«Пойдите вы одни в пустынное место...» Мк.6:31. Такое повеление Господь Иисус Христос дал Своим ученикам после того, как они возвратились со своего первого миссионерского служения. Выслушав рассказ об их успехе, Христос без всяких похвал и комментариев говорит: «Пойдите вы одни в пустынное место...».

Ученики только что пережили большой успех в Господним служении. Результаты были неожиданно хорошим, их проповедью была охвачена значительная часть страны. Каялись души, больные получали исцеления, изгонялись бесы, творились чудеса. И вот, когда казалось, что во что бы то ни стало надо продолжать начатое служение, Христос говорит им: уединитесь, оставьте всё и пойдите в пустынное место.
О чем говорит нам такое повеление Христа к Своим ученикам? О том, что нашей жизни необходимы перемены. Всякая перемена в жизни Божьего чада играет важную роль в его духовном росте.
Правда, такие изменения порою нелегко переносятся, ведь непросто быть оторванным теплого очага, к которому ты привык и в котором тебе было так приятно, уютно и хорошо. В книге пророка Иеремии есть один очень интересный стих: «Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменился» Иер.48:11.
С первого взгляда этот стих как будто ни о чем значительном не говорит. Но если, читая его, мы будем помнить, что пророк приводит этот пример из быта тогдашнего общества, то мы обнаружим в этом стихе урок с поучительной иллюстрацией. Здесь Иеремия говорит о процессе и о методе, которыми пользовались при изготовлении качественного, прозрачного и вкусного вина. Неотъемлемой частью длительного процесса изготовления вина было переливание виноградного сока из одного сосуда в другой. Виноградный сок вначале должен был определенное время отстаиваться в сосудах, при этом изменялись температура и иногда освещение – то при свете, то в темноте. Затем сок переливался в другой сосуд. И всякий раз, когда сок менял сосуд, он избавлялся от осадка. Таким образом, благодаря переливанию, вино очищалось, становилось прозрачным, и его вкус, естественно, улучшался. Опытные виноделы знали, что высокого качества вина невозможно достигнуть, не переливая сок из одного сосуда в другой. Если сосуд не менять, то вино получится мутным, с неприятным привкусом осадка.
О чем нам говорит эта притча? Ты и я являемся этим вином, а Бог – винодел. Он переливает нас из одного сосуда в другой так, как находит нужным. Сосуды же говорят о разных переживаниях нашей жизни: испытаниях, сложных обстоятельствах, непредвиденных Божьих водительствах, внезапных приключениях и т. д. Но вы скажете, разве это так важно? Да, разные условия жизни для нас так же необходимы, как необходимы разные сосуды и разные условия для приготовления хорошего вина. «Переливание» нас из одних обстоятельств в другие является Божьим планом в деле нашего духовного роста.
У Моава, который от юности своей пребывал в покое, не очищался от своих дрожжей, не был переливаем из сосуда в сосуд, поэтому вкус его и запах не улучшались, а только ухудшались. Он был ни к чему не пригоден. Он прожил свою жизнь, никому, не принеся никакой радости.
На примере изготовления хорошего, высококачественного вина мы можем заключить, что и для нашего очищения от осадков ветхого человека Бог перемещает нас из одних условий в другие. Это школа Святого Духа, школа, чрез которую должны пройти все дети Божьи, чтобы их жизнь была благословением для других и приносила Богу радость. Так созревали все мужи веры.
Читайте Библию, вникайте в историю церкви, и вы увидите, как Бог постоянно изменял обстоятельства и условия жизни Своих избранных, часто помещая их в странное и непривычное окружение: то в темницу Потифара, то в львиный ров, в огненную печь, в пустыню, или в какую-нибудь пещеру. Место и условия самые разнообразные, но каждый такой «сосуд» является очередным классом школы Духа Святого, в которой происходит процесс нашего освящения, очищения от того, что неугодно нашему Виноделу.
Мы опять возвращаемся к жизнеописанию пророка Илии. Изучая историю этого пророка, мы обнаружим, что Бог вел Илию именно таким образом. Из сосуда Галаадской пустыни Илия был перелит в сосуд Хораф, из Хорафа он переливается в сосуд Сарепта, и дальше Бог переливает его и в другие сосуды. В этой беседе мы остановимся лишь на этапе переливания в сосуд Сарепта.
