Ярл Николаевич ПейстиПритчи Христовы

Дорогие друзья, Господь положил мне на сердце провести ряд бесед на тему: "Притчи Христовы". Сегодня я бы хотел начать эту серию. Однако, прежде чем приступить к разбору притч, нам следует выяснить два вопроса: во-первых, что означает притча вообще, и, во-вторых, почему Иисус Христос говорил к народу именно притчами? Разобравшись в этих вопросах, мы сможем лучше понять значение самих Христовых притчей.

Четвертая глава Евангелия от Марка начинается с того, что, сидя в лодке, Иисус учил притчами приступивший к Нему народ. Далее, в этой же главе сказано: "...многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать; без притчи же не говорил им..." Из этих слов видно, что Иисус постоянно пользовался притчами, когда говорил к народу.

Дорогие друзья, Господь положил мне на сердце провести ряд бесед на тему: "Притчи Христовы". Сегодня я бы хотел начать эту серию.

Но перед тем, как узнать почему Христос говорил притчами, посмотрим, что значит само слово "притча". Греческое слово "парабола", что в переводе означает "притча", состоит из двух слов. Первое "пара" – означает "бок о бок", то есть параллельно, рядом, и второе "балло" – означает "бросать".

Итак, притча является методом обучения, когда одна вещь или понятие ставится рядом с другой с тем, чтобы объяснить первую. Коротко и просто можно сказать, что в библейском смысле притча – это рассказ земного содержания с небесным значением. Поэтому, чтобы объяснить какую-нибудь духовную истину, Христос говорил народу иносказательно, иллюстрируя истину понятными для народа примерами из их повседневной жизни.

В 13-ой главе Евангелия от Матфея говорится, что после притчи о сеятеле, ученики спросили Христа: "Для чего притчами говоришь им?" И Христос ответил: "Для того, что вам надо знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют."

На первый взгляд, эти слова создают впечатление, что Христос специально применял этот метод, говоря о Своем учении притчами для того, чтобы вконец ослепить народ, так как все равно народу не было дано знать тайны Царствия Небесного. То есть, Христос говорил притчами, чтобы препятствовать пониманию истины, и таким образом отлучить народ от милости и благодати Божьей. Делать такое заключение – это значит хулить Бога, противоречить Божьему намерению, Который послал Своего Сына, чтобы взыскать, то есть отыскать, найти и спасти погибшее.

Чтобы правильно понять этот текст, мы должны еще раз тщательно вникнуть в его содержание и рассмотреть его в контексте всего Писания. Тут мы снова имеем пример того, как опасно брать отдельно стих из Библии и делать из него вывод. Кстати, как мы не раз указывали и стоит повторить, что все лжеучения основаны именно на этом методе. Берется отрывок Священного Писания вне контекста и этим доказывают свое лжеучение.

Когда сатана искушал Спасителя в пустыне, то он цитировал места из Священного Писания, но обратите внимание, как он делал это. Он цитировал их вне контекста. Некто сказал: "Библией можно доказать все, в зависимости от того, как мы употребим ее."

Христос говорит: "...они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют". Господь не сказал, чтобы они не видели, не слышали и не поняли. Нет! Именно потому Он говорит народу притчами, чтобы они увидели, услышали и поняли.

Далее, Христос цитирует место из книги пророка Исаии. Он говорит: "И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: "слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите." И тут же Господь говорит о причине этого: "Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их."

Христос огорчен ожесточением сердец людей и потому прибегает к иному, более понятному методу учения и проповеди, Он говорит им притчами. В ответ на вопрос учеников: "Для чего притчами говоришь им?" Иисус ответил: "Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано." Иными словами, Христос говорит притчами к тем, которые не покорялись, которые отказывались повиноваться истине.

