Ярл Николаевич ПейстиВеяние тихого ветра (Илья-22)

Как часто мы ожидаем и думаем, что Бог поступит по продуманному нами плану, что Он ответит на нашу молитву именно таким образом, что он нас поведет именно таким путем и избавит во что бы то ни стало от беды именно таким образом. Но Бог часто не действует по нашим планам, а поступает так, как Ему угодно.

Мы часто определяем Божьи поступки, как Он должен будет поступить с нами или с другими, а Бог как будто не обращает внимания на все наши прогнозы. Мы думает, что вот это было бы для нас хорошо, что вот таким образом разрешились бы все наши проблемы, но Бог поступает по Своим планам. Или мы молимся за кого-то и ожидаем, что Бог непременно ответит на нашу молитву. Но если Бог отвечает не так, как мы ожидали, не в то время, в какое бы мы хотели, то начинаем унывать и думать, что Бог вовсе не ответил на нашу молитву. Мы до того огорчаемся, в таких случаях, что не можем молиться. И в этом наша величайшая ошибка.

Отсутствие немедленного ответа совсем не значит, что наша молитва не была услышана. Бог ее слышал, и намерен ответить на нее, только совсем не так и не в то время, как мы рассчитываем. Как часто мы не дожидаемся ответа, или просто не узнаём его, потому что ответ отличается от ожидания. Подобная ошибка присуща всем. Допускали ее даже самые выдающиеся Божьи мужи. Все мы делали попытки предопределить, как должен был поступить Бог. Откуда берутся подобные мысли? Эти мысли и идеи могут рождаться из прошлого опыта наших собственных переживаний или опыта других людей, знакомых нам. Иногда такие выводы мы можем обосновывать Божьим Словом. Беря пример в Библии, и переводя его полностью на себя, что дескать Бог и с нами может поступить подобным образом. Но Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли; ни ваши пути – пути Мои... Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» Ис.55:8.

пророк Илья на пути к горе Хорив

пророк Илья на пути к горе Хорив

В основу сегодняшней беседы я хочу прочитать несколько стихов из 19-ой главы 3-ей книги Царств, где Господь обращается к пророку Илии: «И сказал Господь: выйди и стань на горе пред лицом Господним. И вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра – землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения - огонь; но не в огне Господь. После огня – веяние тихого ветра» 3Цар.19:11,12. «Сорок дней и сорок ночей шёл Илия до горы Божией Хорива. И вошел он там в пещеру, и ночевал в ней. И вот было к нему слово Господне...» 3Цар.19:8,9.

Как очутился на этой горе Илия? Он пошел к этой горе по собственной инициативе, Бог не велел ему идти туда. Когда Илия прибыл на это место, Господь дважды спрашивает его: «Что ты здесь, Илия?» Иначе говоря, Илия, зачем ты сюда пришел? Я не велел тебе приходить сюда. Ты – Мой слуга, и как раз тогда, когда ты нужен Мне, чтобы быть Моим свидетелем и стоять на посту, ты ушел на эту гору без Моего повеления. Если ты пришел на эту гору, чтобы искать Меня, то разве Я ограничен только этим местом? Разве Я не могу явиться тебе там, где Я тебя оставил?

Да, почему все-таки Илия пошел к горе Хорив? Это та самая гора, на которой Бог однажды явил Себя Моисею. Когда Моисей оказался у подножия этой горы, Бог говорил с ним из горящего куста. Какие чудные откровения были связаны с этой горой! И Илия пришел сюда. Для чего? Для того, чтобы встретить Бога так же, как некогда встретил Его Моисей. Сорок дней и ночей шел Илия по безводной пустыне, чтобы встретиться с Богом на этом месте. О, если бы Бог явился мне, – думал он, – как некогда явился Он Моисею! Вот тогда народ послушался бы меня и обратился к Богу, оставив идолопоклонство. Разве может быть лучшее место для встречи с Богом и для огненного крещения, чем это святое место, где Бог имел личную встречу с великим законодателем Моисеем?

Илия, по-видимому, считал, что только явление Бога в блеске молний, в огне сможет убедить народ в необходимости покаяться и оставить своих мертвых идолов. Он думал, что только подобным особо явным, невероятным, молниеносным действием Божьим можно убедить народ в их виновности и в Божьей праведности. И вот здесь, на этой горе, Бог решил преподать пророку наглядный урок, показав ему, что Свое дело Бог вершит «не воинством и не силою, но Духом Своим», что встреча с Ним возможна на любом месте. Что «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» Ин.3:8.