У потока Хорафа, что против Иордана, пророк находился примерно год. Об этом мы читаем начале 17-ой главы 3-ей книги Царств: «По прошествии некоторого времени этот поток высох; ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне: встань, и пойди в Сарепту Сидонскую и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» 3Цар.17:7-9.

Какой странный сосуд – Сарепта Сидонская, языческая! Мог ли Илия даже подумать, что он попадет именно в такой невероятный сосуд? Никогда! Да, это место, которое указал Бог, говорило о невероятном водительстве Божьем! Пойти в Сарепту Сидонскую и притом к вдове, да еще к какой вдове? Илия не мог сразу осмыслить такого Божьего повеления.
До сих пор Илия проявил удивительную стойкость и большую веру. Он не сбежал, не покинул высыхающий поток Хорафа, наблюдая, как исчезают последние капли воды. Илия ждал слово от Господа. Вот это пример подлинной веры! Но вера не только терпелива в ожидании указания от Бога, она еще и послушна. Кто говорит, что имеет веру, а не проявляет послушания, тот обманывает самого себя. Послушание – это плод веры. Где нет послушания, там нет веры!
«Встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он, и пошел в Сарепту». Илия немедленно снимается с места и поступил по слову Господню. Получив такое повеление, вполне возможно, что у него возникали вопросы или даже возмущение. Но Бог не нуждается в наших мнениях по следующему шагу, который указывает Он Сам. Он говорит: встань и пойди. Если мы хотим угодить Богу, то нам остается только одно: встать и пойти. Идти, несмотря на то что указанный следующий шаг по-человечески нам кажется крайне неблагоразумным.
В данном случае можно понять возражения Илии, они даже кажутся естественными. Как идти в Сарепту Сидонскую, да еще оставаться там? Как, идти к вдове и зависеть от нее? Это немыслимо! Но вера подсказывает: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой» Пр.3:5. Вера – это, в первую очередь, действие сердца, а не разума. Это отнюдь не значит, что нам не следует думать. Для того Бог и дал нам разум, чтобы мы думали. Но слово Господне превыше человеческого разумения. Естественным решением пророка было бы не идти в Сарепту и не рассчитывать на то, чтобы какая-то вдова кормила его, когда вся страна голодает. Вполне возможно, что такие мысли терзали Илию, ибо он был человек, подобный нам.
Почему подобные мысли могли возникнуть у Илии и что такие мысли вполне естественны? Причина очень проста и логична. Дело в том, что Сарепта находилась в той стране, где царствовали родственники ненавистной Иезавель, которая была заклятым врагом Илии и всего Божьего народа. И вдруг Господь говорит пророку, что следующим местом его пребывания будет именно эта враждебная территория. В какой невероятный «сосуд», в какую раскаленную печь перемещает его Бог!
Помимо этого, чтобы достичь Сарепты, Илии нужно пройти свыше ста пятидесяти километров в глубь района, занятого врагом, т.е. быть почти у самого порога Ваала. Ведь весь аппарат государственной безопасности был занят поисками пророка – врага, смутьяна, нарушителя порядка, врага страны. И теперь, чтобы попасть в Сарепту, Илия должен пройти чрез территорию, наполненную агентами Иезавели. Немудрено, что у Илии могли возникнуть сомнения в целесообразности такого шага. И тем не менее, когда Господь велит идти, то остается только одно действие – идти.
Но разум подсказывал и другие причины, почему это место жительства неблагоразумно. Обратите внимание на человека, указанного Богом, который должен усмотреть нужды пророка в Сарепте. Это не был какой-то богач или один из видных людей Сидона, нет! Это была бедная, одинокая, изнуренная голодом женщина-вдова с сыном. Которая была не только бедной вдовой – она была язычницей, которая жила в месте поклонения богу Ваалу. Как невероятно, что Бог посылает Илию к такому человеку и в такое нечестивое место.

Да, таковы пути Господни! Он избрал немудрое мира сего, чрез которое Он должен быть прославлен. Странны Его пути, и разум Его не исследим! Поэтому не удивляйся, если Господь ведет тебя путем, противоположным тому, на который ты рассчитывал. Доверься тому, что говорит Слово Божье: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» Иер.29:11.
