Уже в Ветхом Завете мы находим заповедь: «Не следуй за большинством на зло…» (Исх.23:2). Да, люди, собравшись толпой, способны на такое зло, на которое никогда не пошли бы в одиночку. Впрочем, на доброе дело нам тоже легче идти вместе с кем-то, за компанию. И хочется, чтобы «компания» была большая, даже когда речь идет о вечном спасении.
Некто однажды спросил у Иисуса Христа: «Неужели мало спасающихся?» Господь  ответил: «Подвизайтесь  войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:24). Похожие слова есть в Евангелии от Матфея (7:13-14): «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Казалось бы, речь идет о числе спасенных и погибших. Но что здесь значит слово «многие»? Любопытный малыш как-то спросил у отца: «Папа, пять волос — это много или мало?» Отец ответил: «Смотря где. Пять волос на голове — мало. Пять волос в тарелке супа — много». Бог «…долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет.3:9); Господь «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4). Один погибший грешник — это уже много; а спасенных будет мало до тех пор, пока не войдет в Царство их полное число, известное лишь Богу.
Евангельские слова о тесных вратах — не о числе спасенных, а о пути спасения. В тесные врата можно входить лишь поодиночке, а не толпой. И право на вход нельзя заработать. Сам Христос сказал, что «…человекам это невозможно, — и тут же добавил, — но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк.10:27). Тот,  кто сам заплатил за вход, мог бы чувствовать себя в Царстве «клиентом», который, как принято говорить, «всегда прав». Но перед Богом нельзя быть клиентом. Мы приходим к Богу и входим в Его Царство на Его условиях. Христос всех нас «…приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).
В Царство можно войти лишь с верой в то, что за мои грехи по любви Своей заплатил Иисус, и я никогда не смогу расплатиться с Ним, но могу вечно любить Его — воскресшего и живого Сына Человеческого. «Ибо нет другого имени под небом, […] которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Никакой другой пророк, учитель, мудрец или чудотворец, никакое учение, организация или нация не спасет от греха и вечной погибели. Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня» (Ин 14:6).
Людям нынешнего века трудно в это поверить. Да, путь спасения узок, но другого пути нет. В одиночестве перед Богом каждый входит тесными вратами в Его Царство. Но тот, кто вошел, уже не одинок. Спасительная вера начинает действовать в нас любовью (см. Гал.5:6). А где любовь, там нет одиночества. Мы в Церкви — в собрании тех, кого Господь, как и нас, простил по милости Своей и Кровью Его очищает от всякого греха  (см. 1 Ин.1:7).
Да поможет Господь каждому войти тесными вратами,  а тем, кто уже вошел, очищаться от всякого греха и возрастать в любви!
Михаил Логачев

»