Дорогие друзья, сегодня в основу нашей беседы положена Христова притча о плевелах. Откройте свои Библии и прочитаем эту притчу в Евангелие от Матфея 13-ой главе, начиная с 24-го стиха: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы: и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою".
Этой притче, повествующей о конце века, Господь также дает объяснение, как и притче о сеятеле. Притчу о сеятеле Христос разъяснял всему народу, а притчу о плевелах Он разъяснил Своим ученикам, когда находился с ними наедине. Рассказав три притчи: о плевелах, о горчичном зерне и о закваске, Иисус отпустил народ и вошел в дом. Ученики же приступили к Нему и просили: "Изъясни нам притчу о плевелах на поле". По-видимому эта притча о плевелах особенно заинтересовала учеников. Содержание притчи настолько поразило учеников, что они просили Иисуса изъяснить им эту притчу.
В нашей беседе мы будем придерживаться самого простого метода разбора этой притчи. Во-первых, остановимся на некоторых ее фактах, затем обратим внимание на то, как Господь разъясняет ее и наконец, извлечем из нее поучения и наставления для нас самих.
Представьте себе такую картину: на одном поле было сделано два посева. Первый был обычным. Хозяин засеял свое поле и стал ждать жатвы. Это он делал из года в год. Но тут происходит нечто совершенно необычное: "Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел". Враг посеял семена сорной травы, плевелы, с целью помешать жатве хозяина поля. Это было преднамеренным коварным преступлением врага. Что же он сделал? Он посеял сорняки, плевелы!
Плевелы – сорная трава из семейства злаковых, растущая на палестинских полях, настолько похожа на пшеницу, что в ранней стадии развития, самый лучший знаток земледелия не сможет отличить плевелы от пшеницы. Только когда образуется колос, тогда можно отличить их. Когда созревает зерно и колосится пшеница, созревшее зерно, наливаясь своим весом сгибает колос пшеницы, а колосья плевелы настолько легки, что даже в спелом виде стоят прямо.
Только так можно различить и узнать сорняк – плевелы. Пшеница и плевелы, будучи внешне неотличимы друг от друга, по природным свойствам совершенно отличны. Пшеница содержит в себе элементы, необходимые для жизни, в тоже время как плевелы, не только не годны для пищи, но даже вредны для человека.
Враг рассеял по полю, уже засеянном пшеницей то, что было похоже на пшеницу, но было фальшивым. Кроме того, этот враг нарушил права личной собственности, так как перешел границу чужого поля. Преисполненный хитрости и коварства, движимый чувством ненависти к хозяину поля, враг совершил свое злое дело украдкой, "когда люди спали". По-видимому, когда колосья стали поспевать, слуги заметили, что в поле была не только пшеница, но были и плевелы. Возмущенные рабы пришли к хозяину поля, чтобы сказать, что поле его кто-то засеял плевелами. «Враг человек сделал это, – сказал хозяин, – оставьте до жатвы, чтобы не допустить ошибки, чтобы выбирая плевелы, вы не выдернули бы вместе с ними и пшеницу».
Когда наступит конец века и время жатвы, и когда созреет плод, тогда я скажу: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Вот коротко главная мысль этой притчи. Изъясняя эту притчу, Христос говорит: поле есть мир. Оно принадлежит тому, кто посеял на нем доброе семя. Таким образом, наш Господь говорит этой притчей, что Он является хозяином поля, Eму принадлежит весь мир, все поле. Оно не принадлежит тому, кто посеял плевелы, но поле принадлежит тому, кто сеет добрые семена.
Но о каком враге идет тут речь? Kто был враг, посеявший плевелы? Христос дает ясный ответ на эти вопросы. "Враг, посеявший их, есть диавол." В греческом подлиннике тут стоит слово "диаболос", что означает "клеветник, лжец, противник" – диавол.
В этой притче Христос разоблачает коварство врага, выводя его на свет. Сатана всегда боится быть уличенным. Разоблачая диавола, Христос показал и методы, которые использует диавол. Eго методом является проникновение в среду верующих. Для чего это нужно диаволу?
В нашем веке, а это последнее время, враг применяет метод инфильтрации, то есть метод проникновения в среду детей Божьих и подражания им. Сатана хочет влиять на Церковь Божью и пользуясь своими сатанинскими служителями, разложить ее изнутри, заманивая членов Церкви на компромисс с ним.
