В 13-ой главе в 9-ом стихе книги Деяния Апостолов мы впервые встречаемся с именем «Павел». До этого апостол был известен под именем Савл, но с этого момента он всегда называется Павлом.
Притом до этой главы он числился вторым по порядку со своими сотрудниками, а начиная с этого места книги Деяния он именуется первым. Что имя его теперь на первом месте, не без значения, но что гораздо значительнее, это то, что имя его изменяется и что больше он уже не называется Савлом, а Павлом. Какое может быть значение в этой замене на новое имя?
Павел, Пампео Батони, 1772г
Во-первых, новое имя говорит о рождении нового человека. Ведь имя дается человеку при его рождении, не так ли? Вы может быть вспомните тот случай, когда Андрей приводит к Иисусу Христу своего брата Симона. При этой встрече Христос пророчески дал Симону новое имя «Петр». Спаситель сказал о той перемене, которая произойдет в нем, когда благодать Божья совершит Свое чудное дело в его сердце: «ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» Ин.1:42.
Правда, Савл принял свое новое имя спустя время после своего обращения, что тем более знаменательно, потому что теперь он начинает как никогда осознавать, что произошло с ним в момент его обращения, насколько всеобъемлющей перемена произошла в его жизни, когда на пути в Дамаск он встретился с Иисусом Христом. В нем произошел переворот, вернее он переродился, он в полном смысле этого слова стал новым человеком, или как он сам выразил в одном из своих посланий: «…кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» 2Кор.5:17.
Все вышесказанное говорит нам, что основной сущностью христианства является обладание новой жизнью, которая дается нам чрез веру в Божьего Сына. Поэтому, там, где есть вера, проявится и новая жизнь, Христова жизнь. Христианство, которое ограничивается внешними обрядами и нормами – вовсе не христианство. Христианство, которое имел апостол Павел, произвело в нем радикальную перемену во всей его натуре, в каждой сфере его жизни, в полном смысле этого слова, древнее прошло, теперь все стало новое. Так мог сказать апостол Павел.
Посмотрите на него, он выезжает из Иерусалима преследователем, гонителем церкви, а прибывает в Дамаск Божьим чадом. Испытывая отвращение, ненавидя и презирая Иисуса Христа, он едет в Дамаск, но приезжает туда разбитым и покоренным, да, побежденным тем же Христом, которого он преследовал. И теперь всё, что было для него преимуществом, то ради Христа он почитает тщетою: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» Фил.3:8. Свой опыт, свою веру, смысл жизни, свое учение, надежду – все он суммировал этими словами: для меня жизнь Христос! Да, христианство для него сократилось в одно единое всеобъемлющее слово – это имя Христос!
Что апостол говорит этими словами: «Для меня жизнь Христос»?
Во-первых, что Христос автор его жизни. Иначе говоря, до этого он не имел жизни, он начал жить только с момента, когда Христос в нем родился силою Духа Святого. Другой возможности для апостола Павла не существовало. У него была одна разделяющая линия, с одной стороны была ветхая жизнь, а с другой новая. Переход этой линии для него стал переходом из смерти в жизнь: древнее прошло, теперь все новое! Для него все старое, прошлое, ветхое исчезло из виду, он со всем этим больше не считался, для него все стало свежее, новое, и в этом новом он нашел смысл жизни. Это новое сфокусировалось для него в одном имени, в одной личности – в Иисусе Христе.
Новая жизнь апостола Павла началась, когда свет с неба осенил его на пути в Дамаск. Посмотрим на него до и после этого события. Он был честным, моральным, глубоко религиозным и искренним человеком. В руке он нес важные документы, письма от первосвященника. Для чего? Чтобы арестовать группу людей, которых считал еретиками, которые поклонялись Иисусу из Галилеи, распятому друзьями Савла. Этим людям ни в коем случае нельзя позволить продолжить подрывать национальную религию его народа, и с поручением от первосвященника он едет в Дамаск ликвидировать угрозу, когда вдруг свет его ослепляет с неба и он слышит голос. Савл падает на землю и спрашивает: «Кто Ты, Господи?»
Савл по дороге в Дамаск
Представьте себе с каким удивлением он слышит ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь» Деян.9:5. А теперь вслушаемся в следующее его слово, произнесенным гонителем всего Христова, он говорит: Господи!!!
