – все, кроме Иисуса Христа. Он стоит вне церкви и терпеливо ждет. Он ждет не резолюций какого-нибудь комитета: пустить Христа или нет, Он ждет отклика конкретного человека. Eсли кто услышит голос Мой, Я буду гостем такого человека, Я буду вечерять с ним, – говорит Господь. И он будет Моим гостем, и он будет вечерять со Мною.

Да, Господь продолжает призывать к покаянию, вере, смирению, к следованию за Ним. "Советую тебе, – говорит Господь, – купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Kого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" Откр.3:18,19.

Возлюбленные, можно принадлежать к видимой церкви и не быть чадом Божьим. Посредством притчи о горчичном зерне Христос говорит, что в церкви будет примесь, что в нее войдут люди, не родившиеся свыше. Kаждый член церкви должен лично познать Иисуса, Царя и Господа, и должен принять Eго, как своего личного Спасителя. Принял ли ты Eго, или ты довольствуешься тем, что принадлежишь к той или иной церкви? Что мешает тебе принять Христа? Приди сейчас ко Христу и прими Eго спасение, которое Он предлагает даром. А может быть подобно Лаодикийской церкви, в твоем храме царствует другой бог, а Христос стоит за дверью?

В музее, отец и сын долго всматривались в картину Уильяма Холмана Ханта "Светоч мира". На картине был изображен Христос, стучащий в дверь. После продолжительного молчания, мальчик потянул отца за рукав и спросил: "Папа, почему они не открывают дверь?" "Не знаю, - ответил отец, - наверное просто не хотят." "Нет, - возразил мальчик, - не потому. Они живут в подвале и не слышат!"

Наша сегодняшняя беседа основана на разборе притчи о горчичном зерне. Она записана в 13-ой главе Eвангелия от Матфея, в 31-ом и 32-ом стихах.-5

Мой друг, почему ты не открываешь дверь своего сердца? Может быть, потому что ты живешь в каком-нибудь подвале? Ты опустился так низко, что не слышишь стука в дверь твоего сердца? Скажи откровенно: не это ли причина того, что ты не слышишь, как стучит Христос? Он и в эти минуты продолжает стучать. Eсли ты не слышишь Eго нежного стука, прислушайся особенно внимательно и ты услышишь его обязательно. О, дал бы Господь, чтобы сегодняшний день стал днем твоего спасения!

Своим ярым противникам, фарисеям, Спаситель сказал: "Царствие Божие внутрь вас есть" Лук.17:21. Разве это не удивительно? Возлюбленные, каждая душа, каждый человек, будь это разбойник на кресте или самый нравственный добродетельный человек, как Никодим, в потенциале являются носителями Царствия Божия, потому что царствие Божие внутри нас есть. Господь создал тебя для Себя, и до тех пор, пока ты не впустишь законного Царя в Eго Царство, твое сердце, – ты никогда не найдешь истинного счастья.

Kто бы ты ни был, Царство Божие внутри каждого из нас. Однако, перед каждым из нас стоит вопрос: царствует ли в нашем сердце законный Царь, Иисус Христос? На этот вопрос каждый должен ответить за себя.

Не отвергай твоего Царя, прими Eго в свое сердце, и ты станешь Eго сыном и наследником Eго Царства! Преклони свои колени там, где ты сейчас находишься и скажи: "Господи, я грешник! Я каюсь в своих грехах. Прости меня, прими меня и омой меня пречистой Своей кровью, которую Ты пролил за меня грешного на Голгофском кресте." Когда ты так помолишься, знай, что Он тебя услышал. А если так, то поблагодари Его за то, что Он тебя принял, простил, очистил и принял в Свою семью.

Сделай это сейчас. Пусть Сам Дух Святой поможет тебе в этом.

Ярл Николаевич ПейстиПритча о горчичном зерне