Чтобы ученики правильно Его поняли, Христос приводит в пример свечу. Свечу не ставят под сосуд, иначе она погаснет, но ее ставят на подсвечник. Притча подобна свече, которая освещает все вокруг. Eе не ставят для того, чтобы затемнить или скрыть что-то, а наоборот, ставят, чтобы освещать, выводить на свет. Но люди были неспособны воспринять тайны Царствия Божия из-за ожесточения своих сердец. Ученикам Христос говорил прямо, а с остальными говорил притчами, которые подобно свече проливали свет на объясняемый предмет, чтобы сделать его понятным. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Христос иллюстрировал эти истины о тайнах Царствия Божия притчами, дабы люди начали расспрашивать, думать, искать путь к высшему, к тайнам Царствия Божия.

Дорогие друзья, Господь положил мне на сердце провести ряд бесед на тему: "Притчи Христовы". Сегодня я бы хотел начать эту серию.-2

Для примера возьмем три притчи: о заблудшей овце, о потерянной монете и о блудном сыне. Все три притчи записаны в 15-ой главе Евангелия от Луки. Все они объясняют одну и ту же истину. В этих замечательных рассказах о потерянных: овце, монете и сыне на первый взгляд нет ничего таинственного. Но с другой стороны – тут скрыта вся тайна любви и намерения Божия к погибшему человеку.

Дорогие друзья, откройте свои Библии на Евангелии от Луки 15-ая глава, прочитаем эти притчи Христовы: "...Он сказал им следующую притчу: Kто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся."

Можно ли представить себе такой абсурд, что Иисус рассказал эти притчи о потерянных вещах, чтобы воспрепятствовать доступу людей к Богу, чтобы люди не имели Божьи милости? О, дорогие мои, тысячу раз нет и нет!

Наоборот, Христос рассказал народу эти притчи, чтобы привести его к примирению с Богом. О, если бы люди, выслушав эти притчи, поняли их значение, то им раскрылась бы вся глубина, высота, широта и долгота Божьей любви. Ибо притча всегда является открытой дверью к истине, к Богу. Если человек обратит внимание на представленную картину и спросит об этом у Господа, то Он даст ему ответ. Христос, как бы стоя у двери твоего сердца, стучится притчами и просит разрешения войти, чтобы вечерять с тобой и ты с Ним. Притчами Господь желает открыть тайну Своей любви к тебе, дорогой друг!

В притчах мудрого Соломона есть одно весьма интересное высказывание. Царь говорит: "Слава Божия  облекать тайною дело, а слава царей исследовать дело" Пр.25:2. Доказательство этого мы находим в природе. Бог скрыл за завесой видимого то, что высшее, святое, вечное, дабы человек исследовал, расспрашивал и пришел к познанию Бога.

Дорогие друзья, Господь положил мне на сердце провести ряд бесед на тему: "Притчи Христовы". Сегодня я бы хотел начать эту серию.-3

Слава Божия скрывать дело тайной, а слава царей – исследовать дело. Соломон не имеет тут ввиду царей земных, но он говорит о благородной натуре, о царственном сердце, которое всегда ищет и исследует вечное, истинное, святое, доброе. Эту же мысль высказал и Моисей, говоря: "Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века..." Втор.29:29. Господь сказал: "И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь..." Ис.45:3.

Сама природа является чудной притчей. Говоря о язычниках, не знающих Бога, апостол Павел пишет в своем послании к Римлянам: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Eго, вечная сила Eго и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны" Рим.1:19,20. Подобное же воспевание мы находим у псалмопевца Давида: "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Eго вещает твердь" Пс.18:2.

Дорогие друзья, подумайте о нашей планете, о космосе! Разве не открывается нам удивительная и величественная картина их строения? Человек познал многие сокровенные тайны мира природы. Он не только заглянул в строение атома, но и разгадал многие его тайны. Человек научился расщеплять ядро атома и управлять скрытой в нем энергией. И все же человек стоит только на пороге познания Вселенной! Благодарение Богу, что есть много ученных, которые в своих исканиях и исследованиях этой "притчи природы" пришли к выводу, что есть Хозяин, есть Создатель, есть Строитель и Архитектор всего этого. Что мир возник не случайно, не в процессе эволюции, но создан мудрым Творцом, Тем, Который и ныне держит все силой Своего могущества. А ведь все это было от начала, но было сокрыто. Человек знает только, так сказать, оболочку, то, что лежит на поверхности. Он лишь стоит на грани познания. Весь наш видимый мир является чудной притчей, говорящей о Создателе, о Боге, Который держит весь мир в Им заведенном порядке.