Какая перемена! Вдумайтесь, он стал в тот момент членом той самой церкви, которую гнал и преследовал! Ведь верные члены Христовой церкви всегда говорят: «Господи! Господи Иисусе Христос». Ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» 1Кор.12:35, скажет апостол Павел позже.
Видите какую радикальную перемену в этом человеке выявило одно слово: «Господи!» А что дальше говорит он? «Господи! что повелишь мне делать?» Деян.9:6. Вот тут началась жизнь, Савл перешел из смерти в жизнь. Это было днем его рождения. Он стал новым человеком и этому рожденному духовно человеку дали новое имя Павел.
Разреши тебя спросить, мой друг: когда был твой день духовного рождения? Имел ли ты его? Ты говоришь, я не знаю, когда я родился, не могу сказать ни дня, ни часа. Да, я знаю, что есть искренние верующие, которые не могут указать на определенное время их рождения свыше, но если они дети Божьи, то они знают, что они его имели, ибо они жизнь Христову имеют. Был ли в твоей жизни такой момент, когда благодать Божья тебя коснулась и ты перешел из смерти в жизнь? Важно то, имеешь ли ты ее сейчас? Можешь ли ты сказать: для меня жизнь Христос? Если ты не уверен, то сегодня, да, сейчас ты можешь получить эту уверенность. Христос сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» Мф.11:28, и в другом месте Он говорит: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» Ин.6:37. Сделай это теперь, приди к Христу сейчас и у тебя будет этот день рождения свыше. О, чудный факт возрождения, сам Христос делается нашей жизнью и вместе с Павлом мы можем сказать: для меня жизнь Христос!
Но прошу заметить, что Христос был для Павла не только автором жизни, но Христос Сам поддерживал его жизнь, и Павел мог сказать: для меня продолжение жизни – Христос. Около тридцать лет продолжается его жизнь во Христе после обращения, все более и более он зависим от этой новой жизни, он ценит ее превыше всего. Фактически, этими словами апостол Павел признает свою беспомощность, что все это время не он держался за Христа, а Христос его держал. Если бы он на себя надеялся, он не выдержал бы ни одного дня.
Друг мой, если ты думаешь, что стоишь, надеешься на свою стойкость, на свою способность бороться с грехом, то уверяю, ты потерпишь полное поражение. Самое безопасное место для тебя и меня – это всегда находиться в пронзенной руке нашего Спасителя. «И Я даю им жизнь вечную, - говорит Христос, – и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» Ин.10:28,29. Благодарение Господу! Продолжение моей жизни во Христе, не от меня зависит, а от того, Кто меня держит в руке Своей.
Вы помните Христы слова о виноградной лозе? «Я есмь истинная виноградная Лоза, …а вы ветви» Ин.15:1,5. Христос говорит, что Он не только даятель и автор жизни, но что Он ее и поддерживает. Христос не сказал: Я ствол Лозы, то есть основная часть Лозы. Нет, Я есмь Лоза! Иными словами, Христос – ствол, Он же и корень, и ветви, и листья, и плоды. Он вся виноградная Лоза. Мы думаем, что Христос только главная часть лозы, а мы привитые ветви. Нет, дорогие мои, Он вся Лоза! И что это значит? Вы ветви – часть Лозы, и жизнь ветви – жизнь Лозы. Ветвь – часть Лозы и та же самая жизнь, которая в Лозе, она же и в ветвях и эта жизнь производит плоды Лозы. Для меня жизнь Христос, Его жизнь меня поддерживает, Христос сам во мне! Я Его и Он мой, Он во Мне и я в Нем. О, какая чудная истина!
Но заметьте, что Христос также стал законом для Павла. Некогда он гордился своими достижениями в законе Моисеевом: «…обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель Церкви (Божией), по правде законной – непорочный». Но когда он познал Христа, то что для него «было преимуществом, то ради Христа» он почел тщетою (Фил.3:5-7). Он обнаружил другой закон, закон веры, закон свободы во Христе Иисусу.
Вот почему он так упрекает верующих в Галатии: «О несмысленные Галаты!» Гал.3:1. Вы шли хорошо, кто остановил вас, кто прельстил вас? Что остановило их духовный рост во Христе? Они начали покоряться иудейскому закону, тщательное соблюдать и навязывать другим праздничный день субботу, говорили: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». В деле своего спасения стали уповать на исполнение видимых правил. Павел же говорит, что это имеет «только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела» Кол.2:21-23, а пользы душе никакой не приносит. «К свободе призваны вы, братия, – говорит им Павел, – только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» Гал.5:13.