Дух Божий действует так, как Он хочет, и вот этот урок преподал Бог пророку. Он сказал Илии: «Войди и стань на горе пред лицом Господним. И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь». И дальше сказано самое важное: «После огня веяние тихого ветра» 3Цар.19:11,12. Ветер пройдет, землетрясение перестанет, огонь погаснет – все эти природные явления служат символами различных действий Божьих, но они не являются определяющим фактором. Бог не был ни в ветре, ни в землетрясении, ни в огне – Бог был в веянии тихого ветерка.

"Выйди и стань на горе пред лицем Господним..."

Человек всегда пытался тем или иным способом регулировать действия Святого Духа. Но также, как мы не можем управлять ветром, так мы не способны и не вправе контролировать действия Бога. Нам остается только одно: дать Богу возможность управлять нами. Мы должны так направить свои паруса, чтобы дать возможность ветру Духа Святого двигать нашу лодку.

Человек всегда пытался тем или иным способом регулировать действия Святого Духа. Но также, как мы не можем управлять ветром, так мы не способны и не вправе контролировать действия Бога. Нам остается только одно: дать Богу возможность управлять нами. Мы должны так направить свои паруса, чтобы дать возможность ветру Духа Святого двигать нашу лодку.

Нам дан наглядный пример этой истины в Новом Завете. Что случилось в день Пятидесятницы? В книге Деяний мы читаем: «И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них» Деян.2:2,3. Эти явления, насколько нам известно, не повторялись. Это был единственный случай: шум как бы от несущегося сильного ветра. И этот шум был настолько сильным, что его слышал весь город. Собрался народ и пришел в смятение, что это бы значило? «И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них».

Вы заметили, что эти языки не были огненные, а как бы огненные, они их видели и слышали. Это было невероятное явление, единственное в своем роде. В 4-ой главе книги Деяний сказано, что после молитвы то место, на котором они были собраны, поколебалось, «и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением» Деян.4:31. Так что в день Пятидесятницы был шум ветра и явление огня, а потом было и колебание всего дома – землетрясение. Но все это было временным явлением, а не основным.

Точно так же, как Господь не был ни в ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, Он не был и в землетрясении, не был и в огне, так и в день Пятидесятницы Бог не был ни в шуме ветра, ни в явлении огня, ни в колебании дома после того, как церковь молилась. Безусловно, все это произвел Бог, в этом нет никакого сомнения, но, между тем, сами эти явления были второстепенными, суть же заключалась в самом факте, что люди были исполнены Духа Святого.

Все, кто пытается воспроизвести колебание дома, шум ветра и огонь, не понимают значения этих внешних символов. Бог их дает, но только временно; и когда эти символы исполнили свое предназначение, в них больше нет надобности. Но остается самое главное, что совершили все эти символы: сошествие Духа Святого, которым исполнились все. Они познали Бога, Иисуса Христа таким, каким они Его раньше не знали. В этом и есть результат искупительной жертвы Иисуса Христа – дар Духа Святого. Смысл был не в шуме, не в землетрясении, не в огне, а в веянии тихого ветра, прообразно явившим нам Духа Святого.

Иисус Христос уподобил Духа Святого ветру. Когда Христос говорит: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», – то в оригинале говорится о ветре, как о духе. Ветер и дух – это одно и то же слово. «Ветер дует, где хочет...» Никто не может предсказать, откуда и куда подует ветер, он дует, где хочет. Мы не можем сказать, откуда он приходит и куда он уходит. Точно также никто не может предсказать, как будет действовать Дух Святой. Он поступает так, как Ему угодно, Он проявляет Свои действия так, как Он хочет. Если Ему угодно явить Себя в ветре, или в землетрясении, или в огне – в этом Его приоритет.

И можно смело сказать, что Дух Божий редко проявляет Себя два раза подряд одинаково. Нет двух человек, которые бы пережили возрождение одинаково. «Так бывает со всяким, рожденным от Духа» Ин.3:8. С каждым из нас Бог обращается особо. Дух Божий знает, как пробудить душу к осознанию своего греха и к необходимости спасения; и Он совершает Свое дело с каждым из нас индивидуально.

Илия думал, что Бог должен явить Себя так, как Он явил Себя Моисею. Но Бог показал Илии, что Он не во внешнем явлении, но в веянии тихого ветра. Познание Бога возможно только в веянии тихого ветра, чрез пребывающего в нас Духа Святого.

Иисус Христос накануне Своей смерти сказал Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... вы знаете Его, и Он с вами пребывает и в вас будет» Ин.14:16,17. Глубочайший смысл этих слов в том, что другой Утешитель, Дух Святой, будет пребывать в нас. В день Пятидесятницы обещание Христа сбылось: Дух Святой вселился в них. В этот момент и произошло возрождение, рождение свыше, рождение от Духа Святого.