Бог, который обеспечил Свое чадо в Хорафе, не покинет его и в новом месте. Бог повелел воронам кормить его, и в Сарепте Он повелел женщине-вдове кормить пророка. Если Он повелел, то есть ли причина заботиться? Нет для этого причин! Потому что и завтра Бог будет так же верен, как Он был верен вчера, ибо Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же. Он сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» Мф.28:20. А единственное, что невозможно Богу – это лгать. Его Слово – да и аминь!
Илия встал и пошел в Сарепту, без колебания, без возражения, пошел и сделал по слову Господню. Это, дорогие мои, вера, которая угодна Богу. Да, вера не зависит от чувств, не зависит от наших настроений и обстоятельств, которые постоянно меняются, вера заключается в послушании слову, сказанному нам Богом.
Помните, Христос говорил Петру: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». И как сразу же диктует человеческий разум: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали» – здесь нет рыбы, мы сколько раз уже закидывали сети. Притом, никто здесь днем не ловит рыбу. Получалось, что слово Господне как бы противоречило человеческому разуму, знанию и опыту. А как отвечает в таком случае вера? Она говорит: «Но по слову Твоему закину сеть». И дальше сказано: «Сделавши это, они поймали великое множество рыбы...» Лк.5:4-6. Тот, кто надеется на Господа, никогда не будет постыжен.
Почему есть верующие, в духовной жизни которых не проявляется никакого прогресса? Причина в непослушании сказанному им Божьему слову. Правда, вначале они как будто с радостью принимают слово, но при первом же испытании соблазняются и вместо того, чтобы решительно действовать, начинают мудрствовать, смотреть на видимые признаки, на обстоятельства, вместо того чтобы взирать на Невидимого, который обещал, и Который до конца верен Своему слову.
Сарепта для Илии была определена Божьим планом, это был новый сосуд, в который небесный винодел перелил Свое вино. Интересно отметить здесь значение слова «Сарепта», что значит тигель, то есть вместилище, сосуд для плавки металла. И вот в этом тигле будет происходить переплавка драгоценного металла – веры Илии, чтобы приготовить его к самому важному служению, которое совершится на горе Кармил, Господь посылает его в тигель Сарепты, дабы испытанная вера его оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (1Пет.1:7).

Если мы хотим, чтобы наша вера была крепка, закалена, как сталь, чиста и прозрачна, как царское вино, то мы должны позволить нашему Господу полностью распоряжаться нашей жизнью. Если Он считает, что для нас лучше раскаленная печь, то пусть бросает нас в печь, раскаленную в семь раз больше обычного. Точно так же, как огонь в печи не причинил никакого вреда трем друзьям Даниила, так он не повредит и нам. Сожжены будут только веревки, которые связывают нас. Но там, в раскаленной печи, мы будем не одиноки. Также, как с этими тремя мужами веры был четвертый, вид которого был подобен Сыну Божьему, так и с нами, в нашей печи, будет Господь Иисус Христос. Тот, Который прошел долину скорби, страдал от грешников, вкусил смерть и притом крестную смерть, Он будет с нами во всех наших испытаниях, чтобы поддерживать нас. Да, мы имеем не такого Первосвященника, Который не может сострадать нам в немощах наших, но Того, Который, подобно нам, был искушен во всем. Поэтому Он знает и понимает нас, Он сочувствует нам. Он обещал быть с нами, ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя» Евр.13:5. Слава и благодарение Ему!
Если Господь послал тебя в Сарепту языческую, то знай, что Он идет Сам с тобою. «Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» Ис.41:10. Чудный наш Господь – Он Сам идет вместе с нами в нашу Сарепту!
Дорогой друг, может быть, тебя одолевают трудности, испытания кажутся непосильными, поверь, что Он стоит с тобою рядом, чтобы помогать тебе. Сделай один шаг к Нему – Он хочет спасти тебя, чтобы ты стал Его чадом, и тогда то, что кажется тебе таким безнадежным, Бог превратит в благословение. Он только просит права войти в твою жизнь. Открой Ему двери твоего сердца, и ты станешь самым счастливым человеком. Да поможет тебе Господь!о и воспрепятствуешь Духу Святому, увещевающему тебя покаяться, то в тот день, когда Он будет судить мир в праведности Иисусом Христом, то это слово будет свидетельствовать против тебя. Мы не скрывали от тебя истины, но указали путь спасения, потому ты без извинения. Тебе остается только принять Его, и ты будешь спасен, а если отвергнешь – твоя потеря будет вечной.