Image Что есть человек? Философы издавна пытались найти ответ на этот вопрос. Один древнегреческий мудрец предложил определение: «Человек – это двуногое существо без перьев». Мысль эта сперва понравилась его ученикам. Но потом они заметили, что тогда придется считать человеком ощипанную курицу…

Что есть человек? В Священном Писании этот вопрос звучит иначе, чем у философов. В Библии мы не видим человека «самого по себе»; он всегда — перед Богом. Человек познает себя, обращаясь к Богу: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» (Пс.8:5). И псалмопевец радостно и торжественно восклицает: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс.8:6-7).

Совсем иначе звучит похожий вопрос, обращенный к Богу, в устах страдальца Иова: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его? Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня […] Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет» (Иов.7:17-21). В отчаянии просит человек, чтобы Бог оставил его в покое.

Но быть оставленным Богом – это не покой, а мучение. Даже те, кто не знают Бога,  живут Им, по слову апостола Павла: «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). И поэтому Бог не оставляет человека (речь здесь не о тех, кто отвергает Бога и становится «сыном погибели», Ин.17:12). Человек создан, чтобы жить в общении с Богом, Который хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим.2:4).  Иов с горечью произносит: «Завтра поищешь меня, и меня нет». Но Всемогущий Бог ищет и находит человека, чтобы простить его грех и снять с него беззаконие. Ради этого – чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10) – Сын Божий пришел в мир и взошел на крест.

В ответ на вопль Иова Господь являет ему Себя (Иов.40-42). И наше сердце успокаивается, когда Бог открывает Себя нам. Бог не оставляет нас в покое ради того, чтобы мы стали такими, какими Он задумал нас. Ради этого Бог допускает в нашей жизни страдания, бедствия, отчаяние. Ради этого Он ставит нас лицом к лицу со смертью и спасает от гибели. Все это ради того, чтобы нам стать настоящими людьми, то есть сделаться подобными Иисусу Христу (1 Ин 3:2). Это – путь жизни; в конце его – вечная и ничем не омрачаемая радость. «Отрет Бог всякую слезу с очей» (Отк.21:4). «Полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:11).

Когда придет Господь, каждый, кто был верен Ему, воскреснет, чтобы вечно радоваться в общении с Ним. А пока Он трудится над нами; и да будет наша молитва к Нему: «Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй» (Пс.137:8)

Михаил Логачев