Мне вспоминается один случай в конце Второй Мировой Войны. Он может послужить хорошим примером для иллюстрации разбираемой нами притчи. Это случилось, когда никто уже не сомневался, что нам обеспечена победа. Враг также знал, что война им проиграна. Несмотря на это, нацисты отчаянно сопротивлялись, совершив невероятное своей операцией в Арденах, отогнав американские войска вглубь Бельгии.
После войны, исследователи выяснили причину, почему врагу удалось одержать эту временную победу, в то время, когда их поражение казалось явным. Дело в том, что поздним летом 1944 года, Гитлер дал приказ собрать 2000 немецких солдат, знающих английский язык. Командование этими солдатами он поручил полковнику СС Отто Скорцени. Этих солдат интенсивно тренировали, обучая их особым методам саботажа. Их также обучали современному американскому жаргону, снабдили американскими долларами, письмами и фотографиями, отобранными у пленных американцев, и наконец их одели в американскую военную форму.
Когда началась атака, эти обученные "американцы", проникли в распоряжение американских войск, на американских джипах, грузовиках и даже танках. Снабженные радиоприемниками, они, пройдя американские линии заграждения, передавали своему командованию расположение аэродромов и различных важных военных объектов.
Немцы стояли на перекрестках дорог в мундирах американской военной полиции и направляли движение союзных колонн в неправильном направлении. Все знаки заминированных мест были сняты этими замаскированными нацистами и американские танки, грузовики и джипы взрывались на своих же минах. Этот бой продолжался три дня и, наконец, союзники начали подозревать присутствие врага в своих рядах. Все пароли и коды потеряли свое значение, так как ими пользовался враг. Американская военная полиция и контрразведка обнаружили псевдоамериканцев, и обманщиков схватили. Постепенно навели порядок и погасили панику, и битва закончилась победой союзных войск.
Апостол Павел, прощаясь с верующими в Eфесе, предупреждал их: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Kровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" Деян.20:28-31.
В наши дни, враг особенно хочет внести в церковь разные лжеучения и ложные понятия. Он стремится ввести в ряды ее членов своих слуг, которые внешне кажутся христианами, но их целью является разложение Церкви Христовой, чтобы обессилить ее ряды. Таких врагов церкви очень трудно распознать, они говорят как верующие и их поведение внешне не возбуждает подозрений.
Что же следует делать нам? Мы спрашиваем, как некогда слуги из притчи: "Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?" И Господь говорит: нет, пусть будут. Придет час и выяснится, кто колос пшеницы, а кто плевелы. Если мы начнем вырывать плевелы, то есть опасность уничтожить и пшеницу. Хотя такой процесс может повредить развитию доброго, но в итоге, все недоброе придет к окончательной гибели.
В связи с этой притчей, один верующий брат задал вопрос: "Где эти плевелы - в мире или в церкви? Если имеется ввиду церковь, то в таком случае, как понимать места Евангелия, где Христос говорит, чтобы обличать согрешившего против тебя брата, и если дойдет до того, что впавший во грех брат не послушает даже церкви, то почитать его язычником и мытарем? И как понимать другие места Библии, где говорится о церковной дисциплине?"
Трудно дать точный и определенный ответ на этот вопрос, если ограничиваться только этой притчей, так как следует иметь ввиду, что в притчах Христос излагает принципы, а не конкретные правила, применяемые в той или иной, определенной ситуации.
Главное, чему учит притча о плевелах – о вражеской тактике фальсификации, искажения и лжи, с целью выдать за подлинное фальшивое, не настоящее. К примеру, нам можем казаться, что кто-то выдает себя за верующего, но вовсе не таков, так как не проявляет явно свои грехи. Нам не дано его судить и мы должны принимать таковых просто по его слову. О таких Господь говорит: оставьте его! Когда придет конец века, праведный Судья справедливо поступит с каждым из нас.
Иначе говоря, мы не должны судить в подобных случаях, чтобы не допустить ошибки, ибо выдергивая то, что мы считаем фальшивым и ложным, мы не подвергли опасности ввести в соблазн подлинное. Своей ревностью мы можем нанести еще больше вреда.