Для нас – жизнь Христос, а не закон или человеческие правила, даже хорошие. Христос во мне сделался законом для меня – Его воля является правилом моей жизни. Об этом пророчествовал Иеремия, именно об этом принципе Христовой жизни в сердце человека: «Вложу закон Мой, – говорит Господь, – во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом… И дам им одно сердце и один путь… и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» Иер.31:33,32:39,40. Этот завет написан не на скрижалях каменных, но Духом Божьим на скрижалях нашего сердца.
Эта чудная и могущественная Божья жизнь во Христе в сердце верующего человека ведет, указывает, делает способным идти Христовым путем. Да, Христос закон моей жизни, «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» Гал.2:20. Да, «благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе» 2Кор.2:14.
Притом, если Христос живет во мне, то обязательно будет соответствующий плод. Если человек говорит: «для меня жизнь Христос», а его жизнь сплошной эгоизм, он горд, самолюбив, других всегда критикует, можно ли сказать, что такой человек христианин? Никак, дорогие мои. Христос сказал: по плодам их узнаете их. Если я говорю, что для меня жизнь Христос, то это должно во мне проявляться, и никак иначе. Если Христос во мне живет, то я буду прощать, как Христос прощал. В себе такой готовности прощать ближнего, не говоря уже врага, я не нахожу. Только Христос может так прощать, даже как Спаситель велит нам прощать до семи раз в день согрешившего против нас брата.
Но заметьте еще, что Христос не только автор жизни, но Он и венец жизни, или как сказано автором послания к Евреям: начальник и совершитель веры – Иисус. Он совершит до конца Свое чудное дело спасение моей души. Благодарение Ему вовек!
Обратите внимание, что Павел сказал сразу после своих слов, что для него жизнь Христос? Он пишет эти слова из тюрьмы. Он в узах и ожидает решения кесаря. В любой момент его могли вывести на городскую площадь казни – где один удар меча, и жизнь кончена. Эту возможность Павел предвидел, потому и говорит: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас».
Жизнь и смерть потеряли прежнее значение для Павла, вот почему он и может смотреть на меч кесаря Нерона и с торжеством заявить: «Для меня жизнь – Христос, и смерть - приобретение» Фил.2:21. Павел не видит перед собой палача, а видит только Христа, и Его жизнь! Поэтому то смерть для него приобретение, что значит, что я буду со Христом.
Мой друг, какое значение имеет жизнь для тебя? Можешь ли ты сказать: для меня жизнь – Христос? Если так, тогда решен и вопрос смерти. Смерть не будет потерей всего, а приобретением всего. О, какое чудное наследие ожидает любящего Господа! Благодарение Господу, что смерть не есть конец, но только начало вечного блаженства для тех, которым Христос стал жизнью.
В заключение я хочу предложить, чтобы каждый сам вставил пропущенное слово: для меня жизнь… – что? Ответьте себе. Деньги? Слава? Развлечение? Угождение плоти? Или Христос?
Для чего жить? Для кого жить? Возлюбленные, жить для Христа – это неизреченное счастье, как временное, так и вечное.
Твой ли Христос? Можешь ли ты сказать: для меня жизнь – Христос? Если нет, то смерть не будет приобретением для тебя. Можешь ли ты воспеть от всего сердца:
"Новое сердце из тканей живых,
Бог милосердный во мне сотворил…
Новое все, дал мне Господь,
Новое сердце и новую жизнь Он мне дал."
Вот в этом состоит значение нового имени Савла. Он родился вновь, он нашел Христа, и этому новому человеку он дал новое имя – Павел.
Мой друг, и ты можешь стать этим Павлом, этим новым творением, новым человеком. «Но с чего мне начать?» —спрашиваешь ты. Начни, с чего Савл начал: «Господи! Что повелишь мне делать?» Начни с этого. Кто с этого искренне, от всего сердца, начнет, к тому Господь придет и для того взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его. Тогда древнее все пройдет и настанет новое. Благодарение Господу!
Приди к Нему сейчас, и вместе с новым именем Он даст тебе новую природу, новое сердце, тогда и ты сможешь сказать: для меня жизнь – Христос! Пусть Господь тебе поможет это сделать сейчас.