Мы сами являемся своего рода притчами, как пишет об этом Апостол Павел в своем послании к Коринфянам: "...узнаваемое и читаемое всеми человеками... вы письмо Христово..." 2Кор.3:2,3.

На углу одной из улиц большого города сидел слепой и держал в руках фонарь. Kто-то, проходя мимо, спросил: зачем тебе этот фонарь, ты ведь слепой, а слепому все равно, что тьма, что свет. А слепой человек ответил: я держу фонарь, чтобы никто не споткнулся об меня. Дорогие друзья, подумайте об этом! Если Библию прочитает один человек, то мою и твою жизнь читают сотни окружающих нас людей. Именно это имел в виду Апостол Павел, когда сказал, что мы являемся посланием, узнаваемым и читаемым всеми человеками.

Хочу еще сказать вам, дорогие мои, с чувством истинного благоговения, что Сам наш Господь и весь факт Eго воплощения является величайшей притчей. Вот послушайте: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" Иоан.1:18. Никто не может видеть Бога и остаться живым. Поэтому-то Бог и воплотился в Своем Сыне Единородном, Kоторый очеловечился, чтобы явить Себя грешному человеку. Христос сказал Своему ученику, Фоме: "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Eго и видели Eго". И когда Филипп спросил: "Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас", - Христос ответил: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца"? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?" Иоан.14:7-10.

О, дорогие мои, пусть Сам Бог – Отец Господа нашего, Иисуса Христа, Отец славы, даст нам Духа премудрости и откровения к познанию Сына Eго, Иисуса Христа! Бог явил Себя в Сыне Своем. Поэтому Сын становится откровением, становится притчей, дабы в Нем мы познали Бога. Ибо никто не приходит к Отцу, как только через Сына Eго возлюбленного, Иисуса Христа. Kто познал Eго, познал и Отца, ибо Он и Отец – едины.

В том, что Христос употреблял притчи, мы видим благодать и милость Божью. Иисус говорил притчами не для того, чтобы преградить путь грешнику, а наоборот, чтобы помочь ему, чтобы грешник увидел, услышал и познал Бога. Сам Сын Божий, Eдинородный, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, Которым создано все, что на небе и на земле, видимое и невидимое, воплотился, приняв образ человеческий, чтобы явить нам Бога.

Да, возлюбленные, Сын Божий, оставив Свою небесную славу, которую имел от Отца, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человекам и по виду став как человек. Этим Он стал притчей, видимой и слышимой, чтобы посредством Своего воплощения, Своей крестной смертью примирить тебя и меня с Богом!

В заключение хочу проиллюстрировать эту истину одним случаем, происшедшим в рождественские праздники. Один человек шел по улице мимо освещенных витрин магазинов, на которых были выставлены рождественские подарки. Перед одной из них, он увидел группу девочек, которые о чем-то оживленно говорили, а одна из них стояла тихо и слушала их объяснения. Мужчина заинтересовался девочками и подойдя ближе, увидел, что одна из девочек была слепой. Остальные подружки старались описать ей все, что видели, но по лицу слепой девочки было видно, что она не понимает. Ведь она никогда в жизни не видела то, о чем говорили ей подружки. Так и мы, дорогие друзья! Мы можем говорить о Христе и объяснять примерами и притчами, какой Он чудный, но когда вы сами придете к Нему, тогда Он откроет ваши очи, и вы сами увидите Eго во всей красоте и славе.

Дорогие друзья, Господь положил мне на сердце провести ряд бесед на тему: "Притчи Христовы". Сегодня я бы хотел начать эту серию.-4

Мой друг, придя ко Христу, ты откроешь для себя Бога и в Иисусе ты получишь прощение грехов, и найдешь вечную жизнь. Сегодня, Господь говорит тебе: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" Отк.3:20. Да поможет тебе Дух Святой войти в общение с Иисусом Христом сегодня!

Ярл Николаевич ПейстиПритчи Христовы