Рассеяние церкви
Все противодействия врага: гонения и преследования, начиная с апостольских времен и вплоть до наших дней, должны закончиться полным его поражением. Но Слово Божие и история подтверждают нечто большее. Дело не только в том, что врата ада не в силах одолеть и остановить церкви Христовой, но, как ни странно, своим противлением враг содействует еще большему росту, развитию и успеху дела Божия. Вот именно эту истину мы не должны забывать.
Корабль веры, икона
Это мы видим из примера гонимой церкви, скрывавшейся в римских катакомбах. Она не только преодолела свирепость врага, но во время этих невероятных дьявольских атак, укреплялась, становилась сильной. Она очищалась и расширяла свое влияние, завоевывая новые территории для своего Спасителя. Отсюда и родилось высказывание: «Кровь мучеников - семя церкви!» Или как апостол Павел говорит в послании к Римлянам: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» Рим.8:37.
Истина эта ярко проиллюстрирована в нашем очередном разборе книги Деяний. Сразу после убиения Стефана мы читаем: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии... Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» Деян.8:1,4. Это прямой результат мученической смерти Стефана. Жестоко умертвив его, враг хотел подать сигнал к ликвидации церкви, к ее полному уничтожению.
Что привело диавола в такую ярость, что он заставил своих агентов убить Стефана? Если вы внимательно прочтете 7-ую главу, в которой записано свидетельство Стефана перед синедрионом, то вы поймете, почему сатана так страшно рассвирепел. В своей речи, с самого начала и до конца, один за другим, Стефан приводит факты из истории, доказывая, что несмотря на все противодействия врага, победа всегда была за Богом.
Но это еще не все. Сам враг невольно становится орудием в успешном выполнении плана Божьего. Мы видим это в самом великом преступлении врага: в распятии Спасителя. Таким образом получается, что диавол своим противлением становится исполнителем воли Божьей и способствует большему успеху благовествования, а следовательно, поражению сатаны.
В основном, это и было темой речи Стефана, а его речь так разозлила противника, что он намерен был во чтобы то ни стало опровергнуть эту истину физическим уничтожением Стефана. Для этого отец лжи возбуждает в членах синедриона такую ненависть, что они, по его воле, убивают верного свидетеля Христова. «Посмотрим теперь, как это посодействует большему успеху Евангелия. Я им покажу, что после этого настанет конец христианства!» - так думал враг.
И действительно, казалось, что убиением Стефана противник нанес смертельный удар церкви, ибо сказано: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Вы представляете себе, что это было за гонение, и что тут произошло? Церковь, состоявшая из нескольких тысяч человек, была разбита вдребезги. Осталось не более десятка членов. Ее численность была сокращена до минимума. Враг одержал победу! Иерусалимская церковь, тогдашний центр учеников Христа, ликвидирован. И еще вдобавок сказано: «А Савл терзал церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» Деян.8:3. Как рыкающий лев, носился он от дома к дому, причиняя страдания верующим.
Казалось, что победа за врагом, церковь поражена. Но благодарение Богу, на этом история церкви не кончилась. Она продолжается, послушайте, что здесь сказано: «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». И если, не останавливаясь, вы будете читать дальше, вплоть до последнего стиха книги Деяний, то вы ясно увидите, кто победитель!
Не без значения и то, что в последнем стихе книги Деяний вы обнаружите ту же самую истину, а именно: как бы ни свирепствовал враг, как бы он ни пытался уничтожить Христову церковь, Господь будет иметь Своих верных свидетелей и история церкви будет продолжаться, согласно словам этого последнего стиха: «Проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» Деян.28:31.
Вот слово, отражающие в себе историю церкви - невозбранно, беспрепятственно, победоносно! Да, и на этот раз, убив верного свидетеля, враг не учел силу двух слов в речи мученика Стефана: «Но Бог...» Деян.7:9. Враг думал, что он поставил точку и тем не менее начинается новое предложение: «Но Бог!»
Нет, возлюбленные, Бог не признает точки, поставленной противником, убившем Стефана и начавшем гонение. Последнее слово еще не сказано, и Бог продолжает писать историю церкви. Видите, Бог держит в Своей руке перо. Но вы спросите, что же Он может написать после такой атаки врага? Послушайте: «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».
Скажите, кто бы подумал, что когда враги Христовы еще совещались об убийстве слуги Господнего, Бог уже назначил другого занять его место. И заместителем стал никто иной, как больше всех усердствовавший гонитель из вражеского лагеря. И самое интересное, что этот заместитель Стефана еще окажется самым эффективным сподвижником Христовым. Свидетель Божий умирает, но истина живет! Чрез свою смерть Стефан окажется семенем, падшим в землю, которое принесет плод во сто крат. Жатва будет невероятной!