Эта притча учит нас, чтобы мы сами утверждались в нашем звании и избрании, как говорит Апостол Петр, ибо поступая так, никогда не преткнемся. Мы должны бодрствовать и молиться, не надеясь на свои силы, чтобы устоять против искушений и козней дьявольских, и всегда помнить увещевания Слова Божия: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" 1Кор.10:12. Судить других не трудно, но лучше чтобы мы самих себя судили, чтобы не быть судимыми, и представить Праведному Судье суд других. Пусть Господь Сам вразумит нас в этом.
Тут возникает еще другой, не раз уже заданный вопрос: улучшается ли мир в результате этого или наоборот ухудшается? Согласно нашей притче, есть только один ответ на этот вопрос. Ежедневно, люди или улучшаются, или наоборот ухудшаются. Было посеяно два посева, два растения, и оба созревают к жатве. Сегодня, во всем мире увеличивается зло. Оно умножается со всей жестокостью. Становится еще подлее, чем когда-либо в истории человечества. Но наравне со злым семенем, созревает и доброе семя, и добро увеличивается все больше и больше! Подобно свече, чем темнее вокруг, тем ярче кажется свет. Говоря о втором пришествии Христа, Иоанн так говорит в последней главе книги Откровения 22:11: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечестивый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще."
Итак, созревают оба посева – как посев хозяина поля, так и посев врага. Один, подобно царю Амону, умножает свои грехи, что является признаком чада гнева, который прилагает беззаконие к беззаконию, и грех ко греху. А подлинное чадо Божье, по определению Священного Писания: "...как светило лучезарное, более и более светлеет до полного дня" Пр.4:18.
Оба посева созревают ко дню, когда согласно Писанию, пшеницу соберут в житницу Божью, где праведники воссияют, как солнце в Царстве Отца их, а плевелы, сынов лукавого, соберут и ввергнут в печь огненную, где будет плач и скрежет зубов.
Вспомним, дорогие мои, слова Апостола Павла, сказанные верующим в Филиппах. Они также были смущены присутствием врага в их среде. Они были гонимы не только извне, но враг действовал и внутри их общины. Поэтому они спрашивали Апостола Павла: что им делать? Послушайте ответ Павла: "Только живите достойно благовествования Христова, что-бы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога; потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" Фил.1:27-29.
"Сие от Бога" – говорит Апостол Павел, а мы воспринимаем гонения как от диавола. Но, дорогие мои, в этом и состоит великая благодать Божия, что Бог обращает коварство диавола к пользе уповающим на Господа. Ибо мы знаем, что любящим Бога, призванным по Eго изволению все содействует ко благу. В заключение нашей беседы, я хотел бы сказать следующее: мы не должны вносить в ту или иную притчу Господа то, чего Он не намерен был сказать. Каждая притча освещает нам особый аспект Царствия Божия. K примеру, притча о плевелах говорит о конце времени. Поэтому, выслушайте внимательно, дорогие братья и сестры, что об этом Иисус Христос говорит в Своей притче: человек, который, подобно плевелам, является чадом гнева, посеянным врагом на пшеничном поле, с ним может произойти то, чего в природе не может случиться ни с одним плевелом. Он может быть изменен, переделан, перерожден, стать новой тварью. В этом и заключается чудо Христова Евангелия.
Мы тут ясно видим Благую весть и об этом нам никогда не следует забывать. Благодаря заслугам Иисуса Христа и веруя в Него, человек, который делал зло, противился Царствию Божию, сегодня может переродиться, и стать новым творением, сделаться чадом Божьим! Слава и благодарение Господу за это, вовек!
Дорогой друг, вот вопрос, который имеет только один возможный ответ. K какому из двух злаков принадлежишь ты – пшенице или плевелу? Ты являешься или чадом Божьим, или чадом греха! Одно из двух! Ты можешь внешне выглядеть, как христианин, быть вовлеченным в религиозную жизнь, говорить как христианин. Но если ты не родился свыше, если не имеешь веру в Иисуса Христа, не имеешь жизни Божьей, то ты сын греха, пустой и легкий плевел, сорная трава. Ничто внешнее, ни обряды, ни дела, ни церковь, ни религия не могут спасти тебя. Тебя может спасти только искренняя вера в Иисуса Христа, которая исходит из твоего чистого сердца, ибо "верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" Иоан.3:36.
Дорогие братья и сестры, уверены ли вы, что имеете жизнь вечную? Да поможет вам Господь иметь эту уверенность!