-3

Я не говорю, что до этого они не были спасены. Они были спасены верой в то, что Христос еще должен был совершить точно так же, как ветхозаветные святые. Их вера ожидала обещанного Христом. Но когда наступил день Пятидесятницы, тогда полностью завершено было дело искупления. Дух Святой вселился в каждого из них.

Можно сказать, что в первый же день после сошествия Духа Святого, когда ученики приняли Его, они узнали Иисуса больше, чем за все три года общения с Ним. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» Ин.14:20. В какой день? В день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой и вселился в них. У них появилось совершенно новое сознание Иисуса, новые взаимоотношения с Ним. Христос сказал: «Он (Дух Святой) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» Ин.16:14.

О, какой это чудный дар, дар Духа Святого, когда Бог отдает Себя нам, чтобы жить в нас! Именно для этого Он искупил нас, чтобы всегда пребывать в нас. «Он (Иисус Христос), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого...» Фил.2:6,7. Да, Он уничижил, в подлиннике сказано «опустошил», чтобы мы были исполнены Им. Спасение – не значит только избавление нас от вечного ада. Нет, спасение означает, что Христос в нас, надежда славы. Подумайте, какая это благодать быть «христоносцами», ибо в каждом возрожденном чаде Божьем живет Христос Духом Святым. И Дух Святой желает иметь в нашей жизни полную свободу.

Быть исполненным Духом Святым – это не значит иметь больше от Него. Он – личность, и вопрос не в том, чтобы иметь большую часть этой личности. Это невозможно. Мы либо имеем Его, либо не имеем. Но вопрос состоит в том, имеет ли Он нас? Принадлежим ли мы Ему? Когда Он полностью владеет нами, тогда можно сказать, что мы исполнены Им. Дух Святой дан нам не для того, чтобы мы использовали Его в своих целях и подсказывали, как и что нужно делать. Он послан, чтобы полностью владеть и распоряжаться нами. Не ищите Его в шуме ветра или в землетрясении, или в огне, Его там нет, Он в тихом веянии ветра. Он – в нас и желает полностью владеть нами.

А если Он в тебе, мой друг, Сам Бог, Дух Святой, то кто ты или я, чтобы Ему диктовать, как и что надо делать. Он – вечный Бог, не имеющий никаких ограничений. Он хочет совершить для тебя и чрез тебя что-то новое. Предоставь Ему эту возможность. Не ограничивай Его действий, пусть Он совершает все, что угодно Ему, будь потребным сосудом в Его руках.

Илия думал, что Бог должен был явиться и действовать так, как Он это делал раньше, во дни Моисея, но Бог имел в виду что-то совсем иное. Бог имел новое поручение для Илии.

Сегодня новый день, и Бог хочет совершить тоже нечто новое для Своего народа. Кто может познать Его мысли, Его планы, Его намерения, Его методы? Давайте отдадим себя всецело Богу, и пусть Он употребит нас так, как Ему угодно. Пусть Дух Святой имеет полное право на нашу жизнь. Когда мы позволим Ему распоряжаться нашей жизнью, тогда мы познаем Его в легком веянии тихого ветра.

-4

Бог говорит: «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать?» Ис.43:19. Да, Господь приготовил любящим Его все новое: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» 1Кор.2:9. И это Бог хочет открыть нам Духом Своим, ибо Дух Святой веянием тихого ветра проницает глубины Божьи, чтобы дать нам знать дарованное Богом. Поэтому, мой друг, «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?» то есть, Христа свести; или: «кто сойдет в бездну?» то есть, Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем» Рим.10:6-8.

Нам не нужно даже одного шага сделать, чтобы встретить Бога. Илии не нужно было идти такую даль, чтобы там, на горе, встретить Бога. «…Не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу»; – говорит Христос, – но истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» Ин.4:21. Нет нужды совершать путешествия в святые места: Бог там, где ты находишься. Он Бог настоящего времени. Имя Его – «Я есмь»! И Он тот же Бог, который являлся Моисею. Он сегодня, сейчас хочет встретить тебя и совершить в тебе нечто совершенно новое. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Ин.4:24.

А если ты, мой друг, еще не познал Бога, то точно так же, как веяние тихого ветра, так и Он находится к тебе ближе, чем ты даже можешь себе представить. Только открой Ему свое сердце. Христос Своей смертью и воскресением совершил все для тебя, чтобы и ты мог принять Его чудный дар Духа Святого.