Самый жестокий преследователь, Савл Тарсянин, будет одним из плодов этого пшеничного зерна. Правда, мы должны продолжать читать книгу Деяний, перед тем как сможем увидеть, как взойдет из посеянного семени росток, как затем появится стебель и колос, который в свое время нальется зерном и наконец созреет.
Но это только один плод семени, посеянный смертью Стефана. О первых плодах мы читаем здесь в 8-ой главе: рассеяние множества миссионеров первоапостольской церкви по всей Иудее и Самарии. И невольно приходят на память последние заветные слова Спасителя: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» Деян.1:8.
Как хорошо и приятно было верующим в Иерусалиме! Работа кипела. Был огромный успех. Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви. Церковь росла числом и укреплялась. Естественно, что необходимо продолжать здесь работу, если Господь дает такой успех. Разве сами результаты не доказывают, что следует сосредоточить все усилия именно в этом месте, раз Господь так явно благословляет. Казалось, так было бы правильно. Правда, это пo-человеческим рассуждениям. Но у Бога были иные планы. В Христову программу входила не только евангелизация столицы, но всех ее окрестностей. И даже это еще не все. Нужно было евангелизировать Самарию и другие провинции, до самого края земли.
И здесь мы видим, как враг невольно содействует Богу и приводит в исполнение план расширения Царства Божия. Центр разгромлен и все его члены в рассеянии становятся благовестниками, и как раз по всей Иудеи и Самарии, точно так как повелел им Христос. Итак, гонимая церковь становится первым миссионерским обществом, каждый ее член становится миссионером, проповедником, благовестником, приобретателем душ для Христа.
Читая историю церкви, вы обнаружите, что всегда, когда центр закреплялся под предлогом, что, мол, в рассеянии церковь ослабевает, такая концентрация сил всегда делала церковь непродуктивной. Но когда церковь была агрессивной, шла вперед и высылала миссионеров во все концы мира, тогда она не только росла численно, но и крепла духовно. Христос сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» Мк.16:15 и «...се, Я с вами...» Мф.28:20. Его присутствие гарантировано тем, кто исполняют Его волю и несёт Благую весть погибающим. Первоапостольская церковь была подвержена тем же умыслам врага, которые обессиливают и современное христианство. А именно: сидеть в облюбованном уголке и довольствоваться местным успехом.
Чтобы рассеять Своих детей, Господь допустил врагу разогнать церковь, так что не только в Иерусалиме, но и в других местах было посеяно Благое семя. Это жестокое преследование побудило каждого члена молодой церкви стать миссионером. К нам, дорогие друзья, относятся предупредительные слова Соломона: «Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать» Еккл.11:4. Таким образом, с помощью бури гонений, добрые семена, скопившиеся в амбаре Иерусалимской церкви, были рассеяны по всей Иудее, Самарии и даже до края земли. Господь исполнил Свой план расширения Царства Божия при непосредственном содействии самого врага.
Вы помните, что Христос сказал: «Вы будете Мне свидетелями не только в Иерусалиме, и не только во всей Иудее, но и в Самарии»? Какое значение имеет Самария? Во-первых, следует иметь в виду, что самаряне были исключены из общества иудеев и считались нечистыми. Естественно, что христиане-иудеи сами не решились бы общаться с ними, а тем более пойти к ним проповедовать. Да, какой ущерб наносят делу Божию наши предубеждения! И вот для того, чтобы пробить эту стену, Бог должен был послать гонение. Только в результате этой ужасной атаки диавола на церковь, Благая Весть достигла и Самарии.
Первым благовестником среди самарян был Филипп. О нем мы читаем: «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа» Деян.8:5. Если бы не было этого гонения или если бы оно не было таким суровым, то Благая Весть не достигла бы этой территории, предназначенной для евангелизации. Христос сказал: «Вы будете Мне свидетелями и в Самарии!»
Итак, Савл, разрушая Иерусалимскую церковь, сам не сознавая того, закладывал основы евангелизации среди язычников. Самаряне были первым звеном, для Евангелия от Иудеев к язычникам. Интересно также то, что по Божьему провидению, именно гонителю-Савлу, суждено было стать апостолом язычников. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» Рим.11:33,34.
Да, как часто Божьи действия сокрыты от нас. Но можем ли мы верить, что во всех обстоятельствах Его рука продолжает направлять нас по Его стезям? Читая эту историю, нам легко увидеть, что каждая страница Библии написана Божьей рукой. Но Господь хочет, чтобы мы верили, что и в настоящий момент Он является автором истории церкви. То, что Он начал тогда, Он продолжает делать и сегодня.
Да, то, что казалось потерей, гибелью - обернулось спасением. И то, что человек считал жестоким, бедственным, и неудачным превратилось в величайшую победу для Царства Божия. Поэтому мы читаем, что по причине сурового гонения, «Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа» Деян.8:5.
И какими чудесными стали результаты служения Филиппа, первого проповедника Евангелия за пределами иудейской среды! Евреи считали самарян язычниками, несмотря на то что они были смешаны с иудеями. Каково должно было быть удивление иудеев христиан, когда они узнали, что этот полуязыческий народ, как мы здесь читаем, «единодушно внимал тому, что говорил Филипп», и дальше: «и была радость великая в том городе» Деян.8:6,8.
Таким было начало обращения язычников, и началось оно с убиения Стефана и гонения, начатого Савлом. Да, открывается новая глава в истории первоапостольской церкви: Благую весть услышали полуязычники-самаряне. Но Господь сказал, что вы будете Мне свидетелями не только в Иерусалиме, не только во всей Иудее, и не только в Самарии, но даже до края земли! Круг влияния церкви Христовой должен был расшириться. Евангелие должно было проповедоваться не только в Иудее и полуязыческой Самарии, но греки и прочие язычники, включая ефиоплян далекой Африке, должны были услышать его. Как мы читаем в11-ой главе: «Между тем, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии...» Деян.11:19.
Но тут сказано, что эти миссионеры, изгнанные из Иерусалима, никому не проповедовали слово, кроме Иудеев. Иудеи христиане свидетельствовали только иудеям, своим соотечественникам, проживавшим в тех местах. Однако, среди них были и подобные Филиппу, дерзнувшие пересечь границы предрассудков, как мы читаем: «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» Деян.11:20.21.
Кто они, эти благовестники Господа Иисуса? Может быть, среди них были проповедники? но вряд ли все они были проповедниками. По всей вероятности, в своем большинстве это были рядовые члены церкви, оказавшиеся в рассеянии по провидению Бога. Однако, каждый из них стал миссионером, свидетелем. Когда перед Своим восхищением на небо, Христос сказал ста двадцати последователям: «...вы будете Мне свидетелями…», разве Он ограничивал Свое слово только апостолами или проповедниками? Нет, Он обращался ко всем этим верующим. Этисто двадцать и были церковью. Они являются представителями всей церкви, всех времен, включая и нас, дорогие братья и сестры. Слова Иакова, обращенные к находящимся в рассеянии, относятся и к нам. Кто рассеял этих последователей Христа? Сам Бог! Бог допустил преследования и гонения. Он — суверенный Бог, великий Сеятель. Он знает каждое Свое семя и опускает его в такую почву, в таком месте, где оно принесет наибольший плод.
Вы думаете, по ошибке апостол Павел попадает в Римскую темницу? О, нет! Там были души, в том числе сторожившие его, которые должны были услышать Слово Божие. Вот почему Павел позже мог написать об этих уверовавших из кесарева дома приветственные слова верующим в Филиппах. Семя, посеянное великим Сеятелем в темнице, принесло свой чудный плод. Послушайте, какие сильные и победоносные слова апостол Павел пишет своему сотруднику Тимофею из другой темницы, из которой ему уже не суждено было выйти: «...я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз» 2Тим.2:9. Благодарение Ему вовек!
Апостол Павел диктует послание в тюрьме
И нам, возлюбленные, по Божьему промыслу рассеянным в разные места, Иаков велит радоваться, послушайте: «...находящимся в рассеянии, - радоваться» Иак.1:1. Те, которым писал Иаков, находились среди враждебно настроенных людей и тем не менее он говорит им: «С великою радостью принимайте, братия мои...» — это проведение Божье.
Каждый из нас, без исключения, как семя, посажен Самим Господом в ту почву, которая наиболее способствует нашему духовному росту и благу всего Божьего Царства. Разве это не причина для радости? Знание, что и нас объемлет этот чудный план Божий, что руководящий промысел Божий ведет нас к великой божественной цели. Да, слава нашему Господу, что рука Господня пишет не только историю церкви, но и историю каждого ее члена в отдельности. Но только чадо Божие может иметь эту уверенность и радость. Только любящий Бога, призванный по Его изволению, может с уверенностью сказать: чтобы не случилось, все содействует ко благу. Являешься ли ты этим чадом Божьим? Пережил ли ты второе рождение, рождение от Бога? Если нет, то ты сейчас можешь родиться свыше, исповедовав свой грех Богу и приняв Сына Его Иисуса Христа своим личным Спасителем.
Не медли, сделай это сейчас. И тогда ты сможешь радоваться со всеми святыми, что всей твоей жизнью, в мельчайших ее деталях, руководит любящий Бог. Воистину, радостно знать, что твоя жизнь не бесцельна, в ней есть значение и смысл, и она является частью великого плана Божия. Слава и благодарность нашему Господу за бездну богатства и премудрости и ведения Его! Благодарение Ему за непостижимые судьбы Его и за неисследимые